Елена Василенко-ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ -Л.И.ПАНОВОЙ И Р.И.ГАРИФЗЯНОВА «ОТКРОВЕНИЯ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ»-Критический анализ-Оглавление-I.
II. 1) ЧТО ТАКОЕ «НЬЮ ЭЙДЖ»
Прежде всего, нужно разобраться, что такое «Нью Эйдж». Свое существование это движение начало в 19 веке, когда Е.П.Блаватская (1831-91) организовала «Теософское общество» (1875 г.); в его учении причудливо соединились оккультизм, восточные религии и гностический вариант христианства. Ученица Блаватской Э.Бейли (1880-1949), развивая это учение в дальнейшем, довела его до уровня мировоззренческой системы [5]. Можно сказать, что «Нью Эйдж» – «искусственно созданная религия» [6], позаимствовавшая самые разные идеи из других религий и практик. Представители этого движения отличаются своей верой в скорое наступление «новой эры человечества», эпохи всеобщего «просветления» и «преображения» [7,с.513]. Но название «Новый век» обманчиво, т.к. оно не является ни новым по своей сути, ни движением с четко организованной структурой, ни, тем более, провозвестником новой эры [6]. Действительно, нельзя сказать, что существует некая единая секта под названием «Нью Эйдж», это – «система отдельных групп людей, явление аморфное, широкоохватное, в которое вовлечено много сект и организаций. Можно придерживаться идей «Нью Эйдж», не входя при этом ни в одну из этих организаций» [7,с.492]. «Нью Эйдж» подразделяется на две ветви – оккультную и гуманистическую, учение Пановой относится, скорее, к первой группе, главной чертой которой выступают вера в реинкарнацию и карму, а мировоззрение заключается в том, что «человечество находится на пороге всемогущества» [5]. «Нью Эйдж» стало «основным противником христианства в наши дни по причине своей привлекательности для греховной природы человека и в результате тонко замаскированной лжи» [5].
Разные исследователи по-разному классифицируют признаки данной идеологии. Если собрать воедино эти классификации, то можно выделить то, что присуще «Нью Эйдж» в целом: идея безличного Бога, пантеизм; вечная Вселенная; отсутствие страха смерти, понятий «грех», «суд», «Искупление», «благодать»; реинкарнация как путь к личностному совершенствованию; «ченнелинг» как продолжающиеся «откровения» от внеземных существ; оккультные практики (астрология, магия, спиритизм); пропаганда «мирового порядка» и синкретизма – стремления синтезировать несовместимые верования [5;6;7,с.528-529]. Идеи «Нью Эйдж» активно распространяются в России и странах СНГ: «Все большее влияние в стране приобретают отечественные тоталитарные секты – продукт преломления сознания «Нью Эйдж» в постсоветском менталитете» [7,с.10]. Книги Пановой стали ярким выражением этой идеологии, в своем роде уникальным.
2) ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КНИГ
Авторы познакомились в 90-х гг. Гарифзянов – журналист, редактор «желтой» газеты «Блиц». Панова – жительница кубанской станицы Переправная, в прошлом – зоотехник, товаровед, работала на Крайнем Севере. С началом перестройки пыталась заняться бизнесом, завела фермерское хозяйство, которое уничтожили конкуренты. Лишившись средств к существованию, стала зарабатывать прорицанием с помощью зеркала и монетки: «Этот пожар заставил по-другому посмотреть на мир и изменить отношение к своему удивительному дару общения с духами. Если раньше она использовала этот дар только для близких и знакомых, то теперь поняла, что нельзя ограничиваться лишь этим» [II,с.25-26]. Встретившись с Гарифзяновым, она продемонстрировала свои способности [I,с.6]. Журналист решил написать о ясновидящей книгу, которая преподносилась не как авторский вымысел, а как запись «откровений» духов, с которыми общалась Панова. Книга вышла в 1998 г. и имела огромный успех. Ангелы-Хранители, по словам Гарифзянова, сказали: «Книга станет популярной во всем мире. Мы это сделаем… мы обеспечим книгам свыше «зеленую улицу», ваша задача лишь одна – ничего не исказить и сделать все так, как вам скажут» [V,с.29]. Воодушевленные соавторы начали выпуск серии книг, которая на сегодняшний день насчитывает уже 9 частей. Книги претендуют на то, чтобы «дать ответы на самые животрепещущие вопросы современности», например, об НЛО, египетских пирамидах, переселении душ, болезни и смерти, загадке Атлантиды и т.