«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно.
«Как кормчего корабля – буря; борца – поприще;
воина – сражение; великодушного – бедствие, так
христианина – искушение проявляет», – говорит святой Василий Великий. Искушения постоянно более
укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже
пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее
колеблются ветрами, так и добродетель наша более
укрепляется, усовершается посредством борьбы с искушениями. В искушениях мы лучше познаем свои
немощи, свое ничтожество, таким образом, научаемся
смирению, без которого невозможно угождение Богу
и спасение. При сознании своей немощи в искушениях мы смиреннее и усерднее исправляем помощь от
Бога, при которой лучше преуспеваем во всякой добродетели; часто испытывая Божие заступление, более
бываем благодарны Богу и больше располагаемся к
люблению Его. Кроме того, при сознании своей немощи в искушениях мы бываем более снисходительны, сострадательны к немощным, и, в брани научаясь искусству препобеждать врагов, мы приобретаем опытность во всем, успешнее можем преуспевать в нравственном совершенстве и быть способнее врачевать
немощи немощных. Кто не был искушаем, тот не
искусен ни в чем (Сир. 34: 10)... Чем больше искушений кто преодолевает, тому тем больше венцов славы
в награду дано будет. Сколько нападений искушений, столько же венцов готовится терпящему. Ибо это суть
залоги у Праведного Судии. Без искушений человек
легко мог бы впасть в нерадение, при котором он сам
себе сделался бы врагом; нерадение и недеятельность
вовсе расслабили бы его душевные силы и он малопомалу совсем погрузился бы в чувственность; искушения пробуждают его от беспечности, поневоле заставляют быть внимательнее к себе, строже бдеть на
страже своего спасения, по страху поражения от врагов и погибели.
Искушение полезно всякому человеку. Ибо если полезно было искушение апостолу Павлу (2 Кор. 12: 7), то да заградятся всякие уста... Как скоро Бог увидит, что в помысле человека начало появляться несколько
сомнения и стал он высоко думать о себе, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него
искушения, пока не познает свою немощь, не бежит
и не емлется в смирении за Бога. Этим приходит человек в меру мужа, совершенного верой и упованием
на Сына Божия, и возвышается до любви. Ибо чудная
любовь Божия к человеку познается, когда бывает он