«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

III. Итакъ, братія, ботъ какіе уроки преподаетъ намъ настоящая повѣсть изъ жизни преподобнаго Сергія! Ботъ къ какимъ мыслямъ приводитъ она насъ! Она учитъ насъ смиренію; свидѣтельствуетъ о неразлучности славы съ добродѣтелію; учитъ судить о людяхъ не по внѣшнему виду, не по одеждѣ, не по роду занятій, а по внутреннимъ качествамъ души; увѣряетъ въ возможности совмѣстить съ трудами тѣлесными подвиги духовные: постъ и молитву.

Будемъ же руководствоваться этими наставленіями на пути нашей жизни: подражать примѣру преподобнаго Сергія и въ смиренномудріи, и въ трудахъ тѣлесныхъ, и въ подвигахъ духовныхъ поста и молитвы. (Сост. по проп. прилож. къ „Рук. для сел. пастырей10 и друг. источникамъ)

Поуч. 3-ье. Обрѣтеніе мощей препод. Сергія радонежскаго чудотворца.

(.Назидательные уроки изъ жизни преподобнаго Сергія).

1. Жизнь святыхъ угодниковъ Божіихъ для всѣхъ человѣковъ, живущихъ съ ними и послѣ нихъ, назидательна и поучительна во всѣхъ отношеніяхъ. Ботъ, напр., въ житіи ублажаемаго нынѣ церковію препод. Сергія радонежскаго, память обрѣтенія многоцѣлеб- ныхъ мощей коего нынѣ воспоминается, кто не найдетъ для себя наставленія

и руководства къ благочестивой кс богоугодной жизни? И родители и дѣти, и отроки и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бѣдные -вс& могутъ отсюда вразумиться во спасеніе.

II. а) Препод. Серій съ самаго дѣтства имѣлъ столь сильную расположенность къ посту и молитвѣ, что въ среды и пятки не вкушалъ ничего. а въ прочіе дни питался хлѣбомъ и водою; часто цѣлыя ночи проводилъ безъ сна въ молитвѣ. Благоразумная мать пыталась уговаривать его не предаваться столь строгому посту, чтобы не разстроить здоровья, но Сергій отвѣчалъ матери: „если я, находясь еще въ колыбели, по средамъ и пяткамъ постился, какъ вы сказывали мнѣ, то могу ли я теперь не понудить себя къ тому, чтобы Богъ избавилъ меня отъ грѣховъ моихъ? Я долженъ укрощать плоть свою воздержаніемъ и трