Lessons of the Law of God for Children

З. В прошлый раз мы говорили, что получение человеком особенной благодати Божией и все, что говорится и делается для получения этой благодати, называется таинством. Что говорится, то называется словом, а что делается, называется действием. При таинствах произносятся слова и совершаются действия. Так, мы знаем, что при крещении погружают крещаемого три раза в воду,- это есть действие; при этом произносятся слова - какие? Это действие и эти слова при крещении самые главные. Они установлены Богом, а не людьми, поэтому они называются словами и действиями особенными или священными. Мы говорили о таинстве крещения, но кроме него есть еще и другие таинства, и все они установлены Богом. Поэтому таинством вообще называется такое, установленное Богом, священное действие, в котором Бог дает человеку особенную силу или благодать. Господь нам дает Свои милости всегда, но таинствами называются только такие священные действия, которые установлены Господом Иисусом Христом. Иисус Христос и научил людей, что нужно говорить и делать для получения благодати Божией. Если мы помолимся Богу, и Он даст нам Свою милость, это все-таки не будет таинство, потому что Бог может дать нам Свою благодать, но может и не дать. А при совершении таинства Господь обещал непременно подавать Свою благодать тому, кто верит[1], что он получит благодать Божию. Если мы верим, что Господь непременно даст нам Свою благодать, и если таинство будет совершено, то благодать Божия непременно нам будет дана. Так, например, человек верует в Иисуса Христа, верует, что для спасения нужно креститься. Такого верующего человека священник погружает три раза в воду и говорит: Крещается… Человек непременно тогда получает особенную силу от Бога - благодать Божию. В крещении благодать перерождает человека, делает его безгрешным, сыном Самого Бога. Как называется все то, что делается? При таинствах совершаются действия не придуманные людьми, а данные от Бога, поэтому какими называются эти действия? Что называется таинством? Что дает Бог в таинствах? Что такое благодать Божия? Чем отличаются таинства от других милостей Господних? Что нужно для получения благодати в таинствах? Какую благодать мы получаем в крещении? Мы говорили, что не одно только крещение есть таинство. Есть еще и другие таинства. Всего таинств семь. Все они установлены Богом, и во всех них людям дается по милости Божией особенная сила или благодать. Вы уже знаете, что в крещении человек получает благодать, которая делает человека сыном Церкви Христовой и Самого Бога. Крещеному человеку жить нужно не так, как живут некрещеные. Ему нужно быть праведнее. Некрещеный все равно что сирота, а у крещеного есть и мать - Церковь Христова, и отец -Сам Бог. Если сирота обыкновенный, земной ходит в изодранной одежде, никто его не осудит - о нем никто не заботится; а если ходит рваным сын при отце и при матери, значит, или мать о нем плохо заботится, или он сам неряха. Бог и Церковь Христова дают христианину все, что нужно для праведной жизни, и если крещеный человек живет неправедно, то в своей греховности виноват только он сам. Поэтому христианину нужно стараться жить свято, чтобы ему не было стыдно и перед Богом, и перед людьми. Но жить свято гораздо труднее, чем грешить. Вообще делать хорошие дела труднее, чем плохие: работать тяжелее, чем бездельничать; учиться труднее, чем озорничать. Для всякого хорошего дела нужно работать да стараться, а для плохого дела никакого старания не надобно, оно легко дается всякому. Это мы видим везде. Примерно, для хлеба удобряют землю, пашут, боронят, а крапива, лебеда, полынь и разные сорные травы без всякого ухода родятся. Только беда в том, что из худа никогда никакого добра не выходит. Поэтому и нужно жить свято. Для святой жизни нужна сила, а у человека своей силы достает почти только на то, чтобы заботиться о своем теле, а на спасение души у человека силы своей не хватает. Бог знает такую слабость людей и дает им для делания добра Свою силу или благодать. Может быть, вы видели, что после крещения у ребенка помазывают кисточкой лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги. Это помазывает младенца священник святым миром и при этом говорит: Печать дара Духа Святаго. Запомните твердо эти слова. В то время, когда священник помазывает младенца миром и говорит: Печать дара Духа Святаго, Бог дает младенцу силу или благодать. Этой силой человек всю жизнь может делать добро. Человеку нужно только хотеть добра, а силу ему Бог дает на всю жизнь. Священник совершает священное действие над крещеным младенцем или над взрослым человеком, если крестится взрослый, и Бог непременно дает Свою благодать. А мы уже знаем, что, когда Бог непременно дает благодать, тогда совершается таинство. Значит, и помазание миром есть тоже таинство, и называется оно миропомазанием. В миропомазании Бог дает верующему взрослому человеку или младенцу, за веру его родителей, благодать, которая дает человеку силу жить свято. Сколько всего таинств? Кем они установлены? Что в них подается людям? Какую благодать человек получает в крещении? Как следует жить крещеному человеку? Почему христианину нужно жить свято? Почему труднее жить свято и легче жить греховно? Что всегда нужно помнить христианам? Как нужно жить? Что нужно для святой жизни? Кто и почему дает силу человеку для святой жизни? Что делает священник после крещения младенца? Что говорит? Чем помазывает? Что дает Бог человеку тогда? Какую благодать тогда Бог дает? Всегда ли Он дает, если помазывают крещеного миром и говорят слова: Печать?