Елена Василенко-ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ -Л.И.ПАНОВОЙ И Р.И.ГАРИФЗЯНОВА «ОТКРОВЕНИЯ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ»-Критический анализ-Оглавление-I.
6.ЦЕРКОВЬ. Церковь Христос не основывал, это дело рук Его учеников, которые неправильно Его поняли и все исказили [II,с.190] (это уже ближе к протестантизму). Сама по себе она не нужна, т.к. не нужно спасение. По мнению Пановой, если будешь выполнять то, чему учил Иисус Христос, то «станешь самым счастливым на свете. Пройдет немного времени, и все твои мечты и желания сбудутся» [VII,с.20]. Церковь Пановой – просто «целое производство по уничтожению черной энергетики» (иконы, ладан, свечи, Крещенская вода на 98% из серебра [I,с.200] и т.д.). Так, Панова пишет: «Чистая энергетика храма способна исцелить от любого недуга и помочь исполнению любых просьб. Бог видит светлые лучики чистой энергии, идущие от каждого храма» [V,с.41]. Многократно в разных книгах повторяется мысль, что священнослужители стремятся запугать верующих, держать их в рабском повиновении, исказить учение Божье, а также «улучшить свое благосостояние за счет верующих» [II,с.189], т.е. подрывается авторитет священников. Все эти приемы очень хорошо знакомы нам по атеистическим лекциям советских пропагандистов. «Нигилистическое отрицание христианской веры и установлений представляет собой не столько результат потери веры в них и в их божественное происхождение, сколько бунт против власти, которую они представляют, и послушания, которого они требуют» [56,с.58]. Не понимая сути христианства, Панова считает, что «всю нашу жизнь… нам говорили, что вы не можете стать такими, как Иисус» [V,с.99], хотя Православие видит задачу человека именно в уподоблении Христу, и Церковь призвана содействовать в этом усвоении плодов Искупления [22,ч.2,с.217]. Монахи считаются людьми с «сильной энергетикой», способными «вылечить человека по фотографии» [VIII,с.111]. Святые – простые люди, про которых придумано много легенд, исказивших правду. Более того, авторы книг совершенно не знакомы с житиями святых, так как утверждают, например, что «Согласно жизнеописаниям, великомучеников признавали святыми чуть ли не с самого рождения, и почет и уважение сопутствовали им всю их жизнь… Все святые люди уже рождаются святыми, не прилагая к этому никаких усилий» [III,с.315]. Достаточно прочесть жития подвижников Церкви, например, преп.Марии Египетской, 40 лет проведшей в тяжелейшей духовной брани в пустыне, или святых новомучеников Российских, претерпевших жесточайшие истязания из-за нежелания отречься от Христа, чтобы развеять это заблуждение.
7.ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ. Смерти бояться не следует, это только переход. За гробом нас ждет суд Ангелов-Хранителей (этот «Высший суд» Ангелов-Хранителей определяет дату и способ смерти человека, поэтому можно рисковать как угодно – пока не придет твой час: «Умереть без разрешения Ангелов невозможно» [I,с.90,95]), а потом Чистилище, Ад и Рай. В одной книге Ад – реальное место, в других это отвергается и Адом называется сама Земля: «Ад – это ваша земная жизнь. Ваши земные переживания – это и есть те самые «адские мучения» [V,с.120;IX,с.139], место же Ада за гробом занимает Чистилище. Стремление уничтожить страх ада и загробных мук характерно для богоборческих культов: «С Богом можно бороться, но Его нельзя победить, и от Него никуда нельзя скрыться… Поэтому основным стремлением нигилизма было исключить ад и страх ада из сознания людей» [56,с.87]. Эти места понимаются буквально; так, утверждается, что «врата Рая расположены в горах Тибета, а врата Ада находятся в пустыне Гоби» [I,с.112]. Кстати, по учению теософов, в пустыне Гоби в скрытой от глаз стране Шамбале живет некий «Владыка мира», глава иерархии «небесных учителей человечества» [3]. Панова подробно описывает «рай» и «ад» [I,с.101-111], духовный мир представляется ею вполне материальным. Но, согласно учению Православия, Ад и Рай «находятся вне координат нашей пространственно-временной системы… они в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении» [16]. Вечных мук нет [V,с.120] (по другой версии они временны), блаженство – в разлучении с телом. «Ада за пределами Земли нет. Никто души ваших умерших близких нигде не держит. Ни в Раю, ни в Аду… И не слушайте священников, которые, сами ничего не зная о загробном мире, пытаются еще и вас запутать» [IX,с.138]. Тело не имеет никакого значения, это временная оболочка. Погребение и кладбище тоже лишнее, лучше всего кремация. Душу с телом после смерти ничто не связывает. Утверждается даже, что «духов умерших раздражает, когда к ним приходят на могилу, т.к. это их отвлекает от дел и вынуждает спускаться к могиле» [V,с.166,168]. Однако в Православии тело является неотъемлемой частью личности, оно будет восстановлено Богом в Воскресении (Иез.37:1-14) и тоже примет участие в вечной участи человека [16]. Спаситель пришел на Землю исцелить всего человека (Иоан.7;23), поэтому падший человек в спасении получает целостность тела, души и духа [57]. Человек должен прожить 9 жизней [I,с.101], после чего может перейти на другой уровень «на другой планете» [I,с.114]. Вообще учение Пановой о посмертной участи человека по всем признакам совпадает со спиритическим учением 19 века, согласно которому «смерти бояться не следует; не будет ни суда, ни ада; смерть всего лишь переход к более высокому состоянию; цель земной жизни – неограниченный процесс роста в «любви и самореализации»» [16].
