«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

между иконостасомъ и южными дверьми собора. На семъ мѣстѣ и теперь почиваютъ сіи нетлѣнныя мощи открыто, источая благодать исцѣленій съ вѣрою молящимся.

II. Мощи святителя Филиппа, какъ мы сказали, нетлѣнно почиваютъ, свидѣтельствуя тѣмъ о богоугодности его.

Если бы кто изъ любопытствующихъ и сомнѣвающихся спросилъ: какія причины нетлѣнія св. мощей, ему не трудно было бы отвѣтить, зная св. жизнь великаго святителя, положившаго душу свою за паству свою и украсившаго себя всѣми христіанскими добродѣтелями.

а) Съ одной стороны, сила Христова, вселившись во св. Божіихъ человѣковъ, ожи- вотворяетъ, освящаетъ и проницаетъ тѣлеса ихъ, сообщая имъ и нетлѣніе, такъ какъ сама она нетлѣнна и чудодѣйственна и есть сила не человѣческая, а божественная. Такъ божественно и благодатно было отъ полноты благодати тѣло Господа нашего I. Христа, къ которому многіе прикоснувшись получали исцѣленіе (Мрк. 3, 10), такъ божественны и благодатны были и ризы Его, отъ прикосновенія къ которымъ исцѣлилась женщинакровоточивая(Мрк. V, 27 — 27). Подобнымъ же образомъ облагодатствованы были мысль и слово Его, посредствомъ которыхъ исцѣлились десять прокаженныхъ мужей и множество другихъ немощныхъ и больныхъ (Лк. ХТІІ, 12—13 и др.). Подобнымъ же образомъ, благодатны, нетлѣнны и чудодѣйственны и тѣлеса святыхъ и самыя одежды ихъ отъ присутствія въ нихъ силы и благодати Вожіей.

б) Съ другой стороны, — вторая причина нетлѣнія св. мощей,—собственный духъ святыхъ, обитавшій въ тѣлѣ ихъ во время ихъ земной жизни, постоянно воспарявшій къ небесному, постоянно занятый духовнымъ и божественнымъ, непрестанно въ тоже время умерщвлявшій свое тѣло, подавляя его потребности и самыя природныя влеченія. Вслѣд- ствіе этого духъ святыхъ Божіихъ человѣковъ получаетъ необычайную силу

І и могущество *и совершенно порабо- I щаетъ тѣло, едва не уничтожая его | дѣятельности. Такимъ образомъ, онъ I мало-по-малу уподобляетъ себѣ, про- | ницаетъ и одухотворяетъ переставшее 1 противиться и похотствовать на него