… Какое это таинство? Священник помазывает крещеного младенца или взрослого человека миром. Миро есть особенный состав. Его приготовляют один раз в год на Страстной неделе. Для этого в Великий Понедельник приносят в особую большую комнату, которая называется мироварной палатой, самого хорошего деревянного масла и разных душистых трав и кореньев. Над ними архиерей читает положенные молитвы, кропит масло, травы и коренья святой водой, а священники сливают масло и складывают травы и коренья в серебряный котел. Архиерей сам зажигает под котлом дрова, а после священники варят миро и в это время читают Евангелие. Миро варится до Великого Четверга. В Великий Четверг миро приносят в церковь в особенных сосудах, ставят их на всю обедню в алтарь, и архиереи освящают миро. Варят и освящают миро у нас в России только в двух городах, в Москве и в Киеве, и из этих городов посылают во все церкви. Этим миром и помазывают при таинстве миропомазания. У нас в большие праздники во время заутрени или накануне их, за всенощной, помазывают лоб молящимся, когда они прикладываются к праздничной иконе. Многие говорят, что тогда помазывают миром, но это неверно. Тогда помазывают елеем, или деревянным маслом, над которым священник читает молитву за вечерней, а миропомазание совершается над каждым христианином только один раз в жизни. В миропомазании Господь дает человеку дар делать добро и этого дара никогда не отнимает. При миропомазании священник говорит: Печать дара Духа Святаго. Эти слова в миропомазании самые главные. Во всяком таинстве есть самые главные слова и действия, которые велел произносить и совершать Сам Бог[2]. В таинстве миропомазания главные слова: Печать дара… главное действие - помазание миром, а в таинстве крещения - какое главное действие и какие главные слова? В таинстве крещения подается какая благодать? А в таинстве миропомазания? В таинстве миропомазания Божия сила подается невидимо для нас, тайно, а помазание миром есть видимый знак этого дара Божия. Поэтому и самое помазание называется печатью. Когда составляется мирской приговор, сельский староста кладет под приговором свою печать. Печать есть знак старосты. И во всякой другой бумаге печать есть знак того человека, который дает бумагу, чтобы всякий видел, что бумага настоящая, законная. Так и Бог велел класть Свой знак на крещеного в миропомазании, Свою печать. Наш Спаситель спас нас Своими страданиями на кресте. Священник и делает на крещеном, когда помазывает миром, крест или знак того, что крещеному дается дар Божий жить свято. Этот дар называется даром Духа Святого потому, что жизнь всем дает Дух Святой. Он называется в восьмом члене «Символа веры» Животворящим и в молитве «Царю Небесный…» - подателем жизни. Сила к деланию добра есть дар или благодать Святого Духа, а само помазание миром в виде креста есть знак или печать этого дара Духа Святого. Что такое миро? Когда оно приготовляется? Где? Кто и когда его освящает? В каких русских городах? Сколько раз совершается миропомазание над каждым христианином? Почему только однажды? Чем помазывают во время праздничной утрени? Какие главные слова и действия при крещении и миропомазании? Какая благодать подается в миропомазании? Что значат слова: Печать дара Духа Святаго? Почему благодать при миропомазании называется даром Духа Святого? В миропомазании мы получаем от Святого Духа силу знать, что такое добро[3] и делать добро. Бог нам дает все для святой жизни, для нашей же пользы. Нам остается только желать добра и стараться жить свято. Условие получения благодати Божией в таинствах при непременном наличии веры у приступающего к ним следует особенно оттенить, для отличия православного учения от католического. Согласно последнему таинство совершается ex opere operato, т. е. через одно только внешнее совершение таинства, независимо от внутренней настроенности того, над кем оно совершается.^ В таинстве различаются: его внутренний смысл и назначение, затем соответствующие этому смыслу существенные формы Божественного происхождения, содержимые Вселенским Преданием, неизменные и для нас безусловно обязательные, и, наконец, приводящие формы и обряды человеческого происхождения, связанные с преданиями частных церквей, изменчивые и лишь относительно обязательные,- по месту и по времени (см.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Университетская типография, 1851-1879. Т. 4. С. 63). На уроках катехизиса объясняются только смысл и существенные формы таинств, а их обрядовая сторона составляет предмет уроков по объяснению богослужения.^ См.: Ин. 2, 27.^

Урок 11. О таинствах причащения и покаяния

