«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

чтобы предстоятели епархій и мѣстныхъ церквей могли съ чистою совѣстію

внимать сей угрозѣ суда церковнаго, соборъ вселенскій YI постановилъ так-

же руководящее правило (19): „предстоятели церквей должны по вся дни,

наипаче же во дни воскресные, поучати весь клиръ и народъ словесамъ благочестія,

избирая изъ божественнаго писанія разумѣнія и разсужденія истины,

и не преступая положенныхъ уже предѣловъ и преданія Богоносныхъ отецъ:

и аще будетъ изслѣдуемо слово писанія, то не инако да изъясняютъ оное,

развѣ пакъ изложили свѣтила и учители церквиа .

По силѣ сего правила поученія къ народу должны быть постоянныя,

повседневныя, особенно же въ праздничные и воскресные дни, потому что

законъ божественный въ эти дни предоставляетъ свободу отъ будничныхъ

занятій и работъ. Обучать народъ должны предстоятели, которые суть: въ

цѣлой епархіи архіерей, а подъ нимъ въ каждомъ храмѣ и пресвитеры. Полянку

епископъ не можетъ самъ лично преподавать ученіе всегда и всюду

въ епархіи, то онъ и раздѣляетъ обязанность учительства съ подчиненными

ему пресвитерами, которые „учатъ не самовольно, а съ дозволенія епископа11

(Вальсам. толк. на апост. пр. стр. 119) и по повелѣнію его, для чего и

заповѣдуется въ ставленной граматѣ каждому пресвитеру: „вседушно при-

лежати чтенію писаній, и не инако сіе толковати, но якоже отцы наши

истолковали, и тако врученные ему люди учити“ .

Предметъ ученія составляютъ истины вѣры и правила нравственности,

вообще „словеса благочестія'1.

Сбои разъясненія и сужденія пастырь долженъ основывать на свящ.

■писаніи и ученіи св. Отцевъ, и самое писаніе гізъяснятъ по ихъ руководству

и толкованію, .„бабы не уклонитися отъ подобающаго“ (19 прав. YI всел.

■соб.). Въ семъ примѣръ позднѣйшимъ пастырямъ показали древніе ихъ пред-

ТІ П р е д и с л о в і е .

шественники, которые поучали вѣрующихъ, послѣдующе богоглаголивому

ученію отецъ и преданію каѳолическія церкви (Кн. прав. догмат. VI всел.

соб.). (Смотр. Церк. Вѣд. изд. при Св. Сѵнодѣ за 1890 г. № 26).

Въ дальнѣйшихъ наставленіяхъ Св. Сѵнодъ требуетъ, чтобы а ) бесѣды

не излагались въ видѣ отвлеченныхъ разсужденій, б) чтобы вѣроучительная

часть была сопровождаела нравственною и в) чтобы, обличая пороки и возбуждая

къ добродѣтели, указывать на примѣры людей добрыхъ и Богу угодившихъ.

Ботъ и отзывъ духовной періодической печати и современной потребности