История русской философии

806 XX ВЕК

трансцендентный предмет"[22]. Всюду в непосредственно данном мы имеем, рядом с ним, "избыточное содержание", как выражается Франк[23]. Обработка и переработка всего этого материала, осуществляемая в "понятиях", создает перед нами некую совокупность "определенностей", внутри связанных между собой, образующих некое единство. Знание, реализуемое в понятиях (его Франк вслед за Соловьевым[24] называет "отвлеченным знанием"), вводит нас (такова природа понятий) во вневременное бытие, т.е. нечто идеальное: в непосредственном материале мы открываем таким образом идеи, как это показал уже Платон. Отвлеченное знание (его Франк называет также "символическим" в силу его неадекватности своему предмету)[25] все же обращено к некоей стороне реальности, но лишь к ее идеальной стороне, к системе идей, которые мы находим в материале знания, и здесь Франк готов признать известную правду в трансцендентальном идеализме, в его сведении "предмета" на "предметность" в самом познавательном акте[26].

Итак, "позади" непосредственно данного ними "материала" знания разум "строит" систему понятий ("определенностей"), находит сферу идей. Но эта идеальная сфера открывается нам в некоем внутреннем единстве[27] "которое предполагает основу знания, предшествующую ее выражению в понятиях". Заметим тут же, что это единство в системе идей есть необходимое предположение, но и только! Без приятия этого единства невозможно было бы сведение понятий в систему, невозможна была бы дальнейшая рационализация бытия. Но Франк, как мы видим, идет дальше простого предположения единства в сфере идей. "Проблема выведения" одного понятия из другого, проблема синтетической связи между разными определенностями "неразрешима"[28] внутри самой сферы идей. Должна быть некая "основа, предшествующая ее выражению в понятиях", в превосходном анализе (гл. VI) Франк очень убедительно показывает, что "отношение между исконным единством и определенностями не может быть признано частным случаем отношения между целым и его частями", ибо "различие между исконным единством и отдельной определенностью лежит совсем в другом логическом измерении, чем различие между отдельными определенностями"[29]. По отношению к отдельным определенностям это единство должно быть признано металогическим единством[30]. Это

807 ЧАСТЬ IV

понятие "металогического единства", охватывающее основу сферы "идей", сферы отдельных определенностей есть не просто удачная формула, но и очень важное метафизическое понятие. Однако тут же Франк делает еще одно предположение, которое завершает его систему, но которое есть уже совсем вольная предпосылка, не вызываемая никакими рациональными мотивами. "Исконное единство, пишет тут же Франк[31], не будучи само по себе определенностью, тем самым не имеет ничего вне себя, т.е. есть абсолютное единство или всеединство... Так как исконное единство есть сама основа (различий между определенностями) и так как только на этой почве возможна дифференциация определенностей, то понятие чего-то внешнего этому единству, т.е. понятие "иного" по отношению к нему, содержало бы в себе внутреннее противоречие". Да, конечно, было бы грубым противоречием ставить "истинное единство в бытии" в зависимость от чего-либо, что входит в состав бытия же, но нет никакого противоречия в том, чтобы за единством бытия искать того, что "по ту сторону бытия", т.е. Абсолюта. Возведение "исконного единства" сферы идей во всеединство есть вольная предпосылка, есть как раз плененностъ мысли Франка концепцией всеединства и ничего больше! Как некая метафизическая гипотеза, она, конечно, принципиально допустима, но тогда неизбежно принимать и все выводы из нее. В частности, неизбежно выпадет понятие творения мира Абсолютом, ибо Абсолют лежит в "основе" мира. Мы к этому еще вернемся, но пока для нас важно указать иррациональность самой концепции всеединства, как она вводится Франком в круг его рассуждений. Одно дело признать позади идеальной сферы в бытии ее основу, имеющую "металогический характер", а другое дело признать эту основу "всеединством", т.е. приравнять "исконное единство бытия" Абсолюту. Мы сознательно не касаемся здесь того логико-гносеологического обоснования понятия Абсолютного бытия, которое дает Франк в первой части книги "Предмет знания", мы обратимся отдельно к гносеологическим построениям его, но уже сейчас ясно, что метафизика всеединства лежит в основе всех анализов Франка. Мы только что видели превращение понятия "металогического понятия бытия" в "Всеединство", мы увидим это и в гносеологии. Метафизика всеединства, предопределяя онтологию познания, неизбежно направляла анализы Франка, и то, что его система так удачно построена, не должно отодвигать на задний план условность возведения бытия в ранг "всеединства".