Нужно подробнее рассмотреть учение Пановой о реинкарнации. Оно выдержано вполне в теософском духе, даже повторяется излюбленная мысль теософов, что учение о переселении душ было «удалено из Библии» [II,с.154,156]. Но «настаивать на том, что в христианстве когда бы то ни было существовала «эзотерическая» вера в метемпсихоз, «отмененная» Собором в 553 г., можно лишь по невежеству» [38,с.301]. Сам Ориген, которому теософы приписывают веру в реинкарнацию, отрицал это учение [38,с.129,132]; взгляды его были осуждены императором Юстинианом в письме патриарху Мине еще до V Вселенского Собора, в 543 г.. В частности, осуждалась вера в предсуществование душ, которые посылаются в тела для наказания (то, чему учит Панова) [58,с.444-446]. Утверждается, что вера в реинкарнацию была присуща всем древним религиям, например, грекам и египтянам. Однако из истории мы хорошо знаем, что у этих народов как раз существовал культ умерших, например, египетские пирамиды строились в расчете на то, что умерший живет за гробом в своем обычном положении, отнюдь не переселяясь в другое тело (иначе зачем так заботиться о сохранении мумий?). Все ритуальные тексты Древнего Египта ничего не говорят о реинкарнации [38,с.12,19;59]. Древние греки не знали этого учения, оно проникло в Грецию уже в первые века н.э. с Востока, но так и не получило широкого распространения [60]. Греки считали, что души умерших попадают в Аид – царство мертвых, и вечно находятся там, никуда не вселяясь [38,с.29;60]. Древние иудеи, как явствует из Ветхого Завета, тоже придерживались схожих верований; так, первым людям Бог сказал, что они «возвратятся в прах», ни словом не обнадеживая по поводу перевоплощения в новом теле (Быт.3:19); Исаак, горюя об Иосифе, говорит, что «сойдет к сыну в преисподнюю» (Быт.37:35). Нигде в Священном Писании нельзя найти подтверждений идеи переселения душ. Панова приводит те же цитаты из Евангелия, на которые обычно опираются теософы: место об Илии-Иоанне Крестителе (Марк.9:10-13), о хромом с рождения (Иоан.9:1-2) и т.д. Но в Библии есть места, совершенно опровергающие это учение. Так, Иоанн Креститель на вопрос прямо ответил, что он не Илия (Иоан.1:21), к тому же мы знаем из Св.Писания, что Илия не умер, а был взят на небо живым (4Цар.2:11,17) и явился во время Преображения в своем собственном теле (Матф.17:3). В отрывке о хромом от рождения человеке Господь говорит, что на этом человеке должны явиться дела Божии (Иоан.9:3). В книге Иова говорится пророчески: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» (Иов.19:25-27). Если бы Иов верил в переселение душ, то он бы говорил о том, что Искупителя увидит тот человек, в которого переселится душа Иова. Однако он утверждает все-таки л и ч н о е существование души за гробом! В Новом Завете благоразумный разбойник на кресте не «изживал свою карму», а сразу попал в Рай (Лук.23:43); Марфа, сестра умершего Лазаря, говорит Спасителю о своей вере в то, что ее брат «воскреснет в воскресение, в последний день» (Иоан.11:24), ни словом не обмолвившись о том, что душа Лазаря может переселиться в кого-либо другого. Господь Иисус Христос и Апостолы подчеркивали единичность бытия человека (Лук.16:19,2Кор.5:10,Евр.9:27); Господь обещает не цикл перевоплощений, а то, что «Верующий в Него не умрет вовек» (Иоан.11:26).