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Самое первое таинство, необходимое для нашего спасения, есть крещение. Без крещения нельзя быть христианином. В крещении благодать Божия перерождает нашу душу, из греховной делает ее негрешной. До первого греха первые люди были близки с Богом, а через грех от Него отдалились. В крещении мы опять делаемся близкими к Богу, в миропомазании получаем силу навсегда оставаться в этой близости. Но жить близко еще не значит жить вместе, а людям только тогда может быть совсем хорошо, если они живут вместе с Богом, подобно тому, как детям хорошо жить вместе с отцом и матерью, а не возле их дома. Господь хотя живет везде, но близость Его вполне чувствуют и видят не телесными глазами, а совершенно особенно только Ангелы и души святых на небе. Иисус Христос, по Своей милости, дал и земным людям средство чувствовать близость к Богу и жить вместе с Ним. Мы можем соединяться вместе с Богом или, как говорится по-славянски, приобщаться Богу. Слово приобщаться происходит от слова «общий». Приобщаться можно сказать по-другому «жить сообща», «вместе». Мы приобщаемся Богу в таинстве, которое установил Иисус Христос и которое называется таинством приобщения или причащения. Вы знаете (из урока 30 в первом отделении), что мы причащаемся Тела и Крови Самого Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина. Когда мы причащаемся, мы видим хлеб и вино, а принимаем Тело и Кровь Господни. Через это принятие мы получаем благодать Божию, которая дает нам вечную жизнь в Царстве Небесном. Там все живут вместе с Богом, а кто причащается, тот начинает жить с Богом еще здесь, на земле. Значит, причащение есть таинство, в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христову, соединяются с Богом и получают вечную жизнь. Какое первое таинство, необходимое для нашего спасения? Какую благодать мы получаем в нем? Какая благодать дается в миропомазании? В каком таинстве мы соединяемся с Богом? Что такое причащение? Какая благодать подается в нем? Таинство причащения установил Иисус Христос на Тайной Вечери. Он взял хлеб, благословил его, разломил, дал Апостолам и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое[1], еже за вы ломимое во оставление грехов»[2]. Потом взял чашу с красным вином и сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов»[3]. Апостолы с верой в то, что хлеб стал Телом, а вино - Кровию Христа, причастились. Иисус Христос сказал им: «Это делайте в память обо Мне»[4]. Апостолы поэтому стали совершать таинство причащения и научили делать то же и других христиан. Таинство причащения совершается у нас за каждой Литургией. Для него приготовляются перед Литургией пшеничный хлеб, который зовется теперь просфорой, и красное вино. В то время, когда поют: Тебе поем… (по-русски значит - «Тебя, Господи, мы прославляем пением»), священник молится Богу, чтобы Бог сделал хлеб и вино Телом и Кровию Христа, и благословляет их. Тогда хлеб и вино делаются тайно Телом и Кровию Христовою. Вид их остается тот же, что и был, а сущность переменяется. Вы уже знаете (из объяснения второго члена «Символа веры»), что сущностью всякого предмета называется его главный признак. Главный признак хлеба - питательность для тела, вина - оживление, бодрость тела. Для души хлеб и вино ничего не дают, а когда они в таинстве причащения, по милости Божией, делаются Телом и Кровию Христа, то они питают и оживляют душу человека. Сущностью их делается сила давать жизнь человеку не только земную, временную, но и небесную, вечную. Всякий разумный человек хочет себе вечной жизни, а родители хотят ее и своим детям, поэтому причащаются взрослые, причащают и младенцев. Кто и когда установил таинство причащения? Что сделал и сказал Иисус Христос? (Переведите эти слова по-русски.) Когда совершается таинство причащения у нас? Кто научил христиан совершать его? Что приготовляется для таинства? Когда хлеб и вино становятся Телом и Кровию? Что переменяется в хлебе и вине (вид или сущность)? В чем сущность хлеба и вина? В чем сущность Тела и Крови Христовой? В каком возрасте причащаются православные христиане? В таинстве причащения мы соединяемся, живем вместе с Богом. От этого соединения с Богом нас отдаляют наши грехи. Когда первые люди жили в раю, Бог им являлся. Пока Адам и Ева не согрешили, они чувствовали, что Бог живет вместе с ними, а они с Богом. Когда же люди задумали жить не по заповеди Божией, а по своей только воле, то от Бога отдалились: им стало стыдно перед Богом. От греха и от стыда они забыли, что Бог все видит, все знает, и спрятались в раю от Бога. То же бывает и с нами, и со всеми людьми. Когда мы сделаем плохое дело, душа наша станет хуже. Хорошие люди дружат с хорошими, а злодеи - со злодеями: воры - с ворами, пьяницы - с пьяницами, озорники - с озорниками. Плохому человеку с хорошим скучно: между ними ни в словах, ни в делах ничего нет схожего. Бог есть само добро, в нем нет ничего плохого, поэтому, когда мы грешим, у нас ничего общего с Богом быть не может. Но Бог никогда не сердится на грешных людей. Он любит их и жалеет. Если грешник обратится к Богу, Бог прощает ему грехи. Но сначала человек должен почувствовать, что грехи хуже добрых дел. Во всяком деле, когда мы ясно поймем, что сделали что-нибудь нехорошо, мы жалеем, каемся, зачем сделали неладно. Так случается со всеми людьми, только хорошие люди скоро каются даже в маленьких грехах, а злые долго, а иногда и совсем не хотят сознаться даже в больших грехах. Но Бог принимает всякого грешника, всякому грешнику прощает грехи. Припомните, как об этом говорится в притче о блудном сыне. Чтобы люди верно знали о такой милости Бога к грешникам, Иисус Христос установил особое таинство - таинство покаяния или исповедь. Великие грешники могли бы отчаиваться в своем спасении, могли бы думать, что им все