Елена Василенко-ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ -Л.И.ПАНОВОЙ И Р.И.ГАРИФЗЯНОВА «ОТКРОВЕНИЯ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ»-Критический анализ-Оглавление-I.

4.ЧЕЛОВЕК. Учение о человеке – центрально в системе Пановой. Человек, по учению Пановой, состоит из души и тела [I,с.57]. Душа – часть Бога, предсуществует, вселяется в тело на 40-й день [IV,с.54], «растет» [I,с.59]. Главнее всего в теле мозг [I,с.59]. В душе, по словам Пановой, «много серебра» [I,с.246]. В душе есть два начала – доброе и злое, постоянно борющиеся [II,с.23]. Св.Иоанн Дамаскин решительно высказался против такого взгляда; по его словам, если добро воюет, то оно уже перестает быть добром [28,с.324]. Цель жизни человека – «очистить душу от черноты» [V,с.23], чтобы больше не возвращаться на Землю. На Землю идем по желанию [V,с.31], сами выбираем себе судьбу, которая неизменна. Согласно с учением «Нью Эйдж», человек выбирает свою судьбу в следующем воплощении «для избавления от отрицательной кармы» [5], тогда как в Православии целью жизни человека является причастие Божеского естества, деятельное познание Бога и служение Ему (Мф.5:48,Деян.17:24-27) [22,ч.2,с.91-92;35]. Учение о судьбе в корне противоречит учению Церкви о свободе воли человека (Ис.1:19-20), согласно которому существует Божий Промысел, целью его является личное спасение человека, а не земное счастье, на которое направлена наша воля [36;37]. Первородного греха нет. Грех Адама и Евы в том, что Авель был убит Каином [I,с.282]. Человек спасает себя сам (…не ждать Его прихода, когда Он вновь придет и спасет наши души, не лучше ли самим спасти себя») [V,с.71], «работая» Ангелом-Хранителем на Земле [V,с.162]; грехи не прощаются [I,с.92], а «отрабатываются», хотя в другом месте Панова говорит, что «Бог нам все грехи простил еще до нашего рождения» [VII,с.240]. В связи с учением о реинкарнации (лат. «перевоплощение») в «Нью Эйдж» вообще упраздняются понятия суда и греха, а зло и добро человек во многом определяет для себя сам [6]. «Мы все подавлены ненужным чувством греховности и вины» - такова одна из предпосылок этого эгоистического лжеблаговествования» (ср. «Все согрешили и лишены славы Божией», Рим.3:23,5:12) [21]. Душа возвращается 9 раз [I,с.101] (в другом месте – бесконечно [V,с.147]), пока не «очистится», иначе может сгореть [VI,с.242]. «Смысл жизни – не в том, чтобы избежать смерти» [IX,с.87], хотя смысл любой религии, в конечном счете, сводится именно к преодолению смерти [38,с.68], вообще смерти бояться не следует, это благо. Испытания на Земле служат «для нашего развлечения» [IX,с.125].

5.ХРИСТОС «НЬЮ ЭЙДЖ». Раз нет греха, то и Искупление становится ненужным. «Иисус принял смерть не для того, чтобы искупить чужие грехи людские… а чтобы показать нам, каким должен быть истинно верующий… Не искупал Он своей смертью на кресте грехов людских!» [III,с.290;V,с.145). Но, отвергая Искупителя, «Нью Эйдж» забывают, что главная проблема человека – не в незнании, а в пораженности грехом (Еккл.7:20,Мф.15:19), и сами себя спасти мы не можем [6;39]. Христос «Нью Эйдж» – не Спаситель, тем более не Бог («На самом деле Бог никогда на землю не спускался» [V,с.133]). Но если принять это утверждение, придется признать, что Он – «великий, ни с кем не сравнимый самозванец, который приравнял Себя Богу» (Мк.14:61-62) [40].

