Lessons of the Law of God for Children

В это время на того, кого выбирали христиане, сходила благодать Божия, и он получал силу учить народ и совершать таинства. Одним людям Апостолы давали такую же силу Божию, какую имели сами Апостолы, и таких людей назвали архиереями или епископами. Архиерей - слово греческое. Оно состоит из двух слов: архи, по-русски значит «старший»; иерей - значит «священник». Архиерей значит «старший над священниками». Епископ - слово тоже греческое; по-русски оно значит «надзиратель», т. е. такой человек, который обязан смотреть, чтобы всякому христианину давалось в Церкви Христовой все, нужное для спасения души. Архиереи или епископы учат народ вере Христовой и сами посвящают других в священники и в архиереи. Священникам дается сила Божия учить народ и совершать все таинства, кроме таинства священства. У священника благодать меньшая, чем у архиерея. При церковной службе архиерею и священнику помогает диакон. Слово диакон тоже греческое и по-русски значит «слуга», «служитель». Диакон сам не может совершать таинств, не может без архиерея или без священника служить, хотя и его на диаконство посвящает архиерей. У нас в церкви поют и читают псаломщики или по-старинному дьячки, но они особенной благодати Божией не получают; читать и петь в церкви может всякий христианин. В священстве три чина: архиерей, священник и диакон. Все они посвящаются и получают особенную силу или благодать от Бога. Посвящают в архиерея два или три других архиерея, а во священника и диакона посвящает один архиерей. Посвящают и теперь в архиерея, во священника и во диакона так же, как посвящали Апостолы: читают молитвы и возлагают руки на голову того, кого посвящают. Видимое действие в таинстве священства - возложение рук с молитвой, а невидимое - получение благодати Божией для совершения таинств над христианами и для учения народа вере христианской. Значит, священство есть такое таинство, в котором человек через молитву и возложение рук архиереев получает благодать Божию учить народ вере Христовой и совершать таинства. Как посвящали Апостолы? Какая благодать сходила на того, кого посвящали? Как называются те люди, которым Апостолы давали всю власть? Что значат слова архиерей, епископ? Какая сила дается им? какая - священникам, диаконам? Что значит слово диакон? Сколько чинов в священстве? Какие это чины? Кто посвящает в архиерея? Подумайте, почему не один архиерей? Кто посвящает во священника и диакона? Какое видимое действие в священстве? Какая в нем подается благодать? Что такое священство? Мы говорили, что четыре первых таинства, крещение, миропомазание, причащение и покаяние, необходимы для каждого христианина, а три последних таинства, священство, брак и елеосвящение, принимают не все. Три последних таинства может каждый человек, по своему желанию, получать или не получать и одинаково может спасти свою душу. Не все христиане идут в архиереи, священники и в диаконы, а только некоторые, но священство во всей Христовой Церкви нужно, потому что без священства некому было бы совершать и первые четыре таинства, некому было бы заботиться о спасении душ христианских. Архиереи, священники и диаконы должны все делать, чтобы души христианские спаслись, должны заботиться о душах, а потому и называются они людьми духовными или духовенством[1]. Второе таинство, не для каждого христианина необходимое, но нужное для всей Церкви, есть таинство брака. Некоторые люди всю жизнь живут холостыми или остаются в девицах, а другие женятся и выходят замуж. Первому человеку, Адаму, Сам Бог дал жену, Еву. Сам Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и владейте ею…»[2] Значит, мужу жену, а жене мужа дал Бог. Теперь у нас жених сватает невесту, но для того, чтобы сделаться им мужем и женой, им нужно Божие благословение. В мире все Божие: весь мир и нас, людей, сотворил Бог. Без Божиего благословения нельзя делать и маленькое дело, а такое важное, как женитьба и замужество, без благословения - тяжелый грех. Бог сотворил мужчину и женщину для того, чтобы от них обоих вместе люди размножались на земле. Ни мужчина без женщины, ни женщина без мужчины родить детей не могут. Почему Бог так устроил, это для нас тайна, которую никто из людей разгадать не может. От двоих людей рождается новый человек, новая душа[3]. Если живут вместе мужчина с женщиной как муж и жена, то от них рождаются дети одинаково - получили ли мужчина и