«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос 117. Кто не выполняет на каждый день положенного устава в рассуждении известной заповеди, а старается обучиться искусству, тот каким страждет недугом, и может ли быть терпим?

Ответ. Таковой и высокомерен, и самонравен, и неверен, потому что не убоялся суда Господа, сказавшего: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук. 12, 40). Ибо кто каждый день и час ожидает Господа, тот старается, чтобы настоящий день провести в праздности, и более ни о чем не заботится. Но если приказано ему обучаться искусству, то пусть в послушании находит приобретение благоугождения Богу, а не в превозношении—осуждение.

Вопрос 247. Поелику Писание говорит: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших» (1Цар. 2, 3), и Апостол иногда признается: «Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу» (2Кор. 11,17); и еще: «Я дошел до неразумия, хвалясь» (12, 11), а иногда дозволяет хвалится: «Хвалящийся хвались о Господе» (10, 17): то какая похвала о Господе, и какая запрещена?

Ответ. В Апостоле весьма ясно видно необходимое его противление страстям. Ибо говорит сие не для того, чтобы себя самого выставить на вид, но чтобы низложить безрассудное высокомерие и превозношение некоторых. Похвала же о Господе бывает, когда человек добрые дела свои приписывает не себе самому, но Господу, говоря: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4, 13). А похвала запрещенная может быть двоякого рода, или по сказанному: «хвалим есть грешный в похотех души своея» (Псал.9,24), и: «что хвалишися во злобе, сильне» (Псал.51, 3)? или по сказанному: делают, «показаться перед людьми» (Матф.6, 5), в самом же желании приобрести похвалу за то, что делают, как бы хвалясь сделанным. Но таковых можно назвать и святотатцами, присвояющими себе дары Божии, и себе самим восхищающими славу, которая подобает Богу.

Вопрос» 282. Кто те, которые говорит: «мы ели и пили пред Тобою», и получают в ответ: «не знаю вас» (Лук. 13, 26. 27)?

Ответ. Может быть, те, которых описал Апостол применительно к собственному своему лицу, сказав: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими» и пр. «и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13, 1—3). Сему научен Апостол от Господа, Который сказал о некоторых: творят, «пред людьми» человеки: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матф.6, 1. 2). Ибо делаемое не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за богочестие, но осуждение за человекоугодие или за самоугодие, или за честолюбие, или зависть, или за иную подобную вину. Поэтому Господь все подобное называет делом неправды, когда сказавшим: «мы ели и пили пред Тобою» и пр. говорит: «отойдите от Меня все делатели неправды». И как же не делатели неправды те, которые злоупотребляют дарами Божьими на снискание собственных своих удовольствий? Таковы, например, были те, о которых Апостол говорит: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2Кор. 2, 17): и еще: «думают, будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6, 5) и многое сему подобное. От всего этого чистым себя показал тот же Апостол, когда говорит: «угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1Сол. 2, 4—6).

Вопрос 299. Как несомненно душе увериться, что она далеко от славолюбия?

Ответ. Когда повинуется Господу, сказавшему: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5, 16), и Апостолу, который заповедал: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31), чтобы благочестивый, не домогаясь ни настоящей, ни будущей славы, но предпочетши всему любовь к Богу, сверх предложенного выше имел дерзновение сказать: «ни настоящее, ни будущее… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8. 38, 39), Который сказал: «не ищу Моей славы» (Ин.8, 50), и: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен» (Ин.7, 18).

О лукавстве, злонравии и лжи