Кроме того, в учении самой Пановой о переселении душ много противоречий. Например, она говорит, что душа посылается на Землю для очищения, наказания за грехи в прошедшей жизни, а в другом месте пишет, что на землю посылаются только «светлые души для борьбы с дьяволом… только с самого верхнего уровня Рая можно вернуться вновь на землю» [V,с.143]. Но как же тогда этот уровень достигается? В другом месте Панова пишет, что «душа находится в Чистилище до тех пор, пока из ее памяти не сотрутся все земные пороки» [V,с.146]. Зачем же тогда снова возвращаться на Землю? Как можно искупить и исправить то, о чем не помнишь? «Т.к.большинство людей не помнят ничего о своих прошлых жизнях, они не знают, за что терпят страдания в жизни нынешней. А раз так, то как же они могут избежать совершения того же зла, за которое они теперь терпят? Не обречены ли они на то, чтобы снова повторять это зло?» [61]. Если реинкарнация теософии ожидает перемены тела в течение долгих веков, то христианство нацелено на мгновенное изменение души в покаянии [38,с.78]. Учение Пановой о реинкарнации связано с идеологией «Нью Эйдж», т.к. в классическом варианте это буддийское учение предполагает не активную деятельность, направленную на «исправление души», а пассивное устранение от любой деятельности и отказ от индивидуальности, чтобы прекратить цикл перевоплощений вообще [36]. Если теософ радостно принимает мысль о предоставленном ему множестве попыток исправиться, то буддизм стремится вырваться из колеса сансары путем воспитания отвращения к жизни и уничтожения самого желания жить [62]. Смысл реинкарнации Панова видит в том, что это единственный способ искоренить зло [VI,с.276], а также в том, что эта вера может служить утешением для потерявших близкого человека [VII,с.156]. Но если следовать учению о карме, то зло в мире не убывает, а только растет; вполне логичным поэтому представляется «убежать из мира», как это делают буддисты, а также закрывать глаза на чужие страдания, дескать, сам виноват, что и наблюдаем в индуизме [38,с119,138]. В Православии утешением для родных умершего служит вера в Воскресение и вечную жизнь [63,с.154], и христианская религия не знает скорби об усопших (1Фес.4:13). Но Панова прямо отрицает возможность Воскресения: «Физическое тело воскресить невозможно» [IX,с.137].
8.ГРЯДУЩИЙ МЕССИЯ. Панова призывает к «братству религий» и говорит о грядущем новом мире; по ее словам, люди сами могут «установить Рай на Земле» [V,с.95]. Будет приход Спасителя, однако это явно не Христос. Описание Мессии – точь-в-точь облик Антихриста по творениям Свв.Отцов и Писанию [28,с.337-339;64]. Так, в одной из книг есть такие слова: «Люди верили в несуществующего Иисуса Христа… сами сочинили себе какую-то несбыточную сказку о непорочном зачатии… Люди должны сами почувствовать приход Спасителя. Только тогда может родиться этот ребенок, который спасет мир. Нам нужно всем поверить, что Иисус Христос был рожден мужчиной и женщиной… боги пошлют сюда ребенка, который сможет заговорить с Богом… Нужно, чтобы Он увидел, как мы все ждем Его прихода, любим Его. Весь мир Его увидит, и тогда придет Божья благодать, наступит золотой век» [VI,с.249;VII,с.144]. Если учесть, что авторы преподносят свои книги как плод «вещаний» духов, то становится ясно, кто стоит за этими «откровениями»! Панова – «предтеча», антихрист будет «исцелять и учить «живых мертвецов»… будет в тысячи раз сильнее» [V,с.39] и откроет «всю правду»: «Я счастлива, что стою на пороге Его прихода… скоро придет тот, кто расскажет нам во всех подробностях все… Он будет прекрасен как Бог. О его рождении узнают все» [V,с.107]. Конца земного мира не будет: «Земля никогда не погибнет – это колыбель человечества» [I,с.82]. По мнению Пановой, история идет по нарастающей, мы движемся к прогрессу, а не упадку. Этому взгляду все вокруг противоречит – человеческое общество находится в состоянии постоянного разрушения, мир становится все более жестоким (2Тим.3:1-5,13) [21]. Утверждения Пановой соответствуют взглядам идеологов «Нью Эйдж», где утверждается, что личное преображение человека – залог преображения глобального, человечество ждут массовой просветление, мировое единство, «золотой век» с универсальной религией и единым правительством [5]. Представители Движения Новой Эры должны приготовить мир к приходу «спасителя», хотя в Св.Писании сказано, что Второе Пришествие Господа не зависит от человеческих усилий и вообще будет внезапным (Мф.24:44, 2Пет.3:10,1Фес.5:2) [39].
5) ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ. Что касается практического применения учения Пановой, то это соблюдение 10 «заповедей» в ее трактовке [I,с.71-74], и «доброделание»: «Цель жизни каждого человека – сделать как можно больше добрых дел и накопить в себе как можно больше белой энергии» [IV,с.5]. При этом Заповеди Блаженства вовсе не упомянуты, а ведь только в свете Евангельского закона раскрывается подлинная, в отличие от «изживания кармы», возможность очистить свою душу от зла, и подлинный смысл служения ближнему [10,с.94]. Мораль Пановой весьма расплывчата, посмотреть только на ее высказывания о браке (например, IV,с.219-220, IX,с.174-175). Присутствуют методики визуализации, которые следует применять, обращаясь не к Богу, а к Ангелам-Хранителям [I,с.86;IVс.154]. Развивается учение о судьбе («Человек – хозяин своим мыслям и эмоциям, но не хозяин своих поступков» [IX,с.73,104]), что неприемлемо для православного человека. Также в книгах масса советов по оккультизму - заговоры, гадания, приметы, практическая магия, которая называется «высшей медициной» [I,с.140]. Панова откровенно пишет о сущности магии: «В магии нет разделения на черную и белую. Есть просто магия. Черные заговоры – это те, которые воздействуют на человека помимо его воли. Для работы с черными заговорами вы должны с воскресенья, с двух часов дня снять с себя крестики. Во время сеанса магии свечи и лампада не должны гореть; иконы нужно убрать» [I,с.153,155]. Это точные указания «ангелов», открывающие их природу, несовместимую с Божьей благодатью. Еще в Ветхом Завете Господь запретил ворожбу, вызывание духов умерших, гадание и колдовство (Лев.19:31,20:6,27,Втор.18:9-14); то же негативное отношение к этим занятиям высказано в Новом Завете (Гал.5:20,Откр.9:21) [65]. Личное спасение не нужно, об этом в книгах не упоминается вообще. Приводятся хвалебные отзывы о Саи Бабе, к которому Панова ездила лично: «Где находится Бог? На Небесах это Солнце, а на Земле для меня это Саи Баба в Индии» [VII,с.123]. Однако по свидетельству исследователей, Саи Баба – мошенник, одержимый злым духом [66].
В книгах приводятся многочисленные хвалебные письма читателей. Например, пишут следующее: «Я Вас считаю мессией!.. Ваши книги меняют сознание человека… Ни одна религия мира не сравнится с Вашим учением… Вы делаете богоугодное дело – распространяете истину… Мне нужна Ваша помощь. Вы для меня Бог, посланец Бога… Книги Ваши - это самое дорогое и святое, что есть у меня» [I,с.310;V,с.8, 65,67;VI,с.379,425). Панова в ответ на хвалебные отзывы растроганно отвечает: «Раньше я плакала, когда смотрела индийские фильмы, теперь плачу, когда читаю ваши письма» [VII,с.165]. В письмах присутствует и критика, но авторы отвечают на нее весьма своеобразно: «Иногда нам задают вопрос: «А вы не боитесь Бога?» Вопрос этот означает одно из трех: или человек не читал книги, или он просто издевается над нами, или он, мягко говоря, не отличается умственными способностями» [V,с.40]. Далее говорится, что писем с критикой было «всего 6» (наверняка больше!), а ведь «6 - число дьявола» [V,с.43], поэтому такие письма можно считать нападками сатаны. Одно из писем некой верующей женщины, защищающей Православие, приведено в книге «Рай или Ад» [Vс.43-47]. Панова на это написала ответ, где говорит, что у нее есть знакомый священник, который знает, чем она занимается, и не осуждает ее, а также объяснил, что она не может быть одержима, т.к. спокойно находится в храме [V,с.51]. Но здесь следует заметить, что есть беснование, когда нечистый дух находится в теле человека и действительно не допускает его до святыни, и одержимость, когда диавол управляет умом человека, использует его как орудие своей воли [32]. Далее утверждается: «С нами спорят или люди ограниченные, фанатики, которые не способны воспринимать что-то новое, или те, чьи интересы мы затронули» [VIII,с.30]. Если же кто-то не понимает, о чем идет речь в книгах, то авторы «утешают»: «Только 30% читателей понимают» [V,с.125], и не стремятся никого ни в чем убеждать: «Зачем кого-то в чем-то убеждать, если есть тысячи верящих, готовых ехать хоть на край света» [V,с.465].
