«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Бог искушал Авраама (Быт. 22: 1) не для того, чтобы

узнать, каков Авраам! Потому что ведал его Ведущий

всякого человека прежде, нежели человек начнет существовать. Искушал Авраама Бог, то есть посылал

ему скорби для пользы его, чтобы доставить ему возможность усовершен ствоваться в вере (преподобный

Марк Подвижник).

Всякий человек, по вступлении в этот мир, должен

развивать и укреплять свои силы по средством многотрудной деятельности, особенно свободная воля, главная действующая сила души, для укрепления

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 96 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 97

и развития своего, необходимо должна пройти поприще испытания, встретить и преодолеть различные

искушения, чтобы утвердиться в добре и отвержении

от зла; иначе, если бы стремление к добру, не встречая

испытаний, искушений, само собой по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру

не имело бы высокого нравст венного достоинства.

Как инстинкт – дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительнее перед нечистыми чувственными влечениями к

удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно.

«Как кормчего корабля – буря; борца – поприще;

воина – сражение; великодушного – бедствие, так

христианина – искушение проявляет», – говорит святой Василий Великий. Искушения постоянно более

укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже

пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее

колеблются ветрами, так и добродетель наша более

укрепляется, усовершается посредством борьбы с искушениями. В искушениях мы лучше познаем свои

немощи, свое ничтожество, таким образом, научаемся

смирению, без которого невозможно угождение Богу

и спасение. При сознании своей немощи в искушениях мы смиреннее и усерднее исправляем помощь от

Бога, при которой лучше преуспеваем во всякой добродетели; часто испытывая Божие заступление, более

бываем благодарны Богу и больше располагаемся к

люблению Его. Кроме того, при сознании своей немощи в искушениях мы бываем более снисходительны, сострадательны к немощным, и, в брани научаясь искусству препобеждать врагов, мы приобретаем опытность во всем, успешнее можем преуспевать в нравственном совершенстве и быть способнее врачевать