равно придется погибнуть. Но Спаситель всем обещал прощать грехи в таинстве покаяния. Поэтому никогда не нужно отчаиваться в своем спасении, а нужно всегда надеяться на милость Божию. С кем мы соединяемся в таинстве причащения? Что нас отдаляет от Бога? Почему грехи мешают нашему соединению с Богом? Кто первый отдалился через грех от Бога? Кому было стыдно перед Богом после греха? Как относится к грешникам Бог? Что нужно нам сделать для того, чтобы Бог простил нам грехи? Какое таинство установил для этого Иисус Христос? Зачем установлено это таинство? В таинстве покаяния грешник приходит к священнику, исповедует или, по-другому, говорит вслух свои грехи и кается в них или старается усовестить себя за эти грехи и жалеет[5], что он их делал. Священник слушает исповедь грешника, и если грешник кается по совести, то прощает ему грехи. Священник прощает грехи не по своей, а по Божией воле. Власть прощать грехи дал Иисус Христос Апостолам. Он сказал им: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»[6]. Апостолы эту власть дали архиереям и священникам. Поэтому в таинстве покаяния всякий кающийся видимо получает прощение от священника, а невидимо получает силу или благодать от Бога, которая все грехи с человеческой души снимает. После того как христианин расскажет свои грехи, священник молится, чтобы Бог эти грехи простил, потом накрывает голову кающегося епитрахилью, благословляет и говорит ему: Властию мне данною (от Бога) прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Тогда Бог прощает человеку те грехи, в которых он покаялся. Значит, покаяние есть такое таинство, в котором христианин получает от Бога прощение своих грехов. Когда Бог простит человеку грехи, тогда грехи человеку не мешают соединяться с Богом. Поэтому мы перед причащением сначала ходим на исповедь. Человек и после исповеди не может удержаться от греха, но это не значит, что совсем не нужно исповедоваться. Когда у нас загрязнится тело, мы его моем. После мытья мы опять грязнимся, но никто не думает, что из-за этого совсем не нужно мыться. Если мы совсем не будем мыть тело, то на нем нарастут коросты, болячки; точно так же и наша душа грязнится грехами, и если мы не будем очищать ее покаянием, то она покроется грехами и погибнет. Что делает на исповеди грешник? Зачем он рассказывает свои грехи священнику? (Ответ на этот вопрос учащиеся должны вывести из урока.) Что делает священник? Кто дал священнику власть прощать грехи? Какими словами дал эту власть Апостолам Иисус Христос? Какие видимые действия и слова при исповеди? Какая благодать подается невидимо? Почему мы перед причащением исповедуемся? Хорошо для человека чувствовать и знать, что он близко к Богу и что Бог живет с ним. Помните, что сказал Апостол Петр Христу на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Такую же радость чувствует и каждый христианин, который с верой причащается Тела и Крови Христовой, когда он очистит свою душу от грехов и принимает в себя Самого Господа. Чтобы наша жизнь на земле была радостнее, нам следует как можно чаще исповедоваться и приобщаться. Мф. 26, 26.- Ред.^ Ср.: Лк. 22, 19.- Ред.^ Мф. 26, 27-28.- Ред.^ См.: Лк. 22, 19.- Ред.^ Покаяние имеет один корень со словом окаянный - «бедный», «достойный сожаления».^ Ин. 20, 23.^

Урок 12. О таинствах священства, брака и елеосвящения

Конспекты уроков по Закону Божию

З. На прошлых уроках мы говорили, что для спасения души каждому человеку прежде всего необходимо сделаться христианином. Для этого нужно веровать во Христа Бога нашего и креститься. В таинстве крещения человеческая душа перерождается, делается безгрешной и близкой к Богу так, как близки дети своим родителям. Для того чтобы сохранить эту близость с Богом, человеку нужна сила в делании добра. Эту силу Бог дает человеку в таинстве миропомазания. Близок человек к Богу может быть тогда, когда он живет вместе с Богом, а Бог живет в человеке. Господь дал таинство причащения, в котором человек соединяется с Самим Богом. Этому соединению мешают в человеке грехи, но Бог прощает и грехи человеческие в таинстве покаяния. Вот четыре таинства: крещение, миропомазание, причащение и покаяние, которые дал Иисус Христос для спасения всякого человека. В них Бог дает Свою особенную силу или благодать, необходимую для каждого христианина. Но вы уже слышали, что всего таинств семь. Значит, есть еще три таинства, которые установил Сам Бог. Эти три остальные таинства нужны для всей Церкви Христовой, но не для каждого христианина. О них теперь мы и будем говорить. Вы знаете, что служит в церкви и совершает таинства не всякий христианин, а священник. Священник не сам присваивает себе эту власть, а получает ее от Бога в особом таинстве, которое называется таинством священства. Первый священник всех христиан есть Господь наш Иисус Христос. Когда Он жил на земле видимо, Он учил людей и давал им Сам силу Божию для спасения. Он сделал на земле все, что нужно для нашего спасения, а после Своего вознесения на небо оставил на земле христианское общество или Церковь и обещал до конца мира давать Церкви Свою благодать. В Церкви Христовой остались Апостолы. Они сначала сами учили людей и совершали таинства, а когда христиан стало много, то Апостолы начали в разных местах оставлять вместо себя других людей, которые также начали учить народ и совершать таинства.

