«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

заціи“, а въ смыслѣ устнаго произношенія готоваго поученія, приноровленнаго

къ такому произношенію, — въ третьихъ — пособіемъ для составленія

словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и т. под. видовъ церковной проповѣди,—въ

четверт. пособіемъ для веденія внѣбогослужебныхъ собесѣд. съ народомъ,—

въ пятыхъ—книгою для назидат. чтенія на каждый „день христіанина11. Скажемъ

о каждомъ назначеніи нашей книги въ частности.

I. Что настоятельная потребность въ усиленной церковной проповѣди,

а слѣдовательно и въ соотвѣтственномъ сей потребности полномъ сборникѣ

церковныхъ поученій существуетъ въ настоящее время, это можно видѣть

изъ распоряженія Св. Сѵнода о введеніи повсемѣстныхъ собесѣдованій о предметахъ

вѣры и нравственности и изъ отзывовъ духовной періодической печати,

которая чутко слѣдитъ за духовными потребностями современнаго общества.

Приведемъ относящееся сюда опредѣленіе Св. Сѵнода. „Нынѣ при усилившейся

всюду потребности въ просвѣщеніи ума и сердца, при умноженіи

.ложныхъ ученій и самочинныхъ учителей, отвращающихъ юныя души отъ

послушанія вѣры,—настоитъ великая нужда церковнаго наставленія для православнаго

народа, и доколѣ есть невѣдущіе, заблуждающіе, должны быть и

наставники. Апостолы святые указали намъ, кто эти наставники, обязанные

просвѣщать народъ, кто сіи лица, отвѣтственныя за его невѣжество. Правило

апостольское 58 гласитъ: „епископъ, или пресвитеръ, не радящій о

причтѣ и о людехъ, и не учащій ихъ благочестію, да будетъ отлученъ11. Но

чтобы предстоятели епархій и мѣстныхъ церквей могли съ чистою совѣстію

внимать сей угрозѣ суда церковнаго, соборъ вселенскій YI постановилъ так-

же руководящее правило (19): „предстоятели церквей должны по вся дни,

наипаче же во дни воскресные, поучати весь клиръ и народъ словесамъ благочестія,

избирая изъ божественнаго писанія разумѣнія и разсужденія истины,

и не преступая положенныхъ уже предѣловъ и преданія Богоносныхъ отецъ:

и аще будетъ изслѣдуемо слово писанія, то не инако да изъясняютъ оное,