«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
демоновъ, такъ какъ нѣтъ сильнѣе человѣка,
искренно молящагося и постя-
щагося“. („Толковое евангеліе1,1 еписк.
Михаила, стр. 335).
А св. Василій Великій о силѣ поста
учитъ: „постъ — надежное огражденіе
души, оружіе воюющимъ, онъ прогоняетъ
искушенія11 (Вес. XIII). На св.
.мученицу Іустину діаволъ дѣлалъ частыя
нападенія, но не могъ побѣдить
праведницы. Однажды она стояла на
молитвѣ и во время молитвы почувствовала
въ сердцѣ своемъ наплывъ нечистыхъ
беззаконныхъ пожеланій; удивлялась
святая такому въ себѣ грѣховному
движенію и стыдилась такой нечистоты;
но мудрая Іустина скоро поняла,
что это искушеніе ей приходитъ
отъ діавола: она начала поститься и
молиться Господу Богу—и своими молитвами
и постомъ посрамила и побѣдила
врага („Ч.-М.“ октября 2 д.).
г) Четвертое средство нашей борьбы и
побѣды надъ діаволомъ есть смиреніе. Сашъ
діаволъ нѣкогда признался св. Антонію,
что онъ, т.-е. св. Антоній, однимъ смиреніемъ
побѣждаетъ его („Чет.-Міш."
жит. св. Ант. янв. 19 д.). „Когда св.
Антоній, увидѣвъ распростертыми всѣ
сѣти діавола11, пишетъ св. Дороѳей,
Оіоуч. о смир.) „вздохнулъ и вопросилъ
Бога: „кто же избѣгнетъ ихъ?а тогда
получилъ отвѣтъ: „смиреніе избѣгаетъ
ихъа. Однажды діаволъ явился нѣкоторому
пустыннику, въ образѣ свѣтлаго
ангела, и сказалъ ему: „я Гавріилъ и
посланъ къ тебѣ отъ Бога11. Пустынникъ
возразилъ ему: „смотри, не къ
другому ли ты посланъ; я не достоинъ
видѣть ангеловъ, какъ человѣкъ грѣш-
ный“. Діаволъ при этихъ словахъ тотчасъ
исчезъ (Прол. апр. 21 д.). Смиреніе