В это время на того, кого выбирали христиане, сходила благодать Божия, и он получал силу учить народ и совершать таинства. Одним людям Апостолы давали такую же силу Божию, какую имели сами Апостолы, и таких людей назвали архиереями или епископами. Архиерей - слово греческое. Оно состоит из двух слов: архи, по-русски значит «старший»; иерей - значит «священник». Архиерей значит «старший над священниками». Епископ - слово тоже греческое; по-русски оно значит «надзиратель», т. е. такой человек, который обязан смотреть, чтобы всякому христианину давалось в Церкви Христовой все, нужное для спасения души. Архиереи или епископы учат народ вере Христовой и сами посвящают других в священники и в архиереи. Священникам дается сила Божия учить народ и совершать все таинства, кроме таинства священства. У священника благодать меньшая, чем у архиерея. При церковной службе архиерею и священнику помогает диакон. Слово диакон тоже греческое и по-русски значит «слуга», «служитель». Диакон сам не может совершать таинств, не может без архиерея или без священника служить, хотя и его на диаконство посвящает архиерей. У нас в церкви поют и читают псаломщики или по-старинному дьячки, но они особенной благодати Божией не получают; читать и петь в церкви может всякий христианин. В священстве три чина: архиерей, священник и диакон. Все они посвящаются и получают особенную силу или благодать от Бога. Посвящают в архиерея два или три других архиерея, а во священника и диакона посвящает один архиерей. Посвящают и теперь в архиерея, во священника и во диакона так же, как посвящали Апостолы: читают молитвы и возлагают руки на голову того, кого посвящают. Видимое действие в таинстве священства - возложение рук с молитвой, а невидимое - получение благодати Божией для совершения таинств над христианами и для учения народа вере христианской. Значит, священство есть такое таинство, в котором человек через молитву и возложение рук архиереев получает благодать Божию учить народ вере Христовой и совершать таинства. Как посвящали Апостолы? Какая благодать сходила на того, кого посвящали? Как называются те люди, которым Апостолы давали всю власть? Что значат слова архиерей, епископ? Какая сила дается им? какая - священникам, диаконам? Что значит слово диакон? Сколько чинов в священстве? Какие это чины? Кто посвящает в архиерея? Подумайте, почему не один архиерей? Кто посвящает во священника и диакона? Какое видимое действие в священстве? Какая в нем подается благодать? Что такое священство? Мы говорили, что четыре первых таинства, крещение, миропомазание, причащение и покаяние, необходимы для каждого христианина, а три последних таинства, священство, брак и елеосвящение, принимают не все. Три последних таинства может каждый человек, по своему желанию, получать или не получать и одинаково может спасти свою душу. Не все христиане идут в архиереи, священники и в диаконы, а только некоторые, но священство во всей Христовой Церкви нужно, потому что без священства некому было бы совершать и первые четыре таинства, некому было бы заботиться о спасении душ христианских. Архиереи, священники и диаконы должны все делать, чтобы души христианские спаслись, должны заботиться о душах, а потому и называются они людьми духовными или духовенством[1]. Второе таинство, не для каждого христианина необходимое, но нужное для всей Церкви, есть таинство брака. Некоторые люди всю жизнь живут холостыми или остаются в девицах, а другие женятся и выходят замуж. Первому человеку, Адаму, Сам Бог дал жену, Еву. Сам Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и владейте ею…»[2] Значит, мужу жену, а жене мужа дал Бог. Теперь у нас жених сватает невесту, но для того, чтобы сделаться им мужем и женой, им нужно Божие благословение. В мире все Божие: весь мир и нас, людей, сотворил Бог. Без Божиего благословения нельзя делать и маленькое дело, а такое важное, как женитьба и замужество, без благословения - тяжелый грех. Бог сотворил мужчину и женщину для того, чтобы от них обоих вместе люди размножались на земле. Ни мужчина без женщины, ни женщина без мужчины родить детей не могут. Почему Бог так устроил, это для нас тайна, которую никто из людей разгадать не может. От двоих людей рождается новый человек, новая душа[3]. Если живут вместе мужчина с женщиной как муж и жена, то от них рождаются дети одинаково - получили ли мужчина и женщина благословение в церкви или не получили. Но рождение детей и жизнь родителей вместе без благословения - грех. Грех этот называется блудом, а сами эти грешники называются блудниками. Вы знаете, кого называют блудней? Ученики обыкновенно отвечают: «Кошку». Блудней называют кошку, когда она хватает не то, что ей дали, а что ей не дано. Блуднями тогда же зовут коров, лошадей и людей, когда люди берут в доме без позволения старших: хозяина или хозяйки. В мире все Божие, поэтому если мужчина берет себе жену, а девушка берет себе мужа без позволения или благословения Божия, то они называются блуднями, блудниками. Первый человек, Адам, взял не просто сам себе жену, Еву, а ее дал Адаму Бог. Бог благословил их жить вместе и рождать детей. Когда мужчина и женщина делаются мужем и женой, они становятся друг другу самыми близкими, самыми родными, ближе, чем отец с матерью для детей. Муж и жена телом живут вместе, а для хорошей жизни нужно, чтобы и душой они были одинаковы, чтобы они обо всем думали одинаково, любили друг друга и хотели все делать одинаково, были бы двое как один человек. Без Божиего благословения