История русской философии

692 XX ВЕК

дяев, также и П.Б. Струве) с самого начала стремились соединить исторический материализм с кантианством, вообще освободить его от философского материализма. Как раз отталкивание от философского материализма и определило философскую судьбу только что названных мыслителей.

Что же касается "материализма" у русских ученых, то, конечно, выдергивая отдельные фразы и не заботясь о том, чтобы дать правдивую картину построений того или иного ученого, можно написать целую книгу о том, чего не было на самом деле. Чтобы проверить на одном ярком примере это необоснованное причисление к материалистам русских ученых, мы избираем для анализа И.М. Сеченова, некоторые формулы которого как будто больше других приближают его к материализму.

4. Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905)[6] учился в Инженерном училище, по окончании которого служил офицером-сапером. Вскоре под влиянием одного радикального кружка он бросил службу, поступил в Московский университет с мыслью стать врачом, но уже до окончания медицинского факультета с полной силой выявился его интерес к физиологии. Некоторое время Сеченов увлекался идеями немецких идеалистов, но постепенно он отходит от идеализма, особенно когда он, по окончании университета, попал за границу, где специализировался по физиологии. В 1863 г. он опубликовал свою знаменитую работу "О механизмах в головном мозгу лягушки, угнетающих рефлексы спинного мозга" (на русском, французском и немецком языках). Эта работа, впервые устанавливавшая действие "центров торможения", имела решающее значение в формировании психологических и философских воззрений Сеченова. В том же году им была напечатана обобщающая работа "Рефлексы головного мозга" (первоначальное заглавие этой работы было "Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы", но цензура не дала согласие на такое название статьи). Работа эта сразу обратила на себя внимание широких кругов общества, склонного, как выражался тогда Писарев, к "свежему материализму". Когда работа Сеченова, напечатанная первоначально в специальном журнале ("Медицинский вестник"), вышла в 1866 году отдельной книгой, то на книгу был наложен арест и против Сеченова было возбуждено судебное преследование. Покинув Медицинскую академию в Петербурге, Сеченов переходит в Одесский университет. В 1876 г. Сеченов становится профессором Петербургского университета, но через 12 лет ему снова приходится покинуть Петербург: через некоторое время

693 ЧАСТЬ IV

он получает кафедру в Московском университете. Последние четыре года жизни Сеченов хотя и продолжает научную работу, но уже находится в отставке.

Основная идея всех исследований и научно-философских обобщений Сеченова заключается в невозможности отделять психические процессы от нервных процессов, с ними связанных. Нельзя, говорит он[7], "обособлять средний член цельного акта от его естественного начала и конца": "средний" же член и есть, по Сеченову, то, что принято считать "психическим явлением". Почему? Потому, думает Сеченов, что ни теория "параллелизма" психических и нервных процессов, ни теория их взаимодействия, как "различных" начал, не соответствует фактам; факты же, по мысли Сеченова, говорят нам, что мы всегда имеем в человеке "цельный натуральный процесс"[8]. Поэтому, различая "чистые рефлексы без примеси психического элемента", - от рефлексов "с психическим осложнением"[9], Сеченов включает психические процессы в систему рефлексов и склоняется к мысли, что вне системы рефлексов психические явления не имеют места[10]. Сеченов готов признать, что у взрослых эта "включенность" психических явлений в систему рефлексов "теряется" из-за "длинной цепи превращений одного идейного состояния в другое"[11], и это как раз и относится к его истолкованию мышления. Здесь Сеченов следует анализам Спенсера, его идее "психической эволюции", но нам нет надобности входить в изложение построений Сеченова в учении о мышлении[12].

Все эти построения, формулы о "родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами"[13] дают как будто достаточно оснований, чтобы без колебаний причислить Сеченова к чистым материалистам. Считает же он, что учение "идеалистов" о том, что мысль может вызывать телесные движения, "есть величайшая ложь"[14]. Но мы найдем у Сеченова и другие мысли, которые показывают, что его основное убеждение заключалось вовсе не в материалистическом истолковании психики, а в отрицании самостоятельности духовных процессов. "Поскольку духовная жизнь может быть предметом научного исследования, она есть явление земное", пишет он[15]; иначе говоря, изучение психики не должно отделять

694 XX ВЕК

ее от материального бытия, Сеченов достаточно, однако, осторожен, чтобы не превращать это чисто эмпирическое утверждение в метафизический материализм. Он даже прямо говорит в одном месте: "Сущность психических явлений, насколько они выражаются сознательностью, останется во всех без исключения случаях непроницаемой тайной"[16]. Сеченов чрезвычайный противник психологии, построяемой из одних данных сознания[17] в этом ключ к критике у Сеченова современной ему психологии. Это не материализм, а чисто натуралистический подход к изучению психики, т.е. отрицание так наз. "чистой психологии". Ничего другого в работах Сеченова, если их изучать без предубеждения, нет, поэтому должно признать, что для причисления его к материалистам нет оснований. Даже автор предисловия к "Избранным философским и психологическим исследованиям" Сеченова, г. Каганов признает (ссылаясь на неопубликованные письма Сеченова), что Сеченов считал психологию "вполне самостоятельной наукой"[18].

Мы разобрали бегло взгляды Сеченова, чтобы показать, что его вовсе нельзя причислять к материалистам в точном смысле слова. Позиция Сеченова есть позиция натурализма, что вовсе не есть материализм. Рецепцию материализма в точном смысле и все же и здесь с некоторыми оговорками мы находим не у русских ученых-естествоиспытателей, а как раз у русских марксистов, особенно в неомарксизме. Диалектический же или исторический "материализм" сам по себе вполне отделим от метафизического материализма; впервые у Плеханова, а затем в советской философии мы действительно находим какое-то фатальное тяготение к материализму метафизическому...

Обратимся к изучению философских воззрений Плеханова.

5. Георгий Валентинович Плеханов (1857 - 1918) учился в Горном институте в Петербурге, но очень рано увлекся идеями народовольцев, стал работать среди рабочих, что заставило его уже в 1876 г. перейти на нелегальное положение. Участвуя в революционной партии "Земля и Воля", он уже тогда высказывался против террора. Когда в партии произошел на этой почве раскол, Плеханов вышел из партии; вскоре (в 1880 г.) он эмигрировал за границу и в 1883 г. вместе с рядом лиц создал "Группу освобождения труда" первое ядро будущей социал-демократической партии. Плеханов развил огромную литературную и политическую деятельность, печатая в России книги и статьи под разными псевдонимами. В 1895 г. появилась его первая большая книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (под псевдонимом "Бельтова"), в которой он критиковал исторические построения Михай-

695 ЧАСТЬ IV