Для Пановой Иисус Христос просто Учитель, такой же, как Будда, Магомет, Моисей, один из «Сынов Божиих», при этом каждый из них проповедовал «одно и то же, одну и ту же религию» [I,с.71]. Нелепость этого высказывания, так свойственного теософам, очевидна: достаточно сравнить учения Будды и Магомета с христианством, чтобы понять, что это совершенно разные религии. Так, ислам не признает Бога, кроме Аллаха, т.е. не считает, что все религии равны [41,с.47], а также утверждает, что всему человечеству был послан Коран, а не «Откровения Ангелов-Хранителей», и после Мухаммеда пророков быть уже не может [41,с.52,55]. В исламе присутствует вера в последний суд, в ад и рай с их блаженством и муками, а средством избежать мук служит строгое соблюдение ритуалов [41,с.135]. Как видим, нет и следа учения о переселении душ [38,с.33]. Панова утверждает, что «Иисус с поклонением и почтением относился к Будде и всей душой воспринял его учение. Буддизм – самая миролюбивая и человечная религия на Земле» [II,с.121]. Однако в буддизме нет учения о любви к ближнему, на чем так любит делать акцент Панова; т.к. буддизм отвергает само существование личности, индивидуальной души, любовь же не может быть не личностной. Также буддизм не слишком разборчив в средствах для достижения целей, если считает эти цели благими, что уже нельзя назвать «миролюбием и человечностью» [19; 42] Можно сказать, что буддизм – «религия вне Бога», его сходство с идеологией «Нью Эйдж» можно усмотреть в признании возможности самоспасения [41,с.238,240]. Панова, очевидно, совершенно не знакома с этими религиями, так как ни разу не цитирует высказываний Будды или Магомета в сравнении со словами Христа, чтобы подтвердить общность их идей.

Евангелие «искажено людьми в угоду Церкви», там почти все извращено [II,с.148]. Согласно Ангелам-Хранителям, подлинное Св.Писание, написанное Самим Иисусом на «индийском языке пали», скоро откроется [II,с.134], хотя Господь подчеркнул, что Он ничего не говорил тайно (Иоан.18:20). «Настоящая история жизни Иисуса» в изложении Ангелов-Хранителей выглядит так. Христос – простой человек (непорочного зачатия не было) с необычными способностями, как и Его Мать; после путешествия в Индию Он их еще развил. Идея о том, что Христос был в Индии, не нова, она проповедуется теософами-оккультистами с давних пор; так, еще в 1894 г. появилась книга Н.Нотовича «Пробелы в жизни Иисуса», излагающая примерно то же, о чем поведали Ангелы-Хранители; в 1911 г. вышла книга Л.Доулинга «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея», весьма схожая по содержанию с «Откровениями Ангелов-Хранителей» [39;43;44]. Однако не следует забывать исторических фактов, а они говорят о том, что первые упоминания о буддизме в Римской империи относятся к III-IV вв. по Р.Х., а также что монотеистическая религия иудаизма, в отличие от политеизма римлян, не шла на принятие чуждых религиозных идей [43]. Как свидетельствуют Евангелия, Господь до Своего выхода на проповедь находился дома, в Назарете. Он изучал Писания, что позволило Ему в дальнейшем так часто их цитировать (еврейский Закон, а не Веды!) и уважать (Мф.5:18,Лук.2:52); учился ремеслу плотника; жители Назарета хорошо Его знали именно в этом качестве (ср.Мф.13:54-57,Мк.6:3), поэтому отнеслись к проповеди недоверчиво. Наконец, нигде Господа не обвиняли в том, что Он проповедует чуждые религиозные идеи, что было бы хорошим поводом для искавших обвинения врагов (Матф.26:59-60) [45]. При внимательном рассмотрении можно понять, что личности Будды и Христа слишком различны, между ними нет ничего общего [46]. Буддизм совершенно не схож с христианством [47;48] в своей проповеди самоспасения и будучи «проникнут холодным веянием отрицания» [49].