женщина благословение в церкви или не получили. Но рождение детей и жизнь родителей вместе без благословения - грех. Грех этот называется блудом, а сами эти грешники называются блудниками. Вы знаете, кого называют блудней? Ученики обыкновенно отвечают: «Кошку». Блудней называют кошку, когда она хватает не то, что ей дали, а что ей не дано. Блуднями тогда же зовут коров, лошадей и людей, когда люди берут в доме без позволения старших: хозяина или хозяйки. В мире все Божие, поэтому если мужчина берет себе жену, а девушка берет себе мужа без позволения или благословения Божия, то они называются блуднями, блудниками. Первый человек, Адам, взял не просто сам себе жену, Еву, а ее дал Адаму Бог. Бог благословил их жить вместе и рождать детей. Когда мужчина и женщина делаются мужем и женой, они становятся друг другу самыми близкими, самыми родными, ближе, чем отец с матерью для детей. Муж и жена телом живут вместе, а для хорошей жизни нужно, чтобы и душой они были одинаковы, чтобы они обо всем думали одинаково, любили друг друга и хотели все делать одинаково, были бы двое как один человек. Без Божиего благословения телом муж и жена могут жить вместе, а душой врозь, и от такой розни много может выйти зла, особенно когда нужно будет растить детей. Мать будет учить детей одному, а отец совсем другому, и пойдет в семье неурядица. Для того чтобы семья была хорошей, согласной, чтобы дети родились и росли под Божиим благословением, нужна особая милость Божия или благодать. Свою благодать Бог дает людям в таинствах, поэтому Христос дал особое таинство для благословения мужа и жены. Это таинство и называется таинством брака. Жених сватает себе невесту, невеста соглашается сделаться его женой. Тогда они оба приходят или приезжают в церковь и здесь венчаются. Во время венчания, когда священник наденет венцы на жениха с невестой, благословит их три раза и скажет: Господи Боже наш, славою и честию венчай их (по-славянски «я»), тогда на жениха и невесту сходит благодать Божия. Жить мужчине с женщиной без венчания грешно и стыдно, а после венца их надо хвалить и почитать, потому что они получили на семейную жизнь Божие благословение. Значит, брак есть такое таинство, в котором сам Бог соединяет Своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни. Кто дал жену Адаму? Что Бог сказал Адаму и Еве? Что нужно жениху и невесте, чтобы стать мужем и женой? Почему им нужно благословение Божие? От кого родятся дети? Кто так устроил? Почему так? Как называется грех житья без венчания? Что такое блуд? Почему блуд - грех? Как надо жить мужу и жене? Что нужно для единодушия мужу и жене? Кто дает эту милость? В чем дается благодать Божия? В каком таинстве дается благодать мужу и жене? В какое время сходит благодать? Что такое брак? Какие здесь видимые действия и какая подается благодать? Теперь мы говорили о шести таинствах, а всего их семь. Перечислим их по порядку: крещение… брак. Седьмое таинство называется елеосвящением или соборованием. Первое название происходит от слов елей и освящение, а второе - от слова собираться. Елей - что такое? Значит, во время елеосвящения освящают деревянное масло, а на освящение его в тех местах, где священников много, собирается их несколько. Елеосвящение совершается над тяжелобольными. Иисус Христос, когда послал Апостолов учить людей вере Христовой, дал им силу исцелять всякую болезнь[4]; Апостолы мазали больных деревянным маслом - елеем, и многие больные выздоравливали[5]. Значит, таинство елеосвящения установил Иисус Христос. Как милосердный самарянин в притче Спасителя возливал на раны больного елей и вино[6], так и при елеосвящении в елей прибавляется красное вино. Елеосвящением поэтому называется такое таинство, в котором один или несколько священников помазывают больного с молитвой елеем и вином, а Господь дает больному силу выздороветь от болезни и очиститься от грехов. Больного помазывают семь раз. Многие неправильно думают, что соборуют для того, чтобы легче было человеку умирать. Во всех молитвах при соборовании мы просим Бога, чтобы Бог дал здоровье и простил грехи больному. От каких слов происходит слово елеосвящение? Что означает слово соборование? Почему так называется елеосвящение? Над кем оно совершается? Кто установил его? Что такое елеосвящение? Какую благодать дает в нем Бог? Какие в елеосвящении видимые действия? Теперь мы с вами говорили о всех семи таинствах. В десятом члене «Символа веры» говорится только об одном крещении. Православные христиане всегда признавали семь таинств, а в «Символе веры» говорится про одно только крещение потому, что без крещения нельзя сделаться христианином. А кто крестится, тот будет веровать во все православное учение, значит, будет верить во все семь таинств. Более глубокий смысл понятия о духовности труден для понимания детей.