Умереть нам не удастся. 200 советов спасающимся - Священник Константин Островский
Среди разных видов языческих заклинаний есть так называемые "отсушки", которые читаются, чтобы кто-то перестал кого-то любить. Вот такую "отсушку" над нами прочитал сатана, чтобы мы не любили Бога. Мы знаем заповедь Божию о любви, а поделать ничего не можем, и в вечности нас ожидает нечто страшное - встреча с нелюбимым Богом. Как какая-нибудь "отсушенная" жена еще вчера радовалась общению со своим мужем, а сегодня с тоской и ужасом ждет соединения с ним, так и душа человека, "отсушенная" от Бога и "присушенная" к греху, с ужасом ждет пришествия Христова. Надо срочно, пока еще не поздно, избавляться от бесовских заклятий, то есть каяться. Нужно умолять Христа: "Господи, я болен душевно, испорчен и поэтому не люблю Тебя. Исцели, исправь меня, дай мне любить Тебя всем сердцем моим". Наши души - невесты любящего нас Христа, Который, конечно, обрадуется нашему желанию соединиться с Ним. Только нужно заранее знать, что в небесный брачный чертог невозможно войти вместе со страстями, к которым мы "присушены", - придется расставаться, а это тяжело. Хотим ли мы страдать ради вечного блаженства? Хотим - будем, и будем вечно блаженствовать. Не хотим - все равно будем страдать, но не будем вечно блаженствовать. Жестоко? Но ведь все зависит только от нас, от нашей решимости вернуться ко Христу. Чем больше решимости, тем легче путь.
141. Люби Утешителя, а не утешения
Не хочу, чтобы мой сын любил подарки, а хочу, чтобы он любил меня самого, радуясь моим подаркам. И Бог хочет, чтобы я любил не утешения, а самого Его - Утешителя.
142. Наши души непостоянны
Преподобный Серафим любил Бога и был с Ним в непрестанном утешительном общении. Старец Силуан тоже любил Бога, но переживал разлуку с Ним, богооставленность и потому писал: "Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его". А когда нет ни радости от общения, ни постоянной печали от разлуки, это не любовь всем сердцем, и всею душою, и всею мыслию, как требует первая заповедь. Почему Бог не дает нам такой любви, ведь это в его власти? Потому что наши души непостоянны, блудливы, привыкли любовно прилепляться к самым разным душевным и телесным предметам, и, получив от Бога дар любви к Нему, не перестали бы Ему изменять. Так что к принятию дара Божественной любви нужно сначала подготовиться - очистить свою душу от страстей исполнением заповедей Господних.
143. Сначала Бог, потом - ближний
Любовь к Богу порождает любовь к ближнему подобно тому, как юноша, любя девушку, сердечно располагается и к ее близким и, когда не видит ее, рад видеть их, потому что они ему о ней напоминают. А когда возлюбленная рядом, душа его поглощена только ею. Похожее состояние находим у великих святых, которые, любя ближних, убегали от них ради любви к Богу.
144. Жертва творению и жертва Творцу
Истинная любовь всегда жертвенна. Любя ближнего, жертвуем собой ради него; любя Бога, все жертвуем Ему.
145. Любящий не знает, чем гордиться
Когда некто приходит в меру любви, он уже не может гордиться, он и не знает, чем ему гордиться. Любящая жена всю себя отдает своему мужу и всего его принимает в себя, но они не гордятся и не считаются друг перед другом.
146. Нам недосуг на пир Христов
Притча о званых и избранных (Мф. 22, 2-14). Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир. Всех нас Бог Отец призывает на пир духовной жизни, чтобы мы соединились с Его Сыном в единое Тело Христовой Церкви. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. То есть нам все недосуг: то мы обрабатываем поле похоти, то торгуемся с бесами, продавая свои души, то заняты злобой на рабов Божиих. Но бывает, что мы и снизойдем до призывающего нас Господа и оказываемся возлежащими на брачном пиру, но... Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Это мы, начав духовную жизнь, не храним чистую одежду смирения и потому лишаемся царской ризы благодати, а вместо этого являемся перед Богом, едва прикрыв наготу погремушками и блестками своей гордыни. Но просто так нам это не пройдет, нас обязательно спросят, как мы дерзнули в шутовском наряде прийти на трапезу избранных. Отвечать нам будет нечего, потому что брачная одежда была нам дарована в крещении, и хотя мы падали под действием бесов и своих греховных навыков и рвали и совсем теряли ее, но у нас всегда была возможность покаяния. Мы не сможем оправдаться на Страшном суде, если в нас не найдется ни высоты Духа, ни глубины смирения.
147. Иисусу негде приклонить голову