Христос, по словам Пановой, мечтал о религии, единой для всех [II,с.188], хотя в самом Евангелии нельзя найти упоминаний об этом, напротив, Господь говорил, что Его последователи будут «малым стадом» среди враждебного мира (Лк.12:32). Чудеса Господа выставляются в книгах как результат полученных знаний и способностей, тогда как на самом деле евангельские чудеса служат свидетельством Божественности Христа (Иоан.20:31), поясняют Его миссию символически [50]. Так, чудо в Кане Галилейской объясняется тем, что «Иисус, обладавший невероятной силой гипноза, внушил всем гостям, что в кувшинах находится не вода, а вино… Иисус был величайшим гипнотизером» [II,с.113]; далее утверждается, что «Иисус лечил людей с помощью молитв и своей невероятной энергией… В наше время Иисуса назвали бы биокорректором или экстрасенсом» [II,с.200]. Воскрешать умерших Христос мог только в том случае, если после смерти не прошло 3 дня [II,с.205], однако это противоречит рассказу о воскрешении Лазаря, где прямо сказано, что Лазарь находился в гробе 4 дня, его тело уже начало разлагаться (Иоан.11:39). Панова утверждает, что это был запах индийских благовоний, и вообще Иисус прибыл ко гробу спустя несколько часов после смерти Лазаря [II,с.238]. Чудо Преображения объясняется тем, что «Иисус медитировал» с тремя учениками на вершине горы, где были «мощные потоки космической энергии», и, войдя в транс, беседовал с явившимися Ему духами [II,с.234]. Иуда Искариот – родной брат Христа, не предавал Его, на самом деле они вдвоем замышляли восстание против римлян под предводительством Вараввы; «благодаря Ангелам-Хранителям безвинный человек получил оправдание» [III,с.271,292]. Христа распяли за критику фарисеев и иудаизма. Вообще Панова совершенно не представляет сути казни через распятие, по ее словам, «некоторых из распятых после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали на волю» [III,с.294]; Иисус, в частности, «провел на кресте почти неделю» [III,с.296]. Воскресения не было, Христос просто находился в обмороке (Но с медицинской точки зрения, возможно ли человеку, потерявшему столько крови, проведшему так много времени на кресте, остаться в живых, будучи еще положенным на несколько часов на каменный пол? [14,с.122;51]. Затем ученики с Иисусом и Его «женой» Марией Магдалиной ушли в Галлию, где Он и умер впоследствии [III,с.308-309] Т.о. Иисус Христос – не Бог, а факир. Это типичный вариант видения Христа теософами.

В книгах о жизни Иисуса много исторических нелепостей, свидетельствующих о полном незнании авторами истории. Так, говорится, что Симеон Богоприимец был «известным предсказателем… лечил людей травами, мог предсказывать будущее с помощью 13 камней и бараньей лопатки» [II,с.54], хотя в Библии ясно высказано повеление Бога – «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» (Втор.18:9-13).Иоанн Креститель, по словам Пановой, «в 8 лет был определен в иудейский монастырь» [II,с.84], хотя монастыри в Иудее не были известны вплоть до появления христианских подвижников-пустынников. Правда, были общины ессеев, напоминавшие позднейшие монастыри, но туда не могли принять мальчика 8 лет, тем более трудно представить, что он «стал рабом у монахов» [II,с.84]. Само слово «монах» неизвестно в иудаизме, это слово греческого происхождения; первые отшельники появились в Палестине не ранее 4 в. по Р.Х. [52,c.37]. Секта ессеев была скорее эсхатологическим сообществом, вступлению в нее предшествовал испытательный срок, для всех членов общины был обязателен труд [53,с.50;54]. Также Панова не понимает, что такое Крещение в христианстве и чем оно отличалось от крещения Иоаннова; она пишет, что «Иоанн никогда не крестил толпы евреев со всей Иудеи – ему никто не позволил бы это сделать» [II,с.131]. Но в Евангелии ясно сказано, что крещение Иоанна было покаянным, люди исповедовали свои грехи, омываясь в водах Иордана. Кроме иудеев, приходили к Иоанну Крестителю также римские воины, даже фарисеи и саддукеи (Матф.3:7,11; Лк.3:14).