^ Ср.: Быт. 1, 28.- Ред.^ Вопрос о соединении двух полов в браке считается щекотливым и неудобным для выяснения детям, но такое мнение неправильно. Этот вопрос по возможности может и должен быть выяснен. Жизненные истины скрывать от детей никогда не следует. «Ребенку можно все говорить. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать»,- говорит глубокий психолог Ф. М. Достоевский в романах «Идиот» и «Бесы». Половой вопрос опошляется только в грязных устах, а в чистых просветляется и получает истинное освещение, соответствующее его важности.^ См.: Мф. 10, 1.^ См.: Мк. 6, 13.^ См.: Лк. 10, 34.- Ред.^

Урок 13. Одиннадцатый и двенадцатый члены «Символа веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. В нашей обыкновенной жизни те люди, которые трудятся и работают, получают не только себе пользу, но честь и хвалу от других людей. За всякий полезный житейский труд человек получает в награду пользу себе и почет от людей, а лентяй ни себе пользы не делает, ни от других доброго слова не слышит. Да и хвалить лентяя не за что. Мы с вами уже говорили, что делать добро несравненно труднее, чем зло, поэтому на земле много не только добрых, но много и злых людей. Злые люди часто отплачивают нам за добро злом. Хорошо, если вокруг нас живут добрые люди: они вместе с нами делают добро и для себя, и для нас. Но если с нами живут злые, то они стараются всем добрым людям досадить, навредить, и наши добрые дела, вместо радости, приносят нам на земле горе и мучения. Господь добр и справедлив: Он не оставляет без награды наши добрые дела. Чем лучше наши добрые дела, тем больше и награда за них. На земле мы живем недолго, лет 60-70, и потому Бог не награждает нас вполне здесь, на земле. Как бы хорошо ни жил человек на земле, он всегда боится, что вот придет смерть и все счастье кончится. Господь дает счастье хорошим людям на земле, но не в награду за добрые дела, а для того, чтобы люди могли больше делать добра другим людям. Дает человеку богатство для того, чтобы он помогал бедным; дает нам здоровье, чтобы мы работали на общую пользу. Если мы все делаем хорошо, стараемся не для себя только, но и для других, то Господь наградит нас на том свете. Прежде всего Бог даст людям бессмертие. Бог смерти не сотворил, а она пришла на землю после того, как согрешили Адам и Ева, а потом и все люди стали грешить. Из-за грехов людей и смерть пришла на свет. Бог сотворил людей для счастья, а люди не стали слушаться Бога и сами на себя навели горе, потому что стали больше надеяться на свой ум, чем на Бога. Все люди похожи на маленьких детей: все им хочется делать по своему, а не по Божиему велению. Мать говорит маленькому ребенку: «Не тронь руками огонь - обожжешься», а ребенок непременно схватит и действительно обожжет себе руку. Бог сказал Адаму и Еве: «Не ешьте плодов с древа познания добра и зла, потому что, как поедите, умрете»[1]. А Ева с Адамом не послушались Бога и думали, что они сами сделаются богами. Но вместо этого, как поели запрещенного плода, стали смертными. От них стали рождаться такие же смертные люди, и каждый человек должен умереть. Но Бог обещал людям счастье, блаженство и от Своего обещания никогда не отступится. Поэтому Он дал людям сначала закон через Моисея, а потом Сам родился на земле и научил людей, как нужно жить по-Божьи. Кто захочет слушаться Бога, тот и получит блаженство. На земле мы все умираем телом, а мертвое тело ничего чувствовать не может. Хотя наша душа и не умирает, но человек состоит не из одной души, а из души и тела. Поэтому нужно, чтобы он чувствовал свое счастье душой и телом. Значит, нужно, чтобы наше тело после смерти воскресло и опять соединилось с душой. И действительно, настанет время, когда все люди, какие только жили на земле, воскреснут и больше никогда умирать не будут: тела людей сделаются бессмертными. Не будет тогда никаких болезней, никакого горя. Переменится тогда и сама земля: ничего плохого на ней не будет, а будет только одно хорошее. Тогда все праведные люди получат полную награду