д. Все это можно было бы отнести к очередным «контактерским» нелепицам, однако в книгах содержатся нападки на христианство и прямо антиправославные высказывания, отрицающие догматы веры, при этом все облечено в весьма достоверную форму и подкреплено вескими аргументами. Не стоит забывать, что это один из приемов врага нашего спасения: «Обманывая, ему нравится убеждать. Из него аргументы текут, как вода в каскаде… Он может нас увлечь чтением книги, которая написана под его вдохновением» [9]. По словам самого Гарифзянова, книги серии «Откровения Ангелов-Хранителей» написаны для «самых обычных людей с простыми человеческими слабостями, которые… хотят просто жить, немного выпивать, флиртовать с противоположным полом, зарабатывать деньги, тратить их, иногда нарушать законы… то есть мало-помалу грешить» [I,с.15]. Таким образом, если Новозаветное Откровение ставит целью освободить человека от рабства греху и страстям, то «Откровения Ангелов-Хранителей» приводят людей в рабское по духу состояние [10,с.51].
3) ОТРИЦАНИЕ ПАНОВОЙ СВ.ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ ЦЕРКВИ КАК ИСТОЧНИКА ВЕРОУЧЕНИЯ
По ее утверждениям, Писание было «искажено», содержит не Богооткровенные истины, а человеческий вымысел. Ее рассуждения на эту тему очень напоминают высказывания советских пропагандистов атеизма. «Для чего правили Библию? Чтобы легче было управлять людьми. Новая догма помогала сильнее запугивать простой народ» [I, с.113]. «Оригинал Библии до наших дней не сохранился. Точнее, он есть, но пока людям не доступен» [I,с.282]. «Люди исправляли Библию, как хотели, вписывали туда все, что хотели» [VI, с.257]. Зато они с Гарифзяновым под руководством Ангелов-Хранителей «не перевернули Библию, а лишь добавили в нее недостающие страницы» [VII, с.103]. Эти высказывания настраивают читателей на то, что Священному Писанию доверять не стоит, а Предание Церкви – и вовсе «легенды, которые даже у сильно верующих людей вызывают большое сомнение»; книги же Пановой, напротив, содержат истину, это не вымысел человека, а «только то, что было сказано свыше» [II,с.47]. Таким образом, на любые попытки опровергнуть ее учение с помощью Библии Панова отвечает, что авторитет Слова Божия вообще под большим сомнением, а взамен предлагает новые «откровения». Это в целом очень характерно для движения «Нью Эйдж»: «Сторонники Движения Новой Эры подходят к Библии с предубеждением, основанным на том, чему они склонны доверять» [11]. Утверждая, что в Библии полно противоречий [II,с.48], Панова не пытается разобраться в том, что это за противоречия, какова их природа, и не задумывается, что если бы Слово Божие писали люди по некоему согласию, с целью мистификации, то все эти противоречия были бы ими уничтожены. Сама неоднородность Св.Писания убеждает в том, что оно подлинно, а не создано группой мошенников [12].
В Православной Церкви существует иное отношение к Писанию. Мы веруем, что «Все Писание (в с е, а не частично!) Богодухновенно» (2Тим.3:16); Иерусалимский Собор в 1672 г. вынес определение: «Веруем, что это Божественное и Священное Писание сообщено нам Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь» [13,с.34]. Только просвещенный благодатью Св.Духа ум может воспринять Писание верно. Всегда существовало отношение к Св.Писанию как к величайшей святыне, его переписывание было священнодействием, и поэтому нельзя допустить, что в многократно проверенных текстах допущены грубые ошибки. Так, в рукописях книги пророка Исаии, датируемых 1 в. до Р.Х. и 10 в. по Р.Х., нет ни одного разночтения [14,с.117].