Таких нелепостей в книгах Пановой много, собственно, изложению «жизни Иисуса», а проще говоря, переделанного Евангелия посвящены книги «Путь Иисуса» и «Крест Иисуса». Их вполне можно назвать кощунственной подделкой под Слово Божие. Если это «строго документальный рассказ» [II,с.47], то где же документы, подтверждающие его? Иначе Панова, обвиняя Евангелие в недостоверности, сама находится в положении голословного обвинителя. Если допустить, что Евангелие выдумано или искажено, то почему, в таком случае, эти искажения носят столь странный характер? Гораздо логичнее было бы изложить историю, рассказанную Ангелами-Хранителями, оканчивающуюся «хеппи-эндом». Но Евангелисты честно повествуют о страданиях и унижениях Христа, Его смерти, кажущейся поражением, о трусости учеников. Наконец, никто не стал бы идти на мучения ради красивой выдумки! [14,с.62,119]. С точки зрения историков, Евангелия гораздо более достоверны, чем многие труды древних авторов, в подлинности которых никто не сомневается, существует достаточное количество рукописей и папирусов с их текстами, наиболее ранние из которых относятся к 120 г. по Р.Х. [6;50;55].

6.ЦЕРКОВЬ. Церковь Христос не основывал, это дело рук Его учеников, которые неправильно Его поняли и все исказили [II,с.190] (это уже ближе к протестантизму). Сама по себе она не нужна, т.к. не нужно спасение. По мнению Пановой, если будешь выполнять то, чему учил Иисус Христос, то «станешь самым счастливым на свете. Пройдет немного времени, и все твои мечты и желания сбудутся» [VII,с.20]. Церковь Пановой – просто «целое производство по уничтожению черной энергетики» (иконы, ладан, свечи, Крещенская вода на 98% из серебра [I,с.200] и т.д.). Так, Панова пишет: «Чистая энергетика храма способна исцелить от любого недуга и помочь исполнению любых просьб. Бог видит светлые лучики чистой энергии, идущие от каждого храма» [V,с.41]. Многократно в разных книгах повторяется мысль, что священнослужители стремятся запугать верующих, держать их в рабском повиновении, исказить учение Божье, а также «улучшить свое благосостояние за счет верующих» [II,с.189], т.е. подрывается авторитет священников. Все эти приемы очень хорошо знакомы нам по атеистическим лекциям советских пропагандистов. «Нигилистическое отрицание христианской веры и установлений представляет собой не столько результат потери веры в них и в их божественное происхождение, сколько бунт против власти, которую они представляют, и послушания, которого они требуют» [56,с.58]. Не понимая сути христианства, Панова считает, что «всю нашу жизнь… нам говорили, что вы не можете стать такими, как Иисус» [V,с.99], хотя Православие видит задачу человека именно в уподоблении Христу, и Церковь призвана содействовать в этом усвоении плодов Искупления [22,ч.2,с.217]. Монахи считаются людьми с «сильной энергетикой», способными «вылечить человека по фотографии» [VIII,с.111]. Святые – простые люди, про которых придумано много легенд, исказивших правду. Более того, авторы книг совершенно не знакомы с житиями святых, так как утверждают, например, что «Согласно жизнеописаниям, великомучеников признавали святыми чуть ли не с самого рождения, и почет и уважение сопутствовали им всю их жизнь… Все святые люди уже рождаются святыми, не прилагая к этому никаких усилий» [III,с.315]. Достаточно прочесть жития подвижников Церкви, например, преп.Марии Египетской, 40 лет проведшей в тяжелейшей духовной брани в пустыне, или святых новомучеников Российских, претерпевших жесточайшие истязания из-за нежелания отречься от Христа, чтобы развеять это заблуждение.

