«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 96 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 97

и развития своего, необходимо должна пройти поприще испытания, встретить и преодолеть различные

искушения, чтобы утвердиться в добре и отвержении

от зла; иначе, если бы стремление к добру, не встречая

испытаний, искушений, само собой по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру

не имело бы высокого нравст венного достоинства.

Как инстинкт – дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительнее перед нечистыми чувственными влечениями к

удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно.

«Как кормчего корабля – буря; борца – поприще;

воина – сражение; великодушного – бедствие, так

христианина – искушение проявляет», – говорит святой Василий Великий. Искушения постоянно более

укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже

пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее

колеблются ветрами, так и добродетель наша более

укрепляется, усовершается посредством борьбы с искушениями. В искушениях мы лучше познаем свои

немощи, свое ничтожество, таким образом, научаемся

смирению, без которого невозможно угождение Богу

и спасение. При сознании своей немощи в искушениях мы смиреннее и усерднее исправляем помощь от

Бога, при которой лучше преуспеваем во всякой добродетели; часто испытывая Божие заступление, более

бываем благодарны Богу и больше располагаемся к

люблению Его. Кроме того, при сознании своей немощи в искушениях мы бываем более снисходительны, сострадательны к немощным, и, в брани научаясь искусству препобеждать врагов, мы приобретаем опытность во всем, успешнее можем преуспевать в нравственном совершенстве и быть способнее врачевать

немощи немощных. Кто не был искушаем, тот не

искусен ни в чем (Сир. 34: 10)... Чем больше искушений кто преодолевает, тому тем больше венцов славы

в награду дано будет. Сколько нападений искушений, столько же венцов готовится терпящему. Ибо это суть

залоги у Праведного Судии. Без искушений человек

легко мог бы впасть в нерадение, при котором он сам

себе сделался бы врагом; нерадение и недеятельность

вовсе расслабили бы его душевные силы и он малопомалу совсем погрузился бы в чувственность; искушения пробуждают его от беспечности, поневоле заставляют быть внимательнее к себе, строже бдеть на