телом муж и жена могут жить вместе, а душой врозь, и от такой розни много может выйти зла, особенно когда нужно будет растить детей. Мать будет учить детей одному, а отец совсем другому, и пойдет в семье неурядица. Для того чтобы семья была хорошей, согласной, чтобы дети родились и росли под Божиим благословением, нужна особая милость Божия или благодать. Свою благодать Бог дает людям в таинствах, поэтому Христос дал особое таинство для благословения мужа и жены. Это таинство и называется таинством брака. Жених сватает себе невесту, невеста соглашается сделаться его женой. Тогда они оба приходят или приезжают в церковь и здесь венчаются. Во время венчания, когда священник наденет венцы на жениха с невестой, благословит их три раза и скажет: Господи Боже наш, славою и честию венчай их (по-славянски «я»), тогда на жениха и невесту сходит благодать Божия. Жить мужчине с женщиной без венчания грешно и стыдно, а после венца их надо хвалить и почитать, потому что они получили на семейную жизнь Божие благословение. Значит, брак есть такое таинство, в котором сам Бог соединяет Своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни. Кто дал жену Адаму? Что Бог сказал Адаму и Еве? Что нужно жениху и невесте, чтобы стать мужем и женой? Почему им нужно благословение Божие? От кого родятся дети? Кто так устроил? Почему так? Как называется грех житья без венчания? Что такое блуд? Почему блуд - грех? Как надо жить мужу и жене? Что нужно для единодушия мужу и жене? Кто дает эту милость? В чем дается благодать Божия? В каком таинстве дается благодать мужу и жене? В какое время сходит благодать? Что такое брак? Какие здесь видимые действия и какая подается благодать? Теперь мы говорили о шести таинствах, а всего их семь. Перечислим их по порядку: крещение… брак. Седьмое таинство называется елеосвящением или соборованием. Первое название происходит от слов елей и освящение, а второе - от слова собираться. Елей - что такое? Значит, во время елеосвящения освящают деревянное масло, а на освящение его в тех местах, где священников много, собирается их несколько. Елеосвящение совершается над тяжелобольными. Иисус Христос, когда послал Апостолов учить людей вере Христовой, дал им силу исцелять всякую болезнь[4]; Апостолы мазали больных деревянным маслом - елеем, и многие больные выздоравливали[5]. Значит, таинство елеосвящения установил Иисус Христос. Как милосердный самарянин в притче Спасителя возливал на раны больного елей и вино[6], так и при елеосвящении в елей прибавляется красное вино. Елеосвящением поэтому называется такое таинство, в котором один или несколько священников помазывают больного с молитвой елеем и вином, а Господь дает больному силу выздороветь от болезни и очиститься от грехов. Больного помазывают семь раз. Многие неправильно думают, что соборуют для того, чтобы легче было человеку умирать. Во всех молитвах при соборовании мы просим Бога, чтобы Бог дал здоровье и простил грехи больному. От каких слов происходит слово елеосвящение? Что означает слово соборование? Почему так называется елеосвящение? Над кем оно совершается? Кто установил его? Что такое елеосвящение? Какую благодать дает в нем Бог? Какие в елеосвящении видимые действия? Теперь мы с вами говорили о всех семи таинствах. В десятом члене «Символа веры» говорится только об одном крещении. Православные христиане всегда признавали семь таинств, а в «Символе веры» говорится про одно только крещение потому, что без крещения нельзя сделаться христианином. А кто крестится, тот будет веровать во все православное учение, значит, будет верить во все семь таинств. Более глубокий смысл понятия о духовности труден для понимания детей.^ Ср.: Быт. 1, 28.- Ред.^ Вопрос о соединении двух полов в браке считается щекотливым и неудобным для выяснения детям, но такое мнение неправильно. Этот вопрос по возможности может и должен быть выяснен. Жизненные истины скрывать от детей никогда не следует. «Ребенку можно все говорить. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать»,- говорит глубокий психолог Ф. М. Достоевский в романах «Идиот» и «Бесы». Половой вопрос опошляется только в грязных устах, а в чистых просветляется и получает истинное освещение, соответствующее его важности.^ См.: Мф. 10, 1.^ См.: Мк. 6, 13.^ См.: Лк. 10, 34.- Ред.^

Урок 13. Одиннадцатый и двенадцатый члены «Символа веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. В нашей обыкновенной жизни те люди, которые трудятся и работают, получают не только себе пользу, но честь и хвалу от других людей. За всякий полезный житейский труд человек получает в награду пользу себе и почет от людей, а лентяй ни себе пользы не делает, ни от других доброго слова не слышит. Да и хвалить лентяя не за что. Мы с вами уже говорили, что делать добро несравненно труднее, чем зло, поэтому на земле много не только добрых, но много и злых людей. Злые люди часто отплачивают нам за добро злом. Хорошо, если вокруг нас живут добрые люди: они вместе с нами делают добро и для себя, и для нас. Но если с нами живут злые, то они стараются всем добрым людям досадить, навредить, и наши добрые дела, вместо радости, приносят нам на земле горе и мучения. Господь добр и справедлив: Он не оставляет без награды наши добрые дела. Чем лучше наши добрые дела, тем больше и награда за них. На земле мы живем недолго, лет 60-70, и потому Бог не награждает нас вполне здесь, на земле. Как бы хорошо ни жил человек на земле, он всегда боится, что вот придет смерть и все счастье кончится. Господь