Lessons of the Law of God for Children

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Четвертый член

Конспекты уроков по Закону Божию

Четвертый член

З. В прошлый раз мы говорили, что спасти людей от греха и погибели мог только Бог. Бог родился на земле и сделался человеком, но не простым человеком. Он остался Богом и вместе стал человеком, а потому Он называется Богочеловек. Как и все люди, Он был младенцем, а потом стал взрослым. Одним только Он отличался от людей: Иисус Христос никогда не грешил. Мы все родились от людей грешных, а Иисус Христос родился от Духа Святого и от Пречистой Девы Марии. Вы помните, что грешных людей мы приравняли к детям, которые сами бросились в воду и стали тонуть. Спасти их от смерти может только отец, а грешных людей может спасти только Бог. Отец подплывает к тонущим детям на большой лодке. В ней найдется место для всех детей. Но в большую лодку нужно взобраться. Дети, когда плавали в воде, конечно, устали, и у них нет силы влезть в лодку. Что тогда остается сделать отцу? Кинуть веревку? Но дети, когда их отец потянет, могут сорваться. Гораздо надежнее, если отец сам спустится в воду и постарается за всех детей. Им нужно было бы самим трудиться, а отец возьмет труд всех на себя. Мы говорим, что упрямые дети не захотели звать на помощь отца, не захотели они к нему идти и в лодку. Они сказали: «Мы сами доплывем, куда хотим, и не желаем садиться к отцу в лодку». Подобно жалостливому отцу, для спасения людей сошел на землю Бог - Иисус Христос. Он учил всех людей вере христианской. Но люди погибали в грехах и не могли от них спастись, не могли жить по-Божьи: они обессилили от грехов. Для спасения людей Иисус Христос взял на Себя грехи всех людей. Как добрый отец берет на себя труд всех тонувших детей, так и милостивый Спаситель взял на Себя грехи людей. Как тонущим детям много нужно было бы помучиться, чтобы влезть к отцу в лодку, так и грешным людям всем нужно было бы мучиться, чтобы опять жить с Богом так, как люди жили с Ним до своего греха. Эти мучения взял на Себя Иисус Христос. У Него Своих грехов совсем не было, и Он принял мучения за всех людей. Вы из Священной истории знаете, что Иисуса Христа распяли на кресте. Распятие на кресте было страшным мучением. Всем людям для своего спасения нужно было бы много пострадать. Бог мог, конечно, простить грехи всех людей, но ведь сами люди от этого не стали бы лучше: они остались бы такими же, какими сделались от своего первого греха, у них не было бы силы самим опять сделаться хорошими, святыми и жить с Богом в Царстве Небесном. Как в нашем примере отец мог спасти детей по-разному: мог кинуть им веревку, мог и сам посадить их в лодку, но дети могли спастись только тогда, если отец сам посадит в лодку тех, кто хочет спасения себе и не хочет утонуть. Так и все люди могли спастись только тогда, если Сам Бог примет на себя грехи всех людей и пострадает за людей. Это и сделал Иисус Христос. Он был распят на кресте в Иерусалиме. А главным начальником над Иерусалимом тогда был Понтийский Пилат[1]. При нем и был распят за нас Иисус Христос. Ему приколотили руки и ноги гвоздями ко кресту, крест врыли в землю, и наш Спаситель так висел на кресте. Гвозди раздирали тело Иисуса Христа, а враги Его смеялись над Ним. Иисус Христос страдал, от страданий умер и был похоронен или погребен. В четвертом члене «Символа веры» о распятии, страданиях и погребении Спасителя сказано так: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. То есть сначала подразумеваются слова «верую в распятаго…». При чтении этого члена необходимо тщательнее разделить слова: же, за, ны, так как ученики обычно их сливают в одно слово жезаны, отчего получается полная бессмыслица. О чем говорится в четвертом члене «Символа веры»? Где был распят Иисус Христос? Кто тогда был главным начальником в Иерусалиме? Кто похоронил Спасителя? Кому нужно было бы страдать за грехи людей? Зачем нужны были страдания? Кто пострадал за всех людей? (Припомните, каким примером мы объясняли то, что нужно было непременно людям пострадать за свои грехи.) Примечание. При объяснении второго, третьего и четвертого членов «Символа веры» в настоящих конспектах вводятся не только словесные, но и смысловые толкования истин, заключающихся в этих членах. Ограничиваться одним переводом славянских слов и сообщением высочайших догматов христианства в виде простого перечисления их значит низводить Закон Божий на степень заучивания не пригодных в жизни формул, нужных только для сдачи экзамена. Не преувеличивая степени развития школьников, нельзя и чрезмерно унижать эти способности питомцев начальной школы. Всякий человек с началом сознательной жизни начинает привыкать к отвлеченному мышлению посредством понятий, а не одних представлений, т. е. делается в некотором роде философом. Эту потребность человеческого духа угасить нельзя да и угашать не должно, а следует дать ей надлежащее развитие посредством постепенного перехода от известного к неизвестному. Богочеловечество и искупление не находятся в противоречии с человеческим разумом, и разум не может отказаться от их уяснения, а потому эти истины, по нашему мнению, могут и должны быть приближены к пониманию христианских детей посредством наивозможного упрощения в объяснениях. Для человеческого разума непостижимо существо Божества, но проявления Его отчасти доступны и объяснимы. Сведения о подчинении Иудеи римским начальникам (консулам или проконсулам) сообщаются во втором или третьем отделении при рассказе о рождении Спасителя.^

