Isagogy. Old Testament

Вот Я делаю новое. (43,19)

Пророк рисует величественную картину шествия через пустыню. Сам Господь возглавляет Свою Церковь, идущую по безводным равнинам к земле обетованной. Таинственный голос призывает:

В пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; Всякий дол до наполнится, и всякая гора да понизится. (40,3-4)

Это пророчество о мессианском Царстве, которое устрояет Господь. Голос глашатая — прообраз Крестителя, Предтечи Мессии (Мк 1,1-3).

Приход Мессии несет преображение миру. Пророк изображает его в виде расцветающей пустыни. Слово Божие, как живительная влага, орошает мертвые камни, и они одеваются зеленью.

Вода, текущая в пустыне, — излюбленный символ в писаниях пророка. Он говорит о бедных и нищих (праведном Остатке Израиля), которые жаждут живой воды — Слова Божия (ср. Ин 4,10).

Далеко не все откликнулись на проповедь Второисайи. Многим казалось, что жизнь на чужбине привычна и спокойна и рискованно менять ее на разоренную Иудею (41,21-23). На это пророк отвечает, что Бог будет хранить людей Своих. Новая Пасха и новый исход есть не человеческое дело, а дело Провидения; все творится Словом Божиим:

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходят с неба и туда не возвращаются, но напояют землю И делают ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест; Так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих, — Оно не возвращается ко Мне тщетным, Но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. (55,8-11)

Бог напоминает, что люди Его малы и ничтожны в глазах мира, но их служение велико в очах Ягве, Который искупил их, то есть приобрел для Себя, сделал Своим уделом (41,14). Ветхозаветная Церковь станет орудием Божиих замыслов и для этого призван Кир, царь персидский (41,25).

Провидческий взор Второисайи проникает в отдаленное будущее. Он говорит о множестве народов, которые обратятся к истинному Богу через Его Церковь (45,14-15). Нарушенный грехами Завет будет восстановлен (50,1):

Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, Ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. (52,9)

В преображенном Новом Иерусалиме откроется источник воды Божией. Она будет течь для всех во исполнение Завета, заключенного с Давидом. Потомок его, Мессия, Глава нового Царства будет Главой обновленной Церкви:

Вот, Я дал Его свидетелем для народов, Вождем и Наставником народам. (55,4)

Этими обетованиями заканчивается цикл пророчеств, записанных Второисайей до 538 года, когда первая партия изгнанников покинула Вавилон.