Умереть нам не удастся. 200 советов спасающимся - Священник Константин Островский

144. Жертва творению и жертва Творцу

Истинная любовь всегда жертвенна. Любя ближнего, жертвуем собой ради него; любя Бога, все жертвуем Ему.

145. Любящий не знает, чем гордиться

Когда некто приходит в меру любви, он уже не может гордиться, он и не знает, чем ему гордиться. Любящая жена всю себя отдает своему мужу и всего его принимает в себя, но они не гордятся и не считаются друг перед другом.

146. Нам недосуг на пир Христов

Притча о званых и избранных (Мф. 22, 2-14). Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир. Всех нас Бог Отец призывает на пир духовной жизни, чтобы мы соединились с Его Сыном в единое Тело Христовой Церкви. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. То есть нам все недосуг: то мы обрабатываем поле похоти, то торгуемся с бесами, продавая свои души, то заняты злобой на рабов Божиих. Но бывает, что мы и снизойдем до призывающего нас Господа и оказываемся возлежащими на брачном пиру, но... Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Это мы, начав духовную жизнь, не храним чистую одежду смирения и потому лишаемся царской ризы благодати, а вместо этого являемся перед Богом, едва прикрыв наготу погремушками и блестками своей гордыни. Но просто так нам это не пройдет, нас обязательно спросят, как мы дерзнули в шутовском наряде прийти на трапезу избранных. Отвечать нам будет нечего, потому что брачная одежда была нам дарована в крещении, и хотя мы падали под действием бесов и своих греховных навыков и рвали и совсем теряли ее, но у нас всегда была возможность покаяния. Мы не сможем оправдаться на Страшном суде, если в нас не найдется ни высоты Духа, ни глубины смирения.

147. Иисусу негде приклонить голову

Один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 19-20). Так в моем сердце помыслы имеют норы и бесы - свои гнезда, только Христу там нет места.

148. Страшный суд всепрощающей любви

"Любишь ли Меня?" - на Страшном суде каждый из нас услышит этот вопрос, и нельзя будет ни солгать, ни уклониться от ответа, ни что-нибудь приукрасить, ни изменить. Не будет уже места ни похвальбе, ни скромности, а просто откроется вся глубина человеческого сердца, и у праведников оно сразу радостно затрепещет от встречи с Любимым. А грешникам, всем без исключения, на Страшном суде всемилостивый Господь дарует безусловное прощение, но... не все захотят его принять. Все увидят любящего, прощающего, милующего Христа, но одни грешники бросятся к Его ногам, избирая и принимая незаслуженное прощение, а другие в ужасе и злобе побегут от Него, избирая и принимая заслуженное наказание, потому что в первых найдется немного веры в любовь Христову, а во вторых не найдется. И они навеки замкнутся в темнице самости, чтобы там, в безлюбовной пустоте, не сгорая, гореть от лютой злобы и обиды, холодеть от абсолютного и безнадежного одиночества. И червь бесплодного раскаяния будет вечно грызть гордое сердце после Страшного суда. Все мы получим по своей вере. Одна и та же бесконечная и всепрощающая любовь для одних будет вечным блаженством, а для других - причиной вечной муки. Наш Бог тихий, скромный и целомудренный. Он стоит у двери нашего сердца и стучит (ср. Откр. 3, 20), так что мы можем открыть Ему или не открыть, любить Его или не любить. Он любит человека, но не насилует его свободную волю и поэтому не может соединиться с тем, кто этого не хочет. Так бывает и в обычной жизни. Прекрасный во всех отношениях молодой человек любит девушку и предлагает ей руку и сердце. А ей нравится некто иной, который хочет лишь попользоваться ею, а не жениться, но - сердцу не прикажешь, и девушка губит свою жизнь, а замуж за прекрасного юношу не выходит. И если даже представить, что этот юноша самодержавный царь, он, именно потому что любит девушку, не станет брать ее в жены против ее воли. Так и Бог - всемогущий Царь Вселенной, но не насильник и не соблазнитель. Это сатана старается обольстить, обмануть, ввести в грех, потом полностью и уже насильно овладеть несчастным и по возможности довести до самоубийства. Бог же хочет от нас не чего-то внешнего, а только любви.

149. Чем больше любовь, тем страшнее суд

В повседневной жизни нам удается скрыть многие свои неблаговидные поступки, и тем более людям остаются неизвестными наши мысли и сердечные движения. И, обольщенные своим житейским опытом, мы думаем, что так навеки и останутся от всех скрытыми наши злые дела. Но на самом деле это неправда, ведь в Евангелии Сам Христос говорит, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось (ср. Лк. 8, 16-17). На Страшном суде откроется абсолютно все, и нам станет очень стыдно, захочется сквозь землю провалиться, как сказано в Евангелии: Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас! (Лк. 23, 30). Вот представьте себе, муж и жена. Муж любит жену и во всех отношениях является ее благодетелем, а жена ему изменила, и это вдруг открылось. Как ей станет стыдно! И тем хуже будет на душе у этой падшей женщины, чем лучше ее муж, чем больше он ее любит и чем больше он сделал ей добра. Вот в таком положении мы окажемся на Страшном суде. Только в обычной жизни жена может сама себя оправдывать, может на мужа клеветать, может другими способами усыплять свою совесть. А может покаяться и примириться со своим мужем. Но это сейчас, во временной жизни - на Страшном же суде будет уже поздно. Это сейчас время покаяния и восстановления единства наших душ со Христом. А мы это время губим в самооправдании. Если не очнемся, то на Страшном суде перед всем миром, ангельским и человеческим, откроется наш блуд, и телесный, и мысленный, и скрытый от нас самих в глубинах наших нечистых душ. Христос-то нас любит, Он-то нас простил бы, но мы сами сгорим от стыда и убежим на вечную муку со своим любовником - дьяволом. И чем больше любовь, милосердие и всепрощение Божии, тем сильнее будет наш стыд и ужаснее вечная мука. Никак нельзя обольщаться милостью Божией. Она бесконечна и готова поглотить и истребить всякий наш грех, так что душа окажется чистой, но воспользоваться этой милостью мы должны сейчас, а если отложим до Страшного суда, то будет поздно.

150. Согласие на безблагодатные утешения

Если жена изменила мужу и за это изгнана из дома, она терпит душевные и телесные лишения и оказывается перед выбором: или искать утешения на стороне и этим закрепить разрыв с мужем, или, отказавшись от всякой подмены истинного семейного счастья, умолять мужа о прощении. Такой выбор стоял и перед всем человечеством после грехопадения: каяться или устраиваться без Бога. Этот выбор был сделан: сперва надели фиговые листья, а изгнанные из рая, пошли путем Каина, потомки которого о рае забыли и стали основательно устраиваться на земле. Именно они построили первый город (Енох), придумали шатры для кочевья (Иавал), научились играть на музыкальных инструментах (Иувал), обрабатывать металлы (Тувалкаин). Об этом написано в 4-й главе книги "Бытие". Так же и душа, согрешившая и лишившаяся общения с Богом и поэтому потерявшая благодатные утешения, может или все силы направить на избавление от греха, восстановление богообщения и вследствие этого вновь обрести утраченную радость, или постараться найти утешения, если не благодатные, то "хоть какие". И это согласие на "хоть какие" утешения закрепляет наш разрыв с Богом.