от Бога за все труды, какие они положили, делая добрые дела. Они хотели добра - добро и получат. Воскреснут и злые люди, но не на радость себе: они будут мучиться вечно. Злые не желают никому добра, хотят всем зла, они и получат за это себе мучения. Бог никого силой не заставляет жить так, как Он научил людей. Кто хочет себе спасения, тот живет по-Божьи, а кто не хочет верить Богу, тот живет по своей воле, по своему упрямству. Злые не хотят покориться Богу, прийти к Нему, а потому и после своего воскресения из мертвых будут мучиться вечно вместе с диаволом. Все люди грешны, но Бог прощает человеку всякий грех, только бы человек желал прощения от Бога. Один только грех Бог не прощает человеку, когда человек совсем не хочет, по одному своему упрямству, покориться Богу, когда человек считает себя больше Бога. Так согрешили бесы, они знают, что Бог выше и больше всего мира и всех тех творений Божиих, которые живут на свете, а все-таки не хотят покориться Богу. Упрямые люди делаются похожими на бесов и потому не могут спастись. Бог зовет их к Себе, а они не хотят идти к Богу и потому будут вечно мучиться с нечистыми духами. Но вредить добрым людям после воскресения из мертвых злые люди и нечистые духи не будут: Бог им этого тогда не позволит. Воскресение из мертвых будет перед вторым пришествием на землю Иисуса Христа, о чем мы уже говорили. Хорошие, праведные люди будут жить вечно в раю, а грешники будут мучиться в аду. Где будут рай и ад, об этом Бог людям не сказал, потому что и знать им это не нужно. Разве не все равно: добрые люди живут праведно, а злые греховно, знают они или не знают, в каких домах мир да любовь и в каких - ругань да драка всегда? Мы верим и ждем, что будет воскресение мертвых и настанет для людей будущая жизнь. Теперь мы живем свой век на земле, а после воскресения настанет новый, будущий век, без конца. Православные христиане все, всегда и везде верили, что настанет воскресение мертвых и будущий век, а потому в «Символе веры» и написано: жду, или по-славянски чаю, воскресения мертвых и жизни будущаго века. О воскресении мертвых говорится в одиннадцатом, а о будущей жизни - в двенадцатом члене. Все, сказанное в «Символе веры», истинно, верно, а потому к нему прибавлено слово аминь, которое, как вы знаете, и значит «верно». Какую награду получает человек за труд на земле? Что труднее делать - добро или зло? Почему на свете много злых? Чем отплачивают злые за добро? Кто награждает нас за добро? Почему Бог не награждает нас на земле? Зачем Бог дает богатство, счастье и силу людям здесь? Когда же наградит Бог добрых людей? Что Он даст прежде всего? Когда явилась на свет смерть? Почему она явилась? На кого похожи все люди? Как Адам и Ева сделались смертными? Что делал Бог для спасения людей? Кому Он даст блаженство? Почему необходимо воскресение нашего тела? Какими будут человеческие тела после своего воскресения из мертвых? Что сделается тогда со всей землей? Почему грешники будут мучиться? Какой грех не простится людям? Кто первый был виновен в этом грехе? На кого похожи упорные грешники? Почему после воскресения из мертвых злые не будут вредить добрым? Когда будет воскресение из мертвых? Как о нем говорится в «Символе веры»? Что настанет после общего воскресения? Как о будущей жизни говорится в «Символе веры»? Прочему прибавлено здесь слово аминь? Бог сотворил весь мир из ничего, Он может сделать и так, что все сгнившие человеческие тела опять соберутся, хотя бы они и были рассеяны по разным местам. Бог сказал, что будет воскресение мертвых и будет новая жизнь - для праведных счастливая, а для упрямых грешников мучительная. Кто делает зло, тот сам себе готовит погибель. Злые люди сами погибают и хотят погубить с собой и других. Они говорят, что никакой жизни после смерти не будет,- а откуда они это узнали? Не будем слушать таких людей. Будем всегда помнить, что придет время, когда все мертвые воскреснут и получат или награду, или наказание за свои дела на земле. Мы знаем по своей совести и по закону Божию, какие дела добры и какие злы, но не можем удержаться от худых дел: у нас самих нет такой силы, но силу делать добро дает нам Бог. Эта сила называется даром Божиим или благодатью. Бог дает нам Свою благодать в таинствах и молитве. О таинствах мы уже говорили, а о молитве будем говорить в следующий раз. Примечание. Настоящий урок может быть разделен в изложении на три части: первая - до причины грехопадения, вторая - до участи грешников, а третья - до конца урока. Сообразно этому делению производится и повторение урока, сначала по вопросам, а потом в общей связи. Ср.: Быт. 2, 16-17.- Ред.^

