«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мѣсяца іюль. 8

безспорно была и есть св. риза Богоматери, славнѣйшей и честнѣйшей безъ всякаго сравненія херувимовъ и серафимовъ. Это даетъ намъ, братія, побужденіе побесѣдовать съ вами о благоговѣніи ?со святынѣ вообще.

Благоговѣніе ко святынѣ выражается главнымъ образомъ въ благоговѣніи къ храму и его святынѣ. Каждый христіанинъ долженъ считать для себя священною обязанностію почитать храмъ л святыни его.

а) Храмы Божій въ строжайшемъ смыслѣ составляютъ для всякаго христіанина священное мѣсто, священное не только по своему святому назначенію для молитвы и священнодѣйствія, но и по самому существу, какъ мѣста селенія Всевышняго, какъ домы Божій. Поэтому каждый христіанинъ долженъ питать, къ нимъ особенныя чувства благоговѣнія и почитанія. Нѣкогда патріархъ Іаковъ удостоился видѣть во снѣ таинственную лѣстницу, по которой ангелы Божій нисходили на землю и потомъ восходили на небо, и изъ устъ Самого Бога, явившагося ему, услышать многознаменательное обѣтованіе о своемъ потомствѣ. Возставъ отъ сна, исполненный ужаса отъ видѣнія величія и славы Вожіей, онъ воскликнулъ: страшно есть мѣсто сіе: пѣть сіе, но домъ Бооюій и сія врата небесная. Это чувство трепетнаго благоговѣнія къ мѣстамъ, на которыхъ Господь благоволилъ являть Свое присутствіе людямъ, не одинъ разъ изображается въ ветхомъ завѣтѣ. Такъ Могсей, узрѣвъ чудесную купину, горящую и несгорающую, желая приблизиться, чтобы разсмотрѣть чудо, услышалъ голосъ, говорящій ему: не приближайся сѣмо, иззуй сапоги отъ могъ твоихъ: мѣсто бо, на немъ же ты етоиши, земля свята есть. (Исх.

3, 5). И послѣ, когда Богъ восхотѣлъ возвѣстить законъ Свой на Синаѣ, Онъ запретилъ, подъ страхомъ смерти, прикасаться къ горѣ. (Исх. 19, 12). Если Господь требовалъ такого почтенія и благоговѣнія къ мѣстамъ, на которыхъ являлъ Свое присутствіе только временно, то не большаго ли Онъ требуетъ почтенія и благоговѣнія къ нашимъ храмамъ, въ которыхъ утверждаетъ постоянное жилище €ебѣ?

Чтобы внушить это чувство благоговѣнія

къ храмамъ, Господь нашъ I. Христосъ ясно выразилъ однажды негодованіе противъ осквернителей храма іерусалимскаго (Іоан. 2, 14—16), который былъ только образомъ нашихъ храмовъ. Какая же ревность снѣдаетъ сердце Его (Іоан. 2, 17), когда Онъ и въ нашихъ храмахъ видитъ подобное же нечестіе? Каждый изъ нашихъ храмовъ, какъ домъ Божій, какъ мѣсто присутствія святыхъ Святѣйшаго, долженъ быть домомъ святыни: дому Твоему подобаетъ свя- тыня, Господи, взывалъ св. пророкъ Давидъ. (ІІсал. 92, 5). Въ храмахъ нашихъ совершается святѣйшее таинство евхаристіи; въ нихъ силы небесныя, предстоя съ нами священному и страшному тайнодѣйствію, воспѣваютъ Ему вмѣстѣ съ нами хвалу и прославляютъ Его непостижимую благость. Поэтому, естественно, каждый изъ христіанъ долженъ питать трепетное благоговѣніе и любовь къ храмамъ Божіимъ и, входя и предстоя въ нихъ, долженъ забывать все земное, изгнать изъ своей души всѣ мірскіе помыслы, чтобы одинъ Господь всецѣло наполнялъ ее и озарялъ умъ его чистою вѣрою, сердце — пламенною любовію.

б) Оказывая величайшее чувство благоговѣнія и почитанія къ храмамъ Божіимъ, мы должны также вмѣстѣ съ тѣмъ благоговѣйно почитать и всѣ святыни храма, напримѣръ: святѣйшее таинство тѣла и крови Господней, св. мѵро, пречестный крестъ Господень, св. евангеліе, св. иконы, останки не только тѣлъ, но и одеждъ святыхъ Божіихъ, напримѣръ ризу Богоматери, вериги апостола Петра и т. п. священные предметы, а также священные сосуды и вообще всю священную утварь храмовъ Божіихъ. И такое благоговѣйное почитаніе мы должны оказывать не только во время службъ церковныхъ, но и всякій разъ, когда приходится видѣть ихъ, прикасаться къ нимъ или проходить мимо ихъ. Примѣръ этого мы можемъ видѣть въ ветхомъ завѣтѣ, въ почитаніи скиніи свидѣнія и вещей, принадлежащихъ къ ней и къ составу ветхозавѣтнаго богослуженія. (Исх. 36, 8: Лев. 4, 6* 22, 10, 16).

Неблагоговѣйное разсматриваніе и прикосновеніе ко свящ. ковчегу по воз-

1*

4 Мѣсяцъ іюль.

вращеніи его изъ плѣна Филистимскаго повело за собою страшное наказаніе: множество евреевъ были наказаны за это смертью.

III. Впрочемъ, всѣ священныя вещи христіанинъ долженъ чтить не ради ихъ самихъ, но ради того, кого онѣ изображаютъ, или кому служатъ орудіемъ спасительнаго дѣйствія на насъ.

Чтитъ ли онъ св. крестъ Господеньг икону, евангеліе, ризу Богоматери илиі др. свящ. предметы, мысль его должна быть устремлена къ Богу, Богоматери и святымъ Его, и всякое дѣйствіе почитанія должно служить у него* выраженіемъ чувствъ его къ Вогу^ быть жертвою усердія къ Богу. (Свящ. Гр. Дьяченко).