История русской философии

[2] Дильс Герман выдающийся немецкий филолог-классик.

[3] Перечислим наиболее важные философские статьи С. Трубецкого (они все вошли во II т. его сочинений, а частью в I том): "О природе человеческого сознания", "Основания идеализма", "Детерминизм и нравственная свобода" (т. II); статьи - "Репин и его философия", "Разочарованный славянофил" (о Леонтьеве) в первом томе.

Укажем, кстати, и на небольшую литературу о С.Н. Трубецком. Прежде всего, важны "Воспоминания" его брата кн. Евгения Н. Трубецкого (София, 1921 г.), где очень живо рассказывается вся совместная жизнь обоих братьев и рисуется среда, в которой они жили. См. затем специальный номер "Вопросов философии и психологии" за 1906 г. (№ 81), весь посвященный С.Н. Трубецкому (особенно важна статья Лопатина), также № 82 (статья проф. Мелиоранского "Теоретическая философия С.Н. Трубецкого"); о. С. Булгакова ("Два Града", т. II, стр. 243 - 259). См. также Jakovenko, op. cit. S. 265 - 270; E p ш о в а ("Пути развития философии в России" (стр. 34 - 38); S е 11Ь е г, La pensee Russe. Rev. philos. 1914, № 8. См. также статью Лопатина в Вопр. филос. и псих. № 131. Лосский. Обоснование интуитивизма.

[4] См. I том его сочинений.

[5] См. об этом в статьях Лопатина и Анисимова (Вопросы филос. и псих., № 81).

[6] Соч. т. II, стр. 12.

[7] Ibid., стр. 20.

[8] Ibid., стр. 65.

[9] Ibid., стр. 414.

[10] Ibid., стр. 228 - 32, 316.

[11] Ibid., стр. 13.

[12] "Великое открытие Канта, пишет С. Трубецкой (Ibid., стр. 57), состояло в уяснении трансцендентальных функций в сознании".

[13] Соч., т. II, стр. 16.

[14] "Гипотеза, которую мы защищаем, принцип вселенского сознания, пишет он (Ibid., стр. 37), имеет, конечно, свои затруднения".

[15] "Метафизика в Древней Греции" (Соч., т. 1), стр. 12., ср. стр. 14.

[16] Ibid., стр. 28.

[17] Соч. т. II, стр. 61.

[18] Ibid., стр. 55.

[19] "Ошибка Канта, - пишет Трубецкой (Ibid., стр. 57), - состояла в том, что он смешал трансцендентальное сознание с субъективным". Трубецкой относит трансцендентальные функции как раз к вселенскому сознанию.

[20] Соч., т. II, стр. 36.

[21] Ibid., стр. 83.

[22] Ibid., стр. 66 - 67.

[23] Ibid., стр. 73.

[24] Ibid., стр. 74.

[25] Еще раз укажем на близость этого построения к идеям Чаадаева, Пирогова, отчасти Л. Толстого.

[26] Соч., т. II, стр. 82.

[27] Ibid., стр. 89.

[28] Ibid., стр. 90.