Урок 14. Психологическое основание молитвы и ее определение

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Мы уже знаем, что для нашего спасения нужны вера в Бога, молитва и добрые дела. Верить в Бога нужно потому, что Бог действительно существует. Он сотворил весь мир, все в мире Божие, и Бог дает все, что нам нужно для жизни нашего тела и для нашей души. Каждый человек всегда может чувствовать душой, что Бог действительно существует. Есть такие погибающие люди, которые забывают совсем о Боге, перестают верить в Бога. Все же хорошие люди веруют в Бога. Нет на свете ни одного такого целого народа, у которого бы не было веры в Бога. У целых народов бывает только та разница, что одни люди веруют правильно, а другие - неправильно. Неверующие все равно что уроды. Возьмем самые простые примеры. У всех людей на руках пять пальцев. Иной человек отморозит себе пальцы; от этого он один сделается беспалым. У всех людей есть ум. Старательные люди заботятся о своем уме: учатся наукам или ремеслам, как нужно пахать, хлеб сеять, столярничать, плотничать… От всякого учения человек делается умнее, а кто не заботится о своем уме, тот на всю жизнь остается глупым: ум у него хотя и есть, но этот ум малый, словно его и совсем нет. Так же бывает и с верой. У каждого человека есть в душе вера в Бога с самого рождения: она вложена в душу каждого человека Богом, но кто заботится об этой вере, у того вера крепнет, а кто не заботится, у того она уменьшается и словно совсем пропадает. Что нужно для нашего спасения? Почему нужно верить в Бога? Откуда мы знаем о том, что у нас есть в душе вера? В чем разница веры у разных народов? Отчего вера в душе человеческой растет и отчего уменьшается? Кто твердо верит в Бога, тот старается как можно больше знать о Боге. Чем больше человек думает о Боге, тем больше он любит Бога. Да нельзя и не полюбить Бога. Он такой добрый, такой святой, такой хороший, что никого лучше Его и быть не может. Даже у ласкового человека словно есть какая-то особенная сила, которая притягивает к ласковому человеку других людей. Хорошего человека все бы слушал, все бы говорил с ним. Чего никому бы не сказал, то все скажешь душевному человеку, с ним всякому хочется, как говорят, душу отвести. Но никакой человек по доброте не может равняться с Богом. Бог без конца добрее всех самых добрых людей вместе. Кто твердо верит в Бога, тому хочется быть как можно ближе к Богу. А если человек хочет близости с Богом, то и Бог дает человеку чувствовать эту близость, словно Бог приходит к такому человеку в душу. Вы уже знаете, что человек соединяется с Богом, живет вместе с Ним в таинстве причащения. В этом таинстве христиане соединяются с Богом не прямо сами, а через священника, так как причащает или соединяет их с Богом священник. Но христианин может соединяться с Богом и сам. Во всех таинствах в середине между Богом и христианином стоит священник, который помогает душе человека соединяться с Богом, поэтому священник называется посредником между Богом и людьми. Самым первым посредником Бога и людей был Иисус Христос, потому что Он был и Бог и человек. Христос Свою силу дал Апостолам, а Апостолы дали ее архиереям и священникам. Священник и соединяет людей с Богом не своей властью, а властью Божией. Но, как мы сейчас говорили, человек может соединяться с Богом и без посредника или непосредственно. Человек и сам может думать о Боге, говорить Ему в душе или словами о своей любви к Богу, о своей нужде, о своих радостях и горе, о доброте Божией ко всему миру и обо всем, что есть у человека на душе, а Бог дает человеку чувствовать близость к Себе. Такое приближение человека к Богу, соединение с Богом, может быть и без посредника или непосредственно. Но соединяться с Богом непосредственно могут только люди святые, безгрешные, такие люди, которые исполнили весь закон Божий. Грешные люди не могут сами соединяться с Богом, поэтому для их спасения, для их соединения с Богом нужны и таинства. Все мы люди грешные и потому все нуждаемся в таинствах, в которых Бог непременно дает нам Свою благодать не за наши добрые дела, а по Своей милости. Для того чтобы Бог дал Свою благодать в таинствах, нам нужно только верить в Бога.