7.ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ. Смерти бояться не следует, это только переход. За гробом нас ждет суд Ангелов-Хранителей (этот «Высший суд» Ангелов-Хранителей определяет дату и способ смерти человека, поэтому можно рисковать как угодно – пока не придет твой час: «Умереть без разрешения Ангелов невозможно» [I,с.90,95]), а потом Чистилище, Ад и Рай. В одной книге Ад – реальное место, в других это отвергается и Адом называется сама Земля: «Ад – это ваша земная жизнь. Ваши земные переживания – это и есть те самые «адские мучения» [V,с.120;IX,с.139], место же Ада за гробом занимает Чистилище. Стремление уничтожить страх ада и загробных мук характерно для богоборческих культов: «С Богом можно бороться, но Его нельзя победить, и от Него никуда нельзя скрыться… Поэтому основным стремлением нигилизма было исключить ад и страх ада из сознания людей» [56,с.87]. Эти места понимаются буквально; так, утверждается, что «врата Рая расположены в горах Тибета, а врата Ада находятся в пустыне Гоби» [I,с.112]. Кстати, по учению теософов, в пустыне Гоби в скрытой от глаз стране Шамбале живет некий «Владыка мира», глава иерархии «небесных учителей человечества» [3]. Панова подробно описывает «рай» и «ад» [I,с.101-111], духовный мир представляется ею вполне материальным. Но, согласно учению Православия, Ад и Рай «находятся вне координат нашей пространственно-временной системы… они в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении» [16]. Вечных мук нет [V,с.120] (по другой версии они временны), блаженство – в разлучении с телом. «Ада за пределами Земли нет. Никто души ваших умерших близких нигде не держит. Ни в Раю, ни в Аду… И не слушайте священников, которые, сами ничего не зная о загробном мире, пытаются еще и вас запутать» [IX,с.138]. Тело не имеет никакого значения, это временная оболочка. Погребение и кладбище тоже лишнее, лучше всего кремация. Душу с телом после смерти ничто не связывает. Утверждается даже, что «духов умерших раздражает, когда к ним приходят на могилу, т.к. это их отвлекает от дел и вынуждает спускаться к могиле» [V,с.166,168]. Однако в Православии тело является неотъемлемой частью личности, оно будет восстановлено Богом в Воскресении (Иез.37:1-14) и тоже примет участие в вечной участи человека [16]. Спаситель пришел на Землю исцелить всего человека (Иоан.7;23), поэтому падший человек в спасении получает целостность тела, души и духа [57]. Человек должен прожить 9 жизней [I,с.101], после чего может перейти на другой уровень «на другой планете» [I,с.114]. Вообще учение Пановой о посмертной участи человека по всем признакам совпадает со спиритическим учением 19 века, согласно которому «смерти бояться не следует; не будет ни суда, ни ада; смерть всего лишь переход к более высокому состоянию; цель земной жизни – неограниченный процесс роста в «любви и самореализации»» [16].

