История русской философии
[20] См. подробности во 2-м выпуске книги прот. С. Четверикова.
[21] Порочный круг (лат.).
[22] Цитирую по статье Зеленогорск ого (Философия Сковороды. Вопросы философии и психологии № 23).
[23] Э р н. Сковорода. Стр. 62[См.:Эрн В.Ф. Т.С. Сковорода. Жизнь и учение. М.: Путь, 1912.].
[24] См. подробнее об этом в книге Чижевского. Философия на Украине. Гл. VII.
[25] Шпет (Очерк. Стр. 69 - 70) высокомерно отвергает то, что Сковорода был философ, утверждая, что "в сочинениях Сковороды я нахожу предельно минимальное количество философии". Но Шпет, написавший прекрасное исследование по истории русской философии, вообще отвергает философичность мысли почти у всех русских мыслителей. Шпет фанатический последователь Гуссерля и философично в его понимании лишь то, что соответствует взгляду Гуссерля на философию.
[26] В своей ценной статье "Философия Сковороды" (Путь, № 19).
[27] Это относится и к философской терминологии, созданной Радищевым (см. о нем следующую главу).
[28] Литература о Сковороде велика, но его философские произведения все еще недостаточно изучены. Обзор украинской литературы о Сковороде см. в книге Чижевского (Философия на Украине). Из русских работ наиболее ценной является монография Э р н а (Сковорода. Москва, 1912. Стр. 342); см. также статьи Зеленогорского о Сковороде (Вопросы философии и психологии. № 23 и 24), также различные работы Чижевского.
Самым полным изданием сочинений Сковороды является издание Баталия (1894), написавшего также много работ о Сковороде. Более позднее, очень тщательное издание Бонч-Бруевич а (1912) ограничилось лишь первым томом.
[29] Цитир. статья. Стр. 197.
[30] Э р н. Op. cit. Стр. 214 и дальше.
[31] Чижевский (статья в Пути, № 19. Стр. 34 и дальше).
[32] Цитир. статья. Стр. 28 - 29.
[33] Такова, например, точка зрения Эрна (Сковорода. Стр. 325: "принципиально не враждуя с Церковью, Сковорода тем не менее находится в какой-то глухой, бессознательной оппозиции ей"). Издатель сочинений Сковороды Бонч-Бруевич идет дальше и, основываясь на отдельных выражениях Сковороды, хочет представить его близким к сектантству.
[34] Отсюда иногда у Сковороды резкие выражения против "школьных богословцев", насмешка над "монашеским маскарадом" и т.д.
[35] Соч. Стр. 445 (цитирую всюду по изданию Бонч-Бруевича).
[36] См. об этом специальный этюд Чижевского. "Сковорода и немецкая мистика". Труды Рус. Науч. Инст. в Праге. 1929.
Сковорода жил своей верой и ему совершенно чужда боязнь растерять веру на путях свободной мысли. "Мудрование мертвых сердец, со вздохом пишет он, препятствует философствовать во Христе"[1].
В одном из стихотворений он пишет:
"Не хочу я наук новых, кроме здравого ума,