class="postLine">Это непосредственное соединение души человеческой с Богом называется молитвой. Как мы молимся Богу? Ученики обыкновенно на этот вопрос дают описания внешнего процесса молитвы: совершение крестного знамения и произнесение с поклонами молитвенных слов при обращении взора к иконе. Вы сейчас рассказали, что мы рукой делаем на себе знак креста, головой и спиной кланяемся, языком произносим слова, а мы говорили, что молитва есть непосредственное соединение души человеческой с Богом. Значит, совершение крестного знамения, поклонов и чтение молитвенных слов хотя и употребляются при молитве, но не составляют еще сущности молитвы. Припомните, что называется сущностью предмета или дела? Крестное знамение, поклоны и чтение или пение молитвенных слов есть только видимые действия молитвы, а сущность ее состоит в непосредственном соединении человеческой души с Богом. Как в таинствах есть видимые действия и невидимая сила Божия или благодать, так и в молитве есть видимые же действия и невидимое соединение души с Богом. В молитве видимые действия мы совершаем для того, чтобы душа наша перестала думать о земных делах и захотела бы приблизиться к Богу. Святые люди могут молиться без поклонов, без слов и без икон: они уже не нуждаются в видимых знаках, но мы, грешные люди, не умеем так молиться. Мы обыкновенно стоим на молитве, крестимся, читаем или поем молитвы, а думаем совсем не о Боге, молимся точно нехотя и не чувствуем поэтому в душе никакой сладости от молитвы, не соединяемся душой с Богом. Но не всегда так невнимательно молимся даже и мы. Бывает, что душа наша очнется во время совершения видимых молитвенных знаков и приблизится к Богу. Для того и нужны наружные знаки молитвы: они напоминают нам о Боге. Чем больше человек молится наружной молитвой, тем все чаще и больше душа такого человека приближается к Богу, и наконец человек получает от Бога дар или благодать всегда чувствовать близость к Богу и соединяться с Ним душой. А как хорошо жить душой вместе с Богом, этого никакими словами рассказать нельзя. Что такое молитва? Что мы обыкновенно называем молитвой? Какие это действия? Для чего совершаются эти видимые действия? Как могут молиться святые люди? У Ангелов совсем нет тела, значит, как они молятся? Как мы можем выучиться молиться так же? Не всегда и грешные люди молятся только одними видимыми действиями. Когда у грешных людей все идет в жизни хорошо, они редко и мало думают о Боге. Но когда случится с человеком большое горе или когда грозит человеку смерть и человек ниоткуда не может ждать себе помощи и утешения, душа верующего человека сама собой обращается с молитвой к Богу, и Бог дает утешение всякому горюющему человеку. Вот как хорошо сказал стихами об этом утешении один писатель: В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко…[1] Бог всегда дает утешение в горе тому человеку, который всей душой молится Богу. Может Бог давать радость нашей душе и всегда, если только мы хотим соединяться с Богом в молитве. Но мы больше привязываемся ко всему земному, ко всему видимому, потому что думать про земное гораздо легче, чем о Боге. Мы сами не хотим потрудиться душой для своего же счастья, оттого часто и маемся не только телом, из-за недостатков да бедности, но маемся и душой от разных грехов, и нет у нас в душе настоящей радости. Когда грешные люди забывают о Боге и когда обращаются к Нему? Что дает Бог молящемуся горюющему человеку? Как написал об этом один писатель? (Хорошо, если дети запомнят наизусть хотя бы четыре последние строчки.) В одном ли только горе Бог дает человеку радость? Что нужно для этого сделать человеку? Почему у нас нет всегда на душе радости? Примечание. Ввиду большого объема и содержания урока его полезно повторить весь, сначала по вопросам, потом связно по отдельным частям. Вы слышали, что, кто верит в Бога, тот любит Бога и хочет быть ближе к Богу. Соединяться с Богом душой мы можем в таинствах и в молитве. Плохо жить на свете тому, кто не верит в Бога и не может молиться Ему. Приучайте себя к молитве так, чтобы душа наша чувствовала в себе Бога. Уметь так молиться - дороже всего на свете. Если кто будет вам говорить, что молиться Богу не нужно, бойтесь того человека. Такой человек все равно что вор, который хочет украсть у вас самое дорогое ваше сокровище. Лермонтов М. Ю. Молитва / Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1983. С. 42.- Ред.^

Урок 15. Виды молитвы и условия ее действенности

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Мы говорили, что молитва есть непосредственное соединение нашей души с Богом. При молитве мы можем чувствовать, что Бог совсем близок к нам, ближе, чем мы можем быть с самым милым, с самым ласковым человеком. Бывает, что с хорошим человеком сидишь вместе, чувствуешь, что он сидит с тобой, и так хорошо делается на душе, хотя иной раз и ничего не говоришь с ним, а если сидишь впотьмах, то и не видишь его. Молчишь, не видишь, а на душе все-таки хорошо от одного чувства, что близок к тебе ласковый, душевный человек. Так можно чувствовать и близость Бога, хотя мы Его и не видим. Но мы привыкли с людьми разговаривать: их слушать или сами говорить им, что у нас есть на душе. Мы и Богу говорим поэтому словами. Святые люди слышали иногда и голос Божий, слова Божии, а обыкновенные люди могут только душой чувствовать близость Бога, говорить же ему сами могут все, что у них есть на душе. Бывает часто так, что и людям мы не можем высказать словами всего, что есть у нас на душе. Точно так же и при нашем соединении с Богом мы не всегда можем сказать словами то, что у нас есть на душе. Всегда были и есть такие люди, которые чувствуют то же, что и мы, и при этом умеют свои чувства высказать словами. Такие люди Богу молились своими словами, составили разные молитвы, и мы теперь можем пользоваться уже готовыми молитвами. Молитвы эти записаны в разных церковных книгах, и в этих молитвах говорится о разных чувствах, какие бывают в человеческой душе, так что мы можем найти всегда для себя подходящую молитву.

