История русской философии

8. Иван Александрович Ильин (род. в 1882 г.), проф. Московского университета, был выслан вместе с другими философами из России в 1922 г. и сначала принимал участие в Рел.-Фил. академии в Берлине (руководимой Н.А. Бердяевым). Покинув ее, Ильин ушел в политическую работу, отдавая также очень много сил публицистике.

Ильин впервые выдвинулся своей оригинальной и новой трактовкой основных учений Гегеля[93], в котором Ильин видит "одного из величайших интуитивистов в философии"[94]. Излагая Гегеля в свете этого и распределяя общеизвестные построения Гегеля соответственно его "основной интуиции", Ильин действительно по-новому освещает систему Гегеля, во всяком случае, преодолевает целый ряд ходячих и неверных формул. Некоторые положения Ильина очень спорны, но мы не будем входить в критику взглядов Ильина, как историка, наша задача изложить его собственные взгляды. В них, конечно, очень сильно чувствуется влияние Гегеля (как его интерпретирует Ильин!), но, несомненно, и влияние новейших

777 ЧАСТЬ IV

немецких мыслителей напр. Husserl, Cohen, отчасти Lipps[95] (в учении о том, что "предмет познания" "требует" от нас определенного отношения)[96].

Во всяком случае, между книгой о Гегеле и этюдом "Религиозный смысл философии" нетрудно вскрыть чрезвычайную близость и в идеях и в терминологии.

Переходим к систематическому изложению философских взглядов Ильина.

[1] Биография Спира, написанная его дочерью, напечатана в предисловии к 1-му тому немецкого издания его сочинений. Полное собрание сочинений вышло по-немецки (в 2-х томах). Главная работа ("Мысль и действительность") вышла по-французски (Лилль, 1896), позже вышли по-французски и другие его работы. По-русски, если не ошибаюсь, вышло краткое изложение философских воззрений Спира. Наиболее полная библиография работ Спира и книг и статей о нем дана в специальной книге его дочери. См. также Ueberweg. В. IV, S. 617, 721. Gesch. d. neueren Philosophie. 12. Aufl. (Berlin, 1923).

[2] "Мышление и действительность" (нем.).

[3] "Эмипирия и философия" (нем.).

[4] Это иногда давало повод причислять Спира к представителям агностицизма, но это справедливо лишь в очень ограниченном смысле слова.

[5] Ibid., S. 441.

[6] SSmtliche Werke. В. I. S. 446.

[7] Ibid., S. 216.

[8] Ненормальное существование (нем.).

[9] Ibid., S. 302.

[10] B. II. S. 117.

[11] B. I. S. 292.

[12] В. II. S. 120.

[13] Ibid., S. 121.

[14] В. I. S. 446.

[15] Кроме "Этики Фихте" Вышеславцев выпустил книгу "Этика преображенного эроса*", целый ряд этюдов и статей (особенно по антропологии и "глубинной психологии" в духе Юнга). Им написаны и пока не изданы работы по массовой психологии и о диалектическом материализме.