дает счастье хорошим людям на земле, но не в награду за добрые дела, а для того, чтобы люди могли больше делать добра другим людям. Дает человеку богатство для того, чтобы он помогал бедным; дает нам здоровье, чтобы мы работали на общую пользу. Если мы все делаем хорошо, стараемся не для себя только, но и для других, то Господь наградит нас на том свете. Прежде всего Бог даст людям бессмертие. Бог смерти не сотворил, а она пришла на землю после того, как согрешили Адам и Ева, а потом и все люди стали грешить. Из-за грехов людей и смерть пришла на свет. Бог сотворил людей для счастья, а люди не стали слушаться Бога и сами на себя навели горе, потому что стали больше надеяться на свой ум, чем на Бога. Все люди похожи на маленьких детей: все им хочется делать по своему, а не по Божиему велению. Мать говорит маленькому ребенку: «Не тронь руками огонь - обожжешься», а ребенок непременно схватит и действительно обожжет себе руку. Бог сказал Адаму и Еве: «Не ешьте плодов с древа познания добра и зла, потому что, как поедите, умрете»[1]. А Ева с Адамом не послушались Бога и думали, что они сами сделаются богами. Но вместо этого, как поели запрещенного плода, стали смертными. От них стали рождаться такие же смертные люди, и каждый человек должен умереть. Но Бог обещал людям счастье, блаженство и от Своего обещания никогда не отступится. Поэтому Он дал людям сначала закон через Моисея, а потом Сам родился на земле и научил людей, как нужно жить по-Божьи. Кто захочет слушаться Бога, тот и получит блаженство. На земле мы все умираем телом, а мертвое тело ничего чувствовать не может. Хотя наша душа и не умирает, но человек состоит не из одной души, а из души и тела. Поэтому нужно, чтобы он чувствовал свое счастье душой и телом. Значит, нужно, чтобы наше тело после смерти воскресло и опять соединилось с душой. И действительно, настанет время, когда все люди, какие только жили на земле, воскреснут и больше никогда умирать не будут: тела людей сделаются бессмертными. Не будет тогда никаких болезней, никакого горя. Переменится тогда и сама земля: ничего плохого на ней не будет, а будет только одно хорошее. Тогда все праведные люди получат полную награду от Бога за все труды, какие они положили, делая добрые дела. Они хотели добра - добро и получат. Воскреснут и злые люди, но не на радость себе: они будут мучиться вечно. Злые не желают никому добра, хотят всем зла, они и получат за это себе мучения. Бог никого силой не заставляет жить так, как Он научил людей. Кто хочет себе спасения, тот живет по-Божьи, а кто не хочет верить Богу, тот живет по своей воле, по своему упрямству. Злые не хотят покориться Богу, прийти к Нему, а потому и после своего воскресения из мертвых будут мучиться вечно вместе с диаволом. Все люди грешны, но Бог прощает человеку всякий грех, только бы человек желал прощения от Бога. Один только грех Бог не прощает человеку, когда человек совсем не хочет, по одному своему упрямству, покориться Богу, когда человек считает себя больше Бога. Так согрешили бесы, они знают, что Бог выше и больше всего мира и всех тех творений Божиих, которые живут на свете, а все-таки не хотят покориться Богу. Упрямые люди делаются похожими на бесов и потому не могут спастись. Бог зовет их к Себе, а они не хотят идти к Богу и потому будут вечно мучиться с нечистыми духами. Но вредить добрым людям после воскресения из мертвых злые люди и нечистые духи не будут: Бог им этого тогда не позволит. Воскресение из мертвых будет перед вторым пришествием на землю Иисуса Христа, о чем мы уже говорили. Хорошие, праведные люди будут жить вечно в раю, а грешники будут мучиться в аду. Где будут рай и ад, об этом Бог людям не сказал, потому что и знать им это не нужно. Разве не все равно: добрые люди живут праведно, а злые греховно, знают они или не знают, в каких домах мир да любовь и в каких - ругань да драка всегда? Мы верим и ждем, что будет воскресение мертвых и настанет для людей будущая жизнь. Теперь мы живем свой век на земле, а после воскресения настанет новый, будущий век, без конца. Православные христиане все, всегда и везде верили, что настанет воскресение мертвых и будущий век, а потому в «Символе веры» и написано: жду, или по-славянски чаю, воскресения мертвых и жизни будущаго века. О воскресении мертвых говорится в одиннадцатом, а о будущей жизни - в двенадцатом члене. Все, сказанное в «Символе веры», истинно, верно, а потому к нему прибавлено слово аминь, которое, как вы знаете, и значит «верно». Какую награду получает человек за труд на земле? Что труднее делать - добро или зло? Почему на свете много злых? Чем отплачивают злые за добро? Кто награждает нас за добро? Почему Бог не награждает нас на земле? Зачем Бог дает богатство, счастье и силу людям здесь? Когда же наградит Бог добрых людей? Что Он даст прежде всего? Когда явилась на свет смерть? Почему она явилась? На кого похожи все люди? Как Адам и Ева сделались смертными? Что делал Бог для спасения людей? Кому Он даст блаженство? Почему необходимо воскресение нашего тела? Какими будут человеческие тела после своего воскресения из мертвых? Что сделается тогда со всей землей? Почему грешники будут мучиться? Какой грех не простится людям? Кто первый был виновен в этом грехе? На кого похожи упорные грешники? Почему после воскресения из мертвых злые не будут вредить добрым? Когда будет воскресение из мертвых? Как о нем говорится в «Символе веры»? Что настанет после общего воскресения? Как о будущей жизни говорится в «Символе веры»? Прочему