Из той концепции всеединства, которую мы излагали сейчас по книге Франка "Предмет знания", вытекает и та новая интерпретация метафизики всеединства, которую мы находим в книге "Не-

808 XX ВЕК

постижимое" (где устанавливается понятие "мистического знания")[32]. То, что было добыто, как понятие "металогического единства" в книге "Предмет знания", здесь становится исходным пунктом новой редакции того же учения. Франк подчеркивает, что в опыте, рядом с материалом, который в переработке дает понятия и вскрывает идеальный слой в бытии, "всегда присутствует безграничное-бесконечное; все конечное дано нам вообще только на фоне бесконечности"[33], "познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого"[34]. Это собственно непостижимое т.ск. внутри мира, если быть точным, но Франк, делая ныне темой дальнейших метафизических построений анализ непостижимой стороны в бытии, согласно концепции всеединства включает сюда и Абсолют. Хотя (как это было установлено еще в книге "Предмет знания", мы Говорим об этом дальше, интуиция единства = интуиции всеединства)[35] нам дано "первичное знание" основы бытия, "все же область металогического, сверхрационального знания может быть названа областью непостижимого", пишет Франк[36]. Руководимый своей метафизикой всеединства, Франк категорически уверяет нас, что непостижимое состоит "в некоей безусловно нераздельной сплошности, некоем исконном первичном целом"[37]. Франк отбрасывает понятие субстанций для характеристики этого "целого", просто называет его "трансдефинитным" (тем, что выше всего "определенного"), но тут же вводит еще и понятие "трансфинитности"[38]. Трансдефинитно то, что стоит позади всего "определенного", как "металогическое единство", как "единство рационального и иррационального"[39], трансфинитное же то, что стоит позади этого металогического единства, "оно есть нечто больше и иное, чем все, что уже есть как бы в готовом, законченном виде"[40], ив этом смысле трансфинитное есть "потенциальность" в нем есть "то, что будет или может быть"[41]. Все рождается "из темного не только для нас, но и в самом себе темного лона потенциальности"[42]. Мы уже приводили мнение Франка, что "бытие, как целое, творит самое себя"... Но все это еще космология (в софиологическом освещении) и само транс-

809 ЧАСТЬ IV

финитное, как "темное лоно потенциальности" очень напоминает natura naturans Спинозы; оно, во всяком случае, онтологически входит в систему космоса, того, что зовется "тварным бытием". Но мы уже знаем, что у Франка "металогическое единство" произвольно превращается в всеединство, нечего удивляться, что и это "темное лоно потенциальности" оказывается "безусловным бытием"[43], т.е. Абсолютом... "Творческое, безусловное бытие, читаем тут же[44], есть темное материнское лоно, в котором впервые зарождается и из которого берется все, что зовем мы "предметным миром"... оно трансрационально, непостижимо по существу". Таким образом, между непостижимым, как трансдефинитным, и непостижимым, как трансфинитным, раз линия нет, и то, и другое "переливается" одно в другое. "Трансрациональное, приведем еще один текст[45], непостижимое по существу не лежит где-либо далеко или скрытно от нас... реальность как таковая совпадает с непостижимым".

Но "непостижимое есть реальность, сама себя себе открывающая"[46]. Это самооткровение Абсолюта есть ключ к пониманию нашего самосознания "мы сознаем самих себя лишь как собственное самооткровение бытия в нас"[47], но два мира мир "предметный" (со сферой идей) и мир самосознания возникают оба из некоего общего первоисточника, чем утверждается "метафизический монизм бытия".

Франк здесь выдает тайну всего своего философского пути, он наперед хочет "метафизического монизма бытия", т.е. метафизики всеединства[48]. Но поскольку он признает "два мира", для него совпадение "я" и "не я", при полном сохранении их противоположности, есть наиболее выразительное обнаружение совпадения противоположностей, которое надо характеризовать, как "монодуализм"[49]. Антиномизм, реальность различия в едином означает изначальность "двоицы", которая есть вместе с тем "исконно нераздельное единство"[50]. Das ist der Hund begraben![51]

Первооснова бытия (трансрациональное) есть "первожизнь", есть "средоточие", в котором все сходится, конвергирует и из которого все исходит по отношению к ней все остальное есть лишь периферия, нечто само по себе безосновное, беспочвенное... Поэтому сама первооснова уже не есть бытие, она есть больше, чем

810 XX ВЕК