Премудрость и доброту Божию мы можем видеть во всем, что сотворено Богом на земле: в каждой травинке, цветочке, в дереве, в маленькой букашке, не говоря уже о человеке[1]. Когда мы видим какую-нибудь хорошо сделанную вещь, мы хвалим и саму вещь, и того, кто ее сделал. Когда мы слышим об очень добром человеке, о таком человеке, который ничего не жалеет для других, мы такого человека тоже не можем не похвалить, хотя бы сами и не видели этого человека. Бог премудрее всех самых умных и добрее всех самых добрых людей. Поэтому, кто думает о Боге, тот прежде всего желает хвалить Бога за Его премудрость и Его доброту[2]. Есть много таких молитв, в которых люди хвалят или прославляют Бога. Кто нам дает что-нибудь хорошее в подарок, мы тому человеку говорим «спасибо», благодарим его. А так как Бог дает нам много всяких даров и для нашего тела, и для нашей души, то мы благодарим Бога благодарными молитвами. Бог много дает, но и всякой нужды у нас много. Мы сами для себя работаем, трудимся, но бывает так, что от нашей работы у нас выходит мало толку: то работа не спорится, то несчастье какое-нибудь случится, то силы ослабеют. У кого тогда просить помощи? Люди стараются больше каждый за себя, от них подмоги редко дождешься. Тогда смело каждый верующий человек может просить помощи у Бога, и Бог поможет непременно человеку, если человек стОит этой помощи и если он просит помощи не в плохом, а в хорошем деле. Если человек никогда и не думает о Боге или начнет просить Бога, чтобы ему Бог помог кого-нибудь убить, ограбить, обмануть, то, конечно, Бог таким людям не поможет. Да и может ли человек маловерующий, злой соединиться душой с Богом? Он будет молиться только языком, а душа у него будет далеко от Бога. У плохого человека с хорошим человеком не может быть согласия, а со Святейшим Богом - и говорить нечего. Для того чтобы Бог исполнял просьбы человека, нужно жить заодно с Богом: и думать и делать так, как Бог велел. Просить у Бога помощи мы можем или своими словами, или же готовыми молитвами. Те молитвы, в которых мы просим чего-либо у Бога, так и называются просительными.

Разве не бывает так, что мы просим себе добра, а от этого может выйти вред другим людям? Если бы Бог исполнил такую молитву, то Он дал бы милость одному человеку, а другого бы обидел. Но Бог никогда не обижает, Он любит всех людей. Возьмем такой пример. У богатого человека накопилось много залежного хлеба. Богач и молится: «Дай Бог, чтобы нынче хлеб не родился; тогда цена хлеба будет дорогая, и я наживу много денег». Богач думает только о себе, что ему будет хорошо; а не думает, каково другим-то голодать? Конечно, такую молитву Бог не исполнит. Бывает даже и так, что люди молятся только назло другому человеку. Разругается сосед с соседом и молится: «Дай Бог, чтобы у тебя вся скотина пала». Конечно, Бог никогда и такую молитву не исполнит. Бывает, что человек молится Богу, просит у Бога милости, а сам думает, что Бог обязан непременно дать ему милость, «потому-де я праведный человек». Припомните, как молился фарисей. Он больше хвалился своими делами, чем просил Бога. Но не всегда Бог исполняет наши молитвы, хотя бы мы и просили усердно, и другим зла не желали, а просили бы только пользы себе. Иной раз мы думаем, что лучше будет, если исполнится наше желание, но на деле выходит совсем наоборот: гораздо лучше, если дело сделается не по-нашему. Вот какой пример рассказывает из своей жизни один праведный человек, блаженный Августин[3]. Он родился в Африке. Мать у него была христианка, а отец язычник. В молодых годах Августин был тоже язычником и много грешил. На родине он научился разным наукам и вздумал ехать еще поучиться и повеселее пожить в Риме. В больших городах всегда много плохих, грешных людей, а в Риме тогда их было полно. Мать Августина плакала и молилась, чтобы Бог вразумил ее сына и чтобы помешал ему ехать в Рим: она боялась, что там Августин совсем избалуется. Но Августин все-таки уехал. Горько было матери оттого, что Бог словно не слышит ее молитвы, а потом она увидела, что Бог делает лучше, чем бы она хотела. В Риме Августин прожился (помните, как блудный сын в притче) и уехал в Милан. Там он один раз зашел в христианский храм на службу. Как раз в этом храме служил архиерей - святой Амвросий и говорил в этот день проповедь. Августин послушал ее и решил бросить греховные дела. Он стал жить свято, а потом сделался архиереем. Такие примеры бывают и с другими людьми. Люди не знают, что будет впереди, и не понимают своей пользы; а