История русской философии

[79] "Проблемы идеализма", стр. 187.

[80] Ibid., стр. 296.

[81] Ibid., стр. 294 - 6.

[82] "Об общественном идеале", стр. 372.

[83] Ibid., стр. 378.

[84] "Об общественном идеале", стр. 69.

[85] Ibid., стр. 55.

[86] Ibid., стр. 143.

[87] Ibid., стр. 372.

[88] Ibid., стр. 41. Это есть формула прогресса у Новгородцева. Ibid., стр. 63 - 144.

[89] Ibid., стр. 37, 36.

[90] Ibid., стр. 70, примеч.

[91] Ibid., стр. 75.

[92] "Общество и индивидуум" (нем.).

[93] И.А. Ильин. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. Т. I - III. Москва, 1918. Укажем еще другие работы Ильина: 1) Религиозный смысл философии. Париж. 1925. 2) О сопротивлении злу силой. Белград, 1926. 3) Основы художества. Рига, 1937. 4) Путь духовного обновления. Белград. 1937. Ильин издавал в течение трех лет (1927 - 1930) журнал "Русский колокол", где поместил несколько статей философского характера. Из всех произведений И.А. Ильина особое внимание привлекла его книга "О сопротивлении злу силой", по поводу которой в различных журналах появилось несколько критических статей.

[94] "Философия Гегеля", стр. IX.

[95] Липпс Теодор (1851 - 1914), немецкий психолог, философ, эстетик.

[96] Ильин очень любит говорить даже об "одержимости предметом". См., напр., "Религиозный смысл философии", стр. 45, 89, 92, 93.

В основе всех построений Ильина лежит мысль, что философия есть "опытная наука", что есть особый "философский опыт". "Философия, писал он в предисловии к книге о Гегеле[1], есть познание опытное по существу, метафизическое по предмету", и это определение совпадает с более поздним (в этой же книге)[2], что "философия есть адекватное понятие об абсолютности предмета". Ильин не отличает "умозрения" от опыта, ибо, по его убеждению, "во всякой подлинной глубокой философии "спекуляция" покоится на систематическом созерцании предмета, она питается этим опытным восприятием, почерпает из него свое содержание"[3]. Ясно, что дело, конечно, идет не о чувственном только опыте: "философия творится именно нечувственным опытом"[4]. В этом пункте Ильин прямо ссылается на учение Гуссерля[5], он без колебания учит о том, что "путь к истине ведет через восприятие нечувственных содержаний"[6]. Для Ильина даже "воображение может быть насыщено нечувственным содержанием". Имеет ли в себе этот тезис[7] намек на символический характер и чувственных материалов (ибо воображение созидает свои образы во всяком случае на основе чувственного материала) остается из текста неясным.

Итак, "внеопытная или сверхопытная философия есть недоразумение или легенда"[8] философия вся основана на опыте: "Только настоящая предметная очевидность порождает настоящую философию"[9]. Совершенно в духе трансцендентализма (только употребляя иные термины) Ильин в такой степени связывает философию с опытом, что для него даже душа человека, если "утвердит себя в предмете", то становится "его жилищем"[10], ибо "в полноте духовного опыта" мы имеем "живое тождество духовного пред-

778 XX ВЕК