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Пятый член

Конспекты уроков по Закону Божию

Пятый член

З. Иисус Христос принял на Себя грехи всех людей. До грехопадения люди были бессмертны, а как только люди согрешили, так явилась смерть. У нашего Спасителя Своих грехов не было, и Он не должен был умирать, но Он взял на Себя грехи всех людей и потому умер на кресте. Объясним это таким примером. Маленькие ребятишки заперлись в избе и стали играть огнем. Играючи, они подпалили избу и выбежать из огня не могут. Отец увидел и бросился в огонь спасать детей. Отец ни в чем сам не виноват, а все-таки обожжется не за свою вину, а за вину детей, спасая их. Иисус Христос - Богочеловек - был Сам безгрешный, но взял на Себя грехи людей и потому Ему нужно было умереть. Он умер, был погребен и лежал в могиле до третьего дня. Своим рождением на земле, Своей жизнью, Своими страданиями и смертью Иисус Христос спас всех людей. Людям стало можно всем, кто хочет, жить на том свете в Царстве Небесном. Как мы говорили в нашем примере, отец выехал на озеро в лодке, детей посадил своими руками в лодку, и все дети, которые захотели, поплыли на другую сторону, куда звал их и прежде отец. Когда отец спас всех детей из воды, ему в воде больше оставаться стало не нужно, он, конечно, и сам поплыл на берег. Иисус Христос спас всех людей, и в могиле Ему оставаться было незачем. Иисус Христос на третий день после Своей смерти опять ожил, воскрес из мертвых. О Своем воскресении Иисус Христос говорил вперед и Своим Апостолам, и народу еще раньше, когда учил народ. О воскресении Иисуса Христа предсказывали за много лет пророки. Особенно ясно предсказал о воскресении Иисуса Христа из мертвых не словами, а делом пророк Иона. Припомните, кем был проглочен Иона и на который день он был выброшен на землю? Ученики припоминают повествование о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита[1]. При этом законоучитель должен объяснить, что китом называется в Библии не млекопитающее животное - кит, который в Средиземном море не водится и живет исключительно в полярных морях, а совершенно другое, точно неизвестное морское чудовище. Это объяснение необходимо потому, что на уроках объяснительного чтения ученики встретятся с рассказом о ките как животном с чрезвычайно маленьким горлом. Греческое слово не имеет значения русского слова «кит» и переводится собирательным именем «морское чудовище». Таким объяснением законоучитель устранит по меньшей мере недоумение, которое неизбежно возникнет в уме учащихся при сравнении рассказа из книжки для чтения со священно-историческим повествованием. Кроме Ионы предсказывали, писали о воскресении Спасителя и другие пророки. Иисус Христос воскрес, как об этом было пророками написано и прежде; воскрес по-писаному, или по писанием. Пятый член читается: И воскресшаго в третий день по Писанием. Значит, в этом члене говорится о чем? В который день воскрес Спаситель? Что значат слова по писанием? Кто предсказал самим делом о воскресении Христа? За кого умер Иисус Христос? Почему Ему нужно было умереть? На каком примере мы объяснили это? Что Спаситель сделал для людей Своей смертью и Воскресением? Какой пример мы приводили для объяснения этого? Почему Иисус Христос не остался в могиле? Какое слово нужно прибавить к словам и воскресшаго?… Для нас, людей, и для нашего спасения Сам Бог Иисус Христос принял мучения и смерть. Люди захотели стать врагами Богу, но Бог их по Своей любви пожалел. Как же нам не любить нашего Спасителя? Своим воскресением Иисус Христос показал Свою власть и силу даже и над смертью. Смерти ни один человек побороть не может, а Спаситель одолел ее и воскрес из мертвых. Как же не верить Ему? Иисус Христос все может сделать. Он пришел дать нам спасение и непременно спасет нас, если мы будем жить так, как Он велит. См.: Иона 2, 1.- Ред.^