Нужно подробнее рассмотреть учение Пановой о реинкарнации. Оно выдержано вполне в теософском духе, даже повторяется излюбленная мысль теософов, что учение о переселении душ было «удалено из Библии» [II,с.154,156]. Но «настаивать на том, что в христианстве когда бы то ни было существовала «эзотерическая» вера в метемпсихоз, «отмененная» Собором в 553 г., можно лишь по невежеству» [38,с.301]. Сам Ориген, которому теософы приписывают веру в реинкарнацию, отрицал это учение [38,с.129,132]; взгляды его были осуждены императором Юстинианом в письме патриарху Мине еще до V Вселенского Собора, в 543 г.. В частности, осуждалась вера в предсуществование душ, которые посылаются в тела для наказания (то, чему учит Панова) [58,с.444-446]. Утверждается, что вера в реинкарнацию была присуща всем древним религиям, например, грекам и египтянам. Однако из истории мы хорошо знаем, что у этих народов как раз существовал культ умерших, например, египетские пирамиды строились в расчете на то, что умерший живет за гробом в своем обычном положении, отнюдь не переселяясь в другое тело (иначе зачем так заботиться о сохранении мумий?). Все ритуальные тексты Древнего Египта ничего не говорят о реинкарнации [38,с.12,19;59]. Древние греки не знали этого учения, оно проникло в Грецию уже в первые века н.э. с Востока, но так и не получило широкого распространения [60]. Греки считали, что души умерших попадают в Аид – царство мертвых, и вечно находятся там, никуда не вселяясь [38,с.29;60]. Древние иудеи, как явствует из Ветхого Завета, тоже придерживались схожих верований; так, первым людям Бог сказал, что они «возвратятся в прах», ни словом не обнадеживая по поводу перевоплощения в новом теле (Быт.3:19); Исаак, горюя об Иосифе, говорит, что «сойдет к сыну в преисподнюю» (Быт.37:35). Нигде в Священном Писании нельзя найти подтверждений идеи переселения душ. Панова приводит те же цитаты из Евангелия, на которые обычно опираются теософы: место об Илии-Иоанне Крестителе (Марк.9:10-13), о хромом с рождения (Иоан.9:1-2) и т.д. Но в Библии есть места, совершенно опровергающие это учение. Так, Иоанн Креститель на вопрос прямо ответил, что он не Илия (Иоан.1:21), к тому же мы знаем из Св.Писания, что Илия не умер, а был взят на небо живым (4Цар.2:11,17) и явился во время Преображения в своем собственном теле (Матф.17:3). В отрывке о хромом от рождения человеке Господь говорит, что на этом человеке должны явиться дела Божии (Иоан.9:3). В книге Иова говорится пророчески: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» (Иов.19:25-27). Если бы Иов верил в переселение душ, то он бы говорил о том, что Искупителя увидит тот человек, в которого переселится душа Иова. Однако он утверждает все-таки л и ч н о е существование души за гробом! В Новом Завете благоразумный разбойник на кресте не «изживал свою карму», а сразу попал в Рай (Лук.23:43); Марфа, сестра умершего Лазаря, говорит Спасителю о своей вере в то, что ее брат «воскреснет в воскресение, в последний день» (Иоан.11:24), ни словом не обмолвившись о том, что душа Лазаря может переселиться в кого-либо другого. Господь Иисус Христос и Апостолы подчеркивали единичность бытия человека (Лук.16:19,2Кор.5:10,Евр.9:27); Господь обещает не цикл перевоплощений, а то, что «Верующий в Него не умрет вовек» (Иоан.11:26).

Кроме того, в учении самой Пановой о переселении душ много противоречий. Например, она говорит, что душа посылается на Землю для очищения, наказания за грехи в прошедшей жизни, а в другом месте пишет, что на землю посылаются только «светлые души для борьбы с дьяволом… только с самого верхнего уровня Рая можно вернуться вновь на землю» [V,с.143]. Но как же тогда этот уровень достигается? В другом месте Панова пишет, что «душа находится в Чистилище до тех пор, пока из ее памяти не сотрутся все земные пороки» [V,с.146]. Зачем же тогда снова возвращаться на Землю? Как можно искупить и исправить то, о чем не помнишь? «Т.к.большинство людей не помнят ничего о своих прошлых жизнях, они не знают, за что терпят страдания в жизни нынешней. А раз так, то как же они могут избежать совершения того же зла, за которое они теперь терпят? Не обречены ли они на то, чтобы снова повторять это зло?» [61]. Если реинкарнация теософии ожидает перемены тела в течение долгих веков, то христианство нацелено на мгновенное изменение души в покаянии [38,с.78]. Учение Пановой о реинкарнации связано с идеологией «Нью Эйдж», т.к. в классическом варианте это буддийское учение предполагает не активную деятельность, направленную на «исправление души», а пассивное устранение от любой деятельности и отказ от индивидуальности, чтобы прекратить цикл перевоплощений вообще [36]. Если теософ радостно принимает мысль о предоставленном ему множестве попыток исправиться, то буддизм стремится вырваться из колеса сансары путем воспитания отвращения к жизни и уничтожения самого желания жить [62]. Смысл реинкарнации Панова видит в том, что это единственный способ искоренить зло [VI,с.276], а также в том, что эта вера может служить утешением для потерявших близкого человека [VII,с.156]. Но если следовать учению о карме, то зло в мире не убывает, а только растет; вполне логичным поэтому представляется «убежать из мира», как это делают буддисты, а также закрывать глаза на чужие страдания, дескать, сам виноват, что и наблюдаем в индуизме [38,с119,138]. В Православии утешением для родных умершего служит вера в Воскресение и вечную жизнь [63,с.154], и христианская религия не знает скорби об усопших (1Фес.4:13). Но Панова прямо отрицает возможность Воскресения: «Физическое тело воскресить невозможно» [IX,с.137].

