«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

I. Нынѣшнее празднованіе положенію честныя ризы Пресвятыя Богородицы установлено слѣдующимъ образомъ. Преданіе говоритъ, что Пресвятая Богородица подарила одну изъ Своихъ одеждъ еврейкѣ, благочестивой дѣвицѣ, съ повелѣніемъ, въ свою очередь, передъ смертію., передать ее такой же дѣвицѣ. Въ Y вѣкѣ два брата, знатные греческіе вельможи, Гальвинъ и Кандинъ отправились на поклоненіе св. мѣстамъ въ Палестинѣ. Идявъ Назаретъ,—городъ, гдѣ было благовѣщеніе, они остановились ночевать въ одномъ селеніи въ домѣ благочестивой еврейки. Здѣсь въ одной изъ комнатъ они увидѣли большое количество свѣчей и услыхали запахъ ѳиміама (ла- дона). Вельможи спросили хозяйку о комнатѣ, и та сказала имъ, что она хранитъ у себя дорогую святыню —ризу Пресвятой Богородицы. Братья-гре- ки, считая храненіе Богоматерней ризы у еврейки не благочестивымъ, рѣ-

страдательный и добрый хозяинъ лучше самъ останется безъ пищи, а скотъ накормитъ*, онъ понимаетъ, что было бы въ высшей степени жестоко не давать пищи твари, которая на него безмолвно работаетъ. Самъ Богъ черезъ пророка говоритъ: „не заграждай рта у вола молотящаго10 (Втор. 25, 4).

Грѣшатъ въ этомъ отношеніи тѣ, которые любовь и состраданіе къ животнымъ превращаютъ въ страсть, къ нимъ привязываются, ихъ начинаютъ жалѣть и любить болыпе людей, объ нихъ сокрушаются, за ними ухаживаютъ, ихъ берегутъ, а о пользѣ ближняго — человѣка, украшеннаго образомъ и подобіемъ Божіимъ, въ горѣ не пожалѣютъ, и на помощь къ нему не приходятъ. Вотъ это грѣхъ. И такъ состраданіе ко всякому животному имѣй, а пристрастія къ нимъ бойся, избѣгай.

III. Вотъ чему поучаютъ насъ свв. безсребренники. Аминь. (Сост. по Ду- шеп. чт. за 1886 г. іюль м.).

[ день.

шились тайно унести св. ризу. Сдѣлавъ ковчегъ совершенно сходный съ тѣмъ, въ которомъ хранилась риза, они помолились Богу, чтобы Онъ не вмѣнилъ имъ во грѣхъ похищеніе ковчега съ ризою, ночью тайно взяли этотъ ковчегъ, а свой поставили, и привезли ризу въ Константинополь, помѣстили въ своемъ домѣ. Но такъ какъ отъ Богоматерней ризы при домѣ ихъ явлено было много чудесъ, то по повелѣнію императора Льва патріархъ Геннадій перенесъ ее съ благоговѣніемъ во Влахернскую перковь Богородицы. Это было въ 474 г. Части одежды Богородицы, отдѣленныя отъ положенной въ Константинополѣ, имѣются въ разныхъ мѣстахъ: въ московскомъ Успенскомъ и Благовѣщенскомъ соборахъ, въ Римѣ—въ Лютеранскомъ соборѣ, на Аѳонѣ—въ русскомъ скитѣ св. Иліи.

II. Перенесеніе св. ризы Богоматери изъ Палестины въ Константинополь въ частный домъ двухъ вельможныхъ грековъ, тайно похитившихъ эту святыню изъ дома еврейки, а отсюда въ храмъ Богоматери, совершилось по чувству глубокаго благоговѣнія, т. е. высокаго уваженія къ святынѣ, какой

Мѣсяца іюль. 8

безспорно была и есть св. риза Богоматери, славнѣйшей и честнѣйшей безъ всякаго сравненія херувимовъ и серафимовъ. Это даетъ намъ, братія, побужденіе побесѣдовать съ вами о благоговѣніи ?со святынѣ вообще.

Благоговѣніе ко святынѣ выражается главнымъ образомъ въ благоговѣніи къ храму и его святынѣ. Каждый христіанинъ долженъ считать для себя священною обязанностію почитать храмъ л святыни его.

а) Храмы Божій въ строжайшемъ смыслѣ составляютъ для всякаго христіанина священное мѣсто, священное не только по своему святому назначенію для молитвы и священнодѣйствія, но и по самому существу, какъ мѣста селенія Всевышняго, какъ домы Божій. Поэтому каждый христіанинъ долженъ питать, къ нимъ особенныя чувства благоговѣнія и почитанія. Нѣкогда патріархъ Іаковъ удостоился видѣть во снѣ таинственную лѣстницу, по которой ангелы Божій нисходили на землю и потомъ восходили на небо, и изъ устъ Самого Бога, явившагося ему, услышать многознаменательное обѣтованіе о своемъ потомствѣ. Возставъ отъ сна, исполненный ужаса отъ видѣнія величія и славы Вожіей, онъ воскликнулъ: страшно есть мѣсто сіе: пѣть сіе, но домъ Бооюій и сія врата небесная. Это чувство трепетнаго благоговѣнія къ мѣстамъ, на которыхъ Господь благоволилъ являть Свое присутствіе людямъ, не одинъ разъ изображается въ ветхомъ завѣтѣ. Такъ Могсей, узрѣвъ чудесную купину, горящую и несгорающую, желая приблизиться, чтобы разсмотрѣть чудо, услышалъ голосъ, говорящій ему: не приближайся сѣмо, иззуй сапоги отъ могъ твоихъ: мѣсто бо, на немъ же ты етоиши, земля свята есть. (Исх.

3, 5). И послѣ, когда Богъ восхотѣлъ возвѣстить законъ Свой на Синаѣ, Онъ запретилъ, подъ страхомъ смерти, прикасаться къ горѣ. (Исх. 19, 12). Если Господь требовалъ такого почтенія и благоговѣнія къ мѣстамъ, на которыхъ являлъ Свое присутствіе только временно, то не большаго ли Онъ требуетъ почтенія и благоговѣнія къ нашимъ храмамъ, въ которыхъ утверждаетъ постоянное жилище €ебѣ?

Чтобы внушить это чувство благоговѣнія

къ храмамъ, Господь нашъ I. Христосъ ясно выразилъ однажды негодованіе противъ осквернителей храма іерусалимскаго (Іоан. 2, 14—16), который былъ только образомъ нашихъ храмовъ. Какая же ревность снѣдаетъ сердце Его (Іоан. 2, 17), когда Онъ и въ нашихъ храмахъ видитъ подобное же нечестіе? Каждый изъ нашихъ храмовъ, какъ домъ Божій, какъ мѣсто присутствія святыхъ Святѣйшаго, долженъ быть домомъ святыни: дому Твоему подобаетъ свя- тыня, Господи, взывалъ св. пророкъ Давидъ. (ІІсал. 92, 5). Въ храмахъ нашихъ совершается святѣйшее таинство евхаристіи; въ нихъ силы небесныя, предстоя съ нами священному и страшному тайнодѣйствію, воспѣваютъ Ему вмѣстѣ съ нами хвалу и прославляютъ Его непостижимую благость. Поэтому, естественно, каждый изъ христіанъ долженъ питать трепетное благоговѣніе и любовь къ храмамъ Божіимъ и, входя и предстоя въ нихъ, долженъ забывать все земное, изгнать изъ своей души всѣ мірскіе помыслы, чтобы одинъ Господь всецѣло наполнялъ ее и озарялъ умъ его чистою вѣрою, сердце — пламенною любовію.