прибавлено здесь слово аминь? Бог сотворил весь мир из ничего, Он может сделать и так, что все сгнившие человеческие тела опять соберутся, хотя бы они и были рассеяны по разным местам. Бог сказал, что будет воскресение мертвых и будет новая жизнь - для праведных счастливая, а для упрямых грешников мучительная. Кто делает зло, тот сам себе готовит погибель. Злые люди сами погибают и хотят погубить с собой и других. Они говорят, что никакой жизни после смерти не будет,- а откуда они это узнали? Не будем слушать таких людей. Будем всегда помнить, что придет время, когда все мертвые воскреснут и получат или награду, или наказание за свои дела на земле. Мы знаем по своей совести и по закону Божию, какие дела добры и какие злы, но не можем удержаться от худых дел: у нас самих нет такой силы, но силу делать добро дает нам Бог. Эта сила называется даром Божиим или благодатью. Бог дает нам Свою благодать в таинствах и молитве. О таинствах мы уже говорили, а о молитве будем говорить в следующий раз. Примечание. Настоящий урок может быть разделен в изложении на три части: первая - до причины грехопадения, вторая - до участи грешников, а третья - до конца урока. Сообразно этому делению производится и повторение урока, сначала по вопросам, а потом в общей связи. Ср.: Быт. 2, 16-17.- Ред.^

Урок 14. Психологическое основание молитвы и ее определение

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Мы уже знаем, что для нашего спасения нужны вера в Бога, молитва и добрые дела. Верить в Бога нужно потому, что Бог действительно существует. Он сотворил весь мир, все в мире Божие, и Бог дает все, что нам нужно для жизни нашего тела и для нашей души. Каждый человек всегда может чувствовать душой, что Бог действительно существует. Есть такие погибающие люди, которые забывают совсем о Боге, перестают верить в Бога. Все же хорошие люди веруют в Бога. Нет на свете ни одного такого целого народа, у которого бы не было веры в Бога. У целых народов бывает только та разница, что одни люди веруют правильно, а другие - неправильно. Неверующие все равно что уроды. Возьмем самые простые примеры. У всех людей на руках пять пальцев. Иной человек отморозит себе пальцы; от этого он один сделается беспалым. У всех людей есть ум. Старательные люди заботятся о своем уме: учатся наукам или ремеслам, как нужно пахать, хлеб сеять, столярничать, плотничать… От всякого учения человек делается умнее, а кто не заботится о своем уме, тот на всю жизнь остается глупым: ум у него хотя и есть, но этот ум малый, словно его и совсем нет. Так же бывает и с верой. У каждого человека есть в душе вера в Бога с самого рождения: она вложена в душу каждого человека Богом, но кто заботится об этой вере, у того вера крепнет, а кто не заботится, у того она уменьшается и словно совсем пропадает. Что нужно для нашего спасения? Почему нужно верить в Бога? Откуда мы знаем о том, что у нас есть в душе вера? В чем разница веры у разных народов? Отчего вера в душе человеческой растет и отчего уменьшается? Кто твердо верит в Бога, тот старается как можно больше знать о Боге. Чем больше человек думает о Боге, тем больше он любит Бога. Да нельзя и не полюбить Бога. Он такой добрый, такой святой, такой хороший, что никого лучше Его и быть не может. Даже у ласкового человека словно есть какая-то особенная сила, которая притягивает к ласковому человеку других людей. Хорошего человека все бы слушал, все бы говорил с ним. Чего никому бы не сказал, то все скажешь душевному человеку, с ним всякому хочется, как говорят, душу отвести. Но никакой человек по доброте не может равняться с Богом. Бог без конца добрее всех самых добрых людей вместе. Кто твердо верит в Бога, тому хочется быть как можно ближе к Богу. А если человек хочет близости с Богом, то и Бог дает человеку чувствовать эту близость, словно Бог приходит к такому человеку в душу. Вы уже знаете, что человек соединяется с Богом, живет вместе с Ним в таинстве причащения. В этом таинстве христиане соединяются с Богом не прямо сами, а через священника, так как причащает или соединяет их с Богом священник. Но христианин может соединяться с Богом и сам. Во всех таинствах в середине между Богом и христианином стоит священник, который помогает душе человека соединяться с Богом, поэтому священник называется посредником между Богом и людьми. Самым первым посредником Бога и людей был Иисус Христос, потому что Он был и Бог и человек. Христос Свою силу дал Апостолам, а Апостолы дали ее архиереям и священникам. Священник и соединяет людей с Богом не своей властью, а властью Божией. Но, как мы сейчас говорили, человек может соединяться с Богом и без посредника или непосредственно. Человек и сам может думать о Боге, говорить Ему в душе или словами о своей любви к Богу, о своей нужде, о своих радостях и горе, о доброте Божией ко всему миру и обо всем, что есть у человека на душе, а Бог дает человеку чувствовать близость к Себе. Такое приближение человека к Богу, соединение с Богом, может быть и без посредника или непосредственно. Но соединяться с Богом непосредственно могут только люди святые, безгрешные, такие люди, которые исполнили весь закон Божий. Грешные люди не могут сами соединяться с Богом, поэтому для их спасения, для их соединения с Богом нужны и таинства. Все мы люди грешные и потому все нуждаемся в таинствах, в которых Бог непременно дает нам Свою благодать не за наши добрые дела, а по Своей милости. Для того чтобы Бог дал Свою благодать в таинствах, нам нужно только верить в Бога.