8.ГРЯДУЩИЙ МЕССИЯ. Панова призывает к «братству религий» и говорит о грядущем новом мире; по ее словам, люди сами могут «установить Рай на Земле» [V,с.95]. Будет приход Спасителя, однако это явно не Христос. Описание Мессии – точь-в-точь облик Антихриста по творениям Свв.Отцов и Писанию [28,с.337-339;64]. Так, в одной из книг есть такие слова: «Люди верили в несуществующего Иисуса Христа… сами сочинили себе какую-то несбыточную сказку о непорочном зачатии… Люди должны сами почувствовать приход Спасителя. Только тогда может родиться этот ребенок, который спасет мир. Нам нужно всем поверить, что Иисус Христос был рожден мужчиной и женщиной… боги пошлют сюда ребенка, который сможет заговорить с Богом… Нужно, чтобы Он увидел, как мы все ждем Его прихода, любим Его. Весь мир Его увидит, и тогда придет Божья благодать, наступит золотой век» [VI,с.249;VII,с.144]. Если учесть, что авторы преподносят свои книги как плод «вещаний» духов, то становится ясно, кто стоит за этими «откровениями»! Панова – «предтеча», антихрист будет «исцелять и учить «живых мертвецов»… будет в тысячи раз сильнее» [V,с.39] и откроет «всю правду»: «Я счастлива, что стою на пороге Его прихода… скоро придет тот, кто расскажет нам во всех подробностях все… Он будет прекрасен как Бог. О его рождении узнают все» [V,с.107]. Конца земного мира не будет: «Земля никогда не погибнет – это колыбель человечества» [I,с.82]. По мнению Пановой, история идет по нарастающей, мы движемся к прогрессу, а не упадку. Этому взгляду все вокруг противоречит – человеческое общество находится в состоянии постоянного разрушения, мир становится все более жестоким (2Тим.3:1-5,13) [21]. Утверждения Пановой соответствуют взглядам идеологов «Нью Эйдж», где утверждается, что личное преображение человека – залог преображения глобального, человечество ждут массовой просветление, мировое единство, «золотой век» с универсальной религией и единым правительством [5]. Представители Движения Новой Эры должны приготовить мир к приходу «спасителя», хотя в Св.Писании сказано, что Второе Пришествие Господа не зависит от человеческих усилий и вообще будет внезапным (Мф.24:44, 2Пет.3:10,1Фес.5:2) [39].

5) ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ. Что касается практического применения учения Пановой, то это соблюдение 10 «заповедей» в ее трактовке [I,с.71-74], и «доброделание»: «Цель жизни каждого человека – сделать как можно больше добрых дел и накопить в себе как можно больше белой энергии» [IV,с.5]. При этом Заповеди Блаженства вовсе не упомянуты, а ведь только в свете Евангельского закона раскрывается подлинная, в отличие от «изживания кармы», возможность очистить свою душу от зла, и подлинный смысл служения ближнему [10,с.94]. Мораль Пановой весьма расплывчата, посмотреть только на ее высказывания о браке (например, IV,с.219-220, IX,с.174-175). Присутствуют методики визуализации, которые следует применять, обращаясь не к Богу, а к Ангелам-Хранителям [I,с.86;IVс.154]. Развивается учение о судьбе («Человек – хозяин своим мыслям и эмоциям, но не хозяин своих поступков» [IX,с.73,104]), что неприемлемо для православного человека. Также в книгах масса советов по оккультизму - заговоры, гадания, приметы, практическая магия, которая называется «высшей медициной» [I,с.140]. Панова откровенно пишет о сущности магии: «В магии нет разделения на черную и белую. Есть просто магия. Черные заговоры – это те, которые воздействуют на человека помимо его воли. Для работы с черными заговорами вы должны с воскресенья, с двух часов дня снять с себя крестики. Во время сеанса магии свечи и лампада не должны гореть; иконы нужно убрать» [I,с.153,155]. Это точные указания «ангелов», открывающие их природу, несовместимую с Божьей благодатью. Еще в Ветхом Завете Господь запретил ворожбу, вызывание духов умерших, гадание и колдовство (Лев.19:31,20:6,27,Втор.18:9-14); то же негативное отношение к этим занятиям высказано в Новом Завете (Гал.5:20,Откр.9:21) [65]. Личное спасение не нужно, об этом в книгах не упоминается вообще. Приводятся хвалебные отзывы о Саи Бабе, к которому Панова ездила лично: «Где находится Бог? На Небесах это Солнце, а на Земле для меня это Саи Баба в Индии» [VII,с.123]. Однако по свидетельству исследователей, Саи Баба – мошенник, одержимый злым духом [66].

В книгах приводятся многочисленные хвалебные письма читателей. Например, пишут следующее: «Я Вас считаю мессией!.. Ваши книги меняют сознание человека… Ни одна религия мира не сравнится с Вашим учением… Вы делаете богоугодное дело – распространяете истину… Мне нужна Ваша помощь. Вы для меня Бог, посланец Бога… Книги Ваши - это самое дорогое и святое, что есть у меня» [I,с.310;V,с.8, 65,67;VI,с.379,425). Панова в ответ на хвалебные отзывы растроганно отвечает: «Раньше я плакала, когда смотрела индийские фильмы, теперь плачу, когда читаю ваши письма» [VII,с.165]. В письмах присутствует и критика, но авторы отвечают на нее весьма своеобразно: «Иногда нам задают вопрос: «А вы не боитесь Бога?» Вопрос этот означает одно из трех: или человек не читал книги, или он просто издевается над нами, или он, мягко говоря, не отличается умственными способностями» [V,с.40]. Далее говорится, что писем с критикой было «всего 6» (наверняка больше!), а ведь «6 - число дьявола» [V,с.43], поэтому такие письма можно считать нападками сатаны. Одно из писем некой верующей женщины, защищающей Православие, приведено в книге «Рай или Ад» [Vс.43-47]. Панова на это написала ответ, где говорит, что у нее есть знакомый священник, который знает, чем она занимается, и не осуждает ее, а также объяснил, что она не может быть одержима, т.к. спокойно находится в храме [V,с.51]. Но здесь следует заметить, что есть беснование, когда нечистый дух находится в теле человека и действительно не допускает его до святыни, и одержимость, когда диавол управляет умом человека, использует его как орудие своей воли [32]. Далее утверждается: «С нами спорят или люди ограниченные, фанатики, которые не способны воспринимать что-то новое, или те, чьи интересы мы затронули» [VIII,с.30]. Если же кто-то не понимает, о чем идет речь в книгах, то авторы «утешают»: «Только 30% читателей понимают» [V,с.125], и не стремятся никого ни в чем убеждать: «Зачем кого-то в чем-то убеждать, если есть тысячи верящих, готовых ехать хоть на край света» [V,с.465].