Бог все знает и все делает на пользу людям. Когда люди забывают Бога и много грешат, Бог посылает наказание, чтобы они образумились. Люди тогда вспоминают о Боге, просят Его, чтобы Он больше их не наказывал. Бог тогда исполняет молитвы людей, когда они действительно начнут жить праведнее. Но если люди просят Бога их не наказывать, а сами грешат по-прежнему, то Бог молитвы людей не исполняет. Всегда ли Бог исполняет наши молитвы? Почему не всегда? - Во-первых, польза одному (пример); во-вторых, зложелание; в-третьих, молитва фарисейская; в-четвертых, наша польза (пример Августина); в-пятых, наша греховность. Здесь перечисляются не все причины бесплодности наших молитв, но указанных для школьников вполне достаточно. При повторении их не следует добиваться от учащихся запоминания непременно всех пяти перечисленных причин, а следует ограничиться тем, что ученики усвоили. Молитвы праведных Бог исполняет. Помните, как по молитве пророка Ильи кончилась засуха и пошел дождь. Святой Феодор (епископ Едесский)[4] в молодых годах начал учиться грамоте, но сколько ни старался, не мог хорошо учиться. Он рано утром раз пришел в церковь и усердно молился Богу, чтобы Бог помог ему в учении. Долго Феодор молился и от усталости уснул. Во сне он увидел Ангела, который положил ему в рот меду. Феодор со страхом проснулся, пошел домой и с того дня стал учиться лучше всех. В то время когда Русью владели татары, у одного татарского хана, т. е. царя, Амурата, ослепла жена. В ту пору в Москве был архиереем святой Алексий[5]. Амурат слышал о святости Алексия и послал за ним послов. Послы привезли святого Алексия в татарскую орду. Там он помолился, и ханова жена сразу стала видеть. Я вам указал на три случая, когда Бог исполнял молитвы праведных людей, но таких случаев в описаниях жизни святых или в «Житиях святых» указано очень много. Святым людям, по их молитвам, Бог всегда дает Свою милость, а грешным не всегда, хотя бы грешные и молились, как следует. Святые твердо верят в Бога, крепко надеются на Него и постоянно молятся Ему, а грешники и плохо верят, и мало молятся. Поэтому нам нужно стараться больше верить в Бога и больше надеяться на Него. Ведь если бы Бог всегда исполнял молитвы всякого человека, то была бы тут уже не вера, а простой расчет. Человек помолился бы Богу, а Бог бы непременно должен был исполнить эту молитву. Словно будто человек заплатил Богу молитвой, а Бог за молитву дал Свою милость. Бог в нашей молитве не нуждается, а мы в Божиих милостях нуждаемся всегда. Молитва нас приближает к Богу, соединяет с Ним нашу душу и делает нас лучшими и достойными милостей Божиих. Молитвы каких людей Бог исполняет? (Примеры исполнения молитв.) Почему Бог исполняет молитвы святых и не всегда исполняет даже правильные прошения грешных? На что было бы похоже непременное исполнение Богом наших молитв? Для кого нужна молитва? Что делает она с человеком? Один святой, Пахомий Великий[6], просил Бога, чтобы Бог научил его, как надо жить. И вот Пахомий видит Ангела. Ангел сначала молился, потом стал работать, потом опять помолился и опять принялся за работу. Пахомий и делал так всю жизнь. Молитва без работы не прокормит, а работа без молитвы впрок не пойдет. Молитва работе не помеха, а подспорье. Можно во время работы в душе молиться, и это гораздо лучше, чем думать о пустяках. Чем больше человек молится, тем ему лучше и жить. С полной приспособленностью растительного и животного царства к окружающей среде и к удовлетворению жизненных потребностей дети знакомятся на уроках объяснительного чтения и могут сами привести доказательства премудрости устройства мира. Законоучителю остается лишь воспользоваться познаниями учащихся и осветить эти познания светом веры.^ Для достижения цели настоящего урока нет необходимости перечислять все совершенства Божии.^ АвгустИн БлажЕнный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430) - знаменитый учитель Церкви IV в., оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на западе. Наиболее знаменитые его сочинения: «Исповедь», «Исправления» и «Письма».- Ред.^ Память святого Феодора, епископа Едесского совершается 9 (22) июля.- Ред. . В книге даты приводятся по старому стилю. В редакционных примечаниях дата сначала дается по старому стилю, а в скобках - по новому.- Ред.^ Память святителя Алексия, митрополита Московского совершается 12 (25) февраля.- Ред.^ Память преподобного Пахомия Великого совершается 15 (28) мая.- Ред.^

Урок 16. Переход к молитве Господней и объяснение призывания