III. ВЫВОДЫ. Книги Пановой – оккультное антихристианское учение, что следует из всего вышеизложенного. Это разновидность оккультизма, в которой «целью воздействия со стороны падших духов является ум, и осуществляется оно на уровне идей через общение с духами… стимулирует духовную форму общения с невидимым миром» [19]. Духи, с которыми она общается, явно бесы, это видно из приведенных высказываний самой Пановой из бесед с ними. Так, например, «ангелы» требуют послушания и поклонения себе, веры в них, даже молитв [I,с.30; II,с.8; V,с.84;VI,с.261,266]; Панова отмечает их «неангельский» характер – могут пошутить, отругать, злиться [I,с.34], а также из того, что они «вещают». Сама Панова полностью в их власти и делает то, что они ей приказывают. «Уже 15 лет Любаша выполняет все советы, какими бы странными и непонятными они ей ни казались… Иногда важная информация от Ангелов может поступить ей в голову безо всякого вопроса» [VI,с.261;VII,с.25]. В одной из книг она так описывает свои ощущения от общения с духами: «Было такое чувство, что кто-то вошел в мое тело, абсолютно для меня безболезненно, и стал говорить вместо меня… Видения начинаются помимо моей воли, и я уже ничего сделать не могу… Ангелы очень разные. Я их чувствую. …Духи бывают очень неприятные. И вместо того, чтобы давать информацию, как будто играются со мной, издеваются. Кричать начинают, ругаться» [V,с.13,73;VIII,с.39]. Видна гордыня, которой она страдает: «Кто в этом грешном мире сможет сделать мне замечание, кроме Бога?... Я не просила, чтобы Бог дал мне Свою любовь, Свое прощение… Я знаю, что моя душа будет спасена» [V,с.55,88,102]. Налицо тяжелая форма одержимости, которая отличается от беснования тем, что диавол овладевает самим умом и волей человека, а не входит в его тело; одержимых людей он использует для борьбы с Богом [67]. Здесь видно сходство с Вангой и ее прорицанием. Так, Ванга тоже использовала в практике ясновидения сахар, имеющий кристаллическую структуру (у Пановой – зеркало), как необходимый атрибут колдуна; она являлась марионеткой в руках вещавших через нее сил, не контролируя процесс общения с ними; не имела глубоких познаний о Церкви, общалась с душами умерших, и выказывала симпатии к экстрасенсорике [68]. Об этом, кстати, свидетельствуют и сами духи-контактеры: «Это мы Ванге говорили. Теперь то же самое говорим и вам» [IX,с.82,148].
