История русской философии

[13] Шляпкин. Ibid. Стр. 67.

[14] Ibid. Стр. 78.

[15] Напр., Флоровский. Op. cit. Стр. 123.

[16] Пиетизм (лат. pietas благочестие) мистическое течение XVII - XVIII вв., утверждавшее исключительное значение религиозных чувств (представители: Шпенер, Арндт и др.).

[17] Ibid. Стр. 125.

[18] Отзыв архиеп. Филарета Черниговского в его "Истории русской Церкви" [Филарет архиеп. История русской церкви. Т. I - V, Рига - Москва, 1847 - 1848.].

[19] См. о нем обстоятельный труд прот. С. Четверикова. Старец Паисий Величковский. Вып. 1 - 11. Печеры, 1938 (та же книга в более полном издании вышла на румынском языке).

[20] См. подробности во 2-м выпуске книги прот. С. Четверикова.

[21] Порочный круг (лат.).

[22] Цитирую по статье Зеленогорск ого (Философия Сковороды. Вопросы философии и психологии № 23).

[23] Э р н. Сковорода. Стр. 62[См.:Эрн В.Ф. Т.С. Сковорода. Жизнь и учение. М.: Путь, 1912.].

[24] См. подробнее об этом в книге Чижевского. Философия на Украине. Гл. VII.

[25] Шпет (Очерк. Стр. 69 - 70) высокомерно отвергает то, что Сковорода был философ, утверждая, что "в сочинениях Сковороды я нахожу предельно минимальное количество философии". Но Шпет, написавший прекрасное исследование по истории русской философии, вообще отвергает философичность мысли почти у всех русских мыслителей. Шпет фанатический последователь Гуссерля и философично в его понимании лишь то, что соответствует взгляду Гуссерля на философию.

[26] В своей ценной статье "Философия Сковороды" (Путь, № 19).

[27] Это относится и к философской терминологии, созданной Радищевым (см. о нем следующую главу).

[28] Литература о Сковороде велика, но его философские произведения все еще недостаточно изучены. Обзор украинской литературы о Сковороде см. в книге Чижевского (Философия на Украине). Из русских работ наиболее ценной является монография Э р н а (Сковорода. Москва, 1912. Стр. 342); см. также статьи Зеленогорского о Сковороде (Вопросы философии и психологии. № 23 и 24), также различные работы Чижевского.

Самым полным изданием сочинений Сковороды является издание Баталия (1894), написавшего также много работ о Сковороде. Более позднее, очень тщательное издание Бонч-Бруевич а (1912) ограничилось лишь первым томом.

[29] Цитир. статья. Стр. 197.

[30] Э р н. Op. cit. Стр. 214 и дальше.

[31] Чижевский (статья в Пути, № 19. Стр. 34 и дальше).

[32] Цитир. статья. Стр. 28 - 29.