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Шестой член

Конспекты уроков по Закону Божию

Шестой член

З. Иисус Христос воскрес из мертвых и после Своего воскресения сколько времени являлся на земле? В эти 40 дней Его видели мироносицы, Апостолы и другие люди, которые уверовали во Христа, 10 раз. Иисус Христос разговаривал с ними о Царстве Небесном и о том, как нужно жить, чтобы получить это Царство Небесное. В 40-й день Иисус Христос явился Апостолам и пошел с ними куда? На горе Елеонской Он сделал что? Иисус Христос вознесся или, по-другому, вошел на небеса. После воскресения из мертвых тело у Него стало особенное. Вы помните, как Иисус Христос один раз явился Апостолам, когда они были в одном доме. Все двери были заперты, но Он вошел сквозь затворенные двери. Значит, у Спасителя, после воскресения из мертвых, тело сделалось не таким, какие тела у нас. Мы не можем пройти сквозь стену, сквозь дерево или сквозь всякий другой предмет, а Он мог. Вот как явился Иисус Христос Апостолам при запертых дверях. Законоучитель читает по Евангелию от Иоанна стихи 26-29 из 20-й главы. В первый же день после Своего воскресения из мертвых Иисус Христос явился двоим Своим ученикам, которые шли в селение Эммаус. Читаются 13-35 стихи из 24-й главы Евангелия от Луки. Как видите, Иисус Христос сидел с Лукой и Клеопой за столом, разговаривал и вдруг стал невидим. Мы не можем сделать так, чтобы мы сидели с людьми и люди не видели нас, а Иисус Христос так сделал. Значит, тело у Него стало после воскресения необыкновенным, неземным. Этим Своим телом Он и вознесся на небеса. Вы уже слышали, что про небеса Бог людям ничего не сказал, и мы не знаем, где они, но верим, что там живут Ангелы и души святых людей и что там они видят Самого Бога. Видят, конечно, не телесными глазами, потому что у Ангелов совсем нет тела, святые души тоже живут без тела, и Бога видеть телесными глазами нельзя, так как Он - Дух, но святые Ангелы видят Бога не по-нашему, а совершенно особенно. Мы теперь не знаем, как можно видеть не телесными глазами, но после смерти мы это узнаем. Иисус Христос был Бог и стал на земле человеком. Как Бог, Он всегда имел такую же власть, как Бог Отец и Бог Дух Святой, но как человек, Он такой власти не имел. Когда же Иисус Христос вознесся на небо, то получил Божескую власть и как человек. У Него на земле было и тело обыкновенное человеческое, и душа человеческая. А когда Он воскрес и вознесся на небо, то у Него все стало Божественным. Он стал равным Богу Отцу и как человек. Если кто-нибудь в старину хотел сравнять с собой другого человека, то он сажал этого человека рядом с собой по правую сторону. Сказать про кого-нибудь, что он сел по правую сторону, все равно что сказать: он стал равным с тем, около кого сел. И у нас теперь младшие стоят, а равные с равными сидят. Мы веруем и говорим, что Иисус Христос вместе с телом, как человек, стал равным Богу Отцу, а по-другому можно сказать, что Иисус Христос, после вознесения на небо, сел по правую сторону Бога Отца. Мы знаем, что Бог живет везде, что Он не сидит, не ходит, как люди, и потому, когда мы говорим про Иисуса Христа, что Он сел по правую сторону Бога Отца, мы заменяем только одни слова другими. Стал равным -мы говорим: сел по правую сторону. Мы и теперь заменяем одни слова другими. Например, мы говорим, что ученик ломает голову над мудреной задачей, вместо - ученик думает. Всякий из нас знает, что мы голову не ломаем, а говорим так для того, чтобы сказать получше. Точно так же и об Иисусе Христе говорится, что Он сел по правую сторону Бога Отца. По-славянски правая рука называется десницей, а по правую сторону - одесную. О вознесении Иисуса Христа на небо и об одинаковой Его власти с Богом Отцом говорится в шестом члене. Прочитаем его[1].

Придет время, все мы умрем, а потом воскреснем. Кто живет на земле праведно, тот после своего воскресения будет жить вместе со Христом на небе, в раю, а там будет так хорошо, что мы и представить не можем. Христос всей Своей жизнью дал нам пример, как надо жить. Будем жить так, как Он советовал людям! Шестой член «Символа веры» читается так: И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.- Ред.^

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Седьмой член