Люди относятся к Пановой, прежде всего, как к ясновидящей, однако ее книги отвращают от христианства, вводят в заблуждение. Читатели – люди непросвещенные, не читали Св.Писание, не посещали храм, увлекались оккультизмом. Так, они пишут: «Раньше я искала ответы на свои вопросы у Рерихов, у теософов, в книгах Анастасии, у Лазарева… Я несколько раз начинал читать Ветхий Завет, но дальше 4-й книги дело не шло… Я пробовала читать Новый Завет и Библию, но это было очень сложно, а Ваши книги просты и понятны» [VI,с.385,386,400]. Один из читателей признается, что преподает в вузе курсы «Введение в Православие», будучи при этом поклонником учения Пановой [VI,с.435]. Судя по приведенным в книге письмам, поклонниками учения Пановой становятся, в большинстве своем, люди с «наличием переживания неудачи, психологического стресса, разочарования своей жизнью. Мотивация их заключена в получении сочувствия и эмоциональной поддержки» [69]. Можно выделить психологические причины, заставляющие людей следовать подобным учениям, - стремление к новому, сложные жизненные обстоятельства, явление «духовной пустоты», во многом обусловленные историческими процессами на постсоветском пространстве в нач.90-х гг. [70]. Авторы отвергают все упреки в корыстолюбии. Но как быть с такими строками: «Я [Ренат Гарифзянов] купил эту машину – «Тойоту-Корола», т.к. моя «Рено-лагуна» постоянно ломалась, мне пришлось приобрести второй автомобиль» [IX,с.91]? Много ли найдется читателей книг серии «Откровений», которые могут позволить себе купить две иномарки? Или вот это: «После удивительного знакомства с Любой я начал лихорадочно размышлять над тем, каким же образом можно использовать этот уникальный представившийся шанс – канал общения, прямую связь с миром умерших» [VIII,с.24]. Выход был найден – начали печататься книги серии «Откровения». Гарифзянов пишет: «Специально для тех, кто занимается подсчетом наших денег, сообщаем – мы получаем лишь процент от оптовой цены проданных книг на двоих» [V,с.30]. По поводу золотых украшений, обильно одетых на Пановой и вызывающих недоумение, Гарифзянов находчиво отвечает, что «золото притягивает черную энергию, весь негатив» [III,с.467]. В книгах ведется пропаганда сатанизма – общения с духами и служения им. Отрицается христианство и христианский смысл жизни. Мир Пановой антропоцентричен, а не теоцентричен. Идеи Пановой очень противоречивы, как и содержание ее книг. Если следовать ее теории, то зло бесконечно и будет только расти. Предлагая путь преодоления зла, она не дает помощи при его прохождении. Христианство в ее трактовке – огромный обман. Однако это не так, и доказательство тому святые Церкви. А лжецом Бога называл только сатана (Быт.3:1,4), что он и продолжает делать устами Пановой.
Учение Пановой вызывает иллюзию новизны, на самом деле это смесь теософии, оккультизма, суеверия, которая является ярким образцом грядущей «универсальной религии будущего», религии антихриста, признаки которой уже сейчас можно найти, сопоставив учения неокультов [8;56,с.20]. Она сама пишет об этом: «В дальнейшем таких людей [контактеров с духами] на Земле будет становиться все больше… Все равно… наступит такое время, когда Единая религия восстановится в первозданном виде… Наступила эра просветления всего человечества» [VIII,с.45,65;IX,с.137]. Все эти признаки позволяют отнести учение «Откровения Ангелов-Хранителей» к разряду неокультов, основной направленностью которых стало создание глобальной мировой религии. Культ этот христиански ориентирован, он формирует в своих последователях следующие личностные черты: искреннее убеждение, что только их организация дает правильные ориентиры, внешние люди идут по ложному пути; они призваны построить на Земле идеальное общество; все религии будут заменены их верованием; они – первопроходцы, «апостолы» будущей мировой религии; подчеркнута демонстрация любви к ближнему и милосердия. В целом неокульты ведут к разобщению общества, отрицанию традиционных национальных особенностей, традиций и веры. Все они характеризуются негативным отношением к Православной Церкви [70;71]. А, как заметил еще о.Серафим (Роуз), «нельзя противостоять Православию, не вступая в борьбу с Самим Богом» [56,с.63].
26 сентября 2003 года Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором Любовь Панова была отлучена от Церкви за проповедуемое учение. Об этом она сама пишет в своей книге «Рай или Ад» [V,с.52-66]. Она отреагировала на это спокойно, хотя сначала испугалась и хотела покаяться, но затем «Серафим Саровский вышел. Говорит, ничего не будет. Ну отлучили и отлучили, ничего страшного… забудьте и не переживайте» [VIII,с.124]. Едва ли великий православный святой мог сказать такое. Панова пишет: «позже я поняла, что не имела права ни ходить в православную церковь, ни венчаться в ней там. Я не была христианкой» [V,с.61]. Опасения вызывают живущие при ней дети, которых Панова подвергает гипнозу и внушает им свои идеи [VII,с.6]. Из-за приемной матери, занимающейся оккультизмом, они находятся в опасности также подпасть под влияние злых духов [32]. В связи с неоднозначным отношением к ее деятельности, вполне возможно, Панова скоро начнет принимать людей под вывеской «психолога», о чем сама признается в одной из книг: «Поступила в Армавирский государственный социальный университет на психолога с правом преподавания… чтобы спокойно работать, принимать людей. Если вдруг кто-нибудь начнет донимать меня проверками, я покажу диплом и скажу – я помогаю людям обрести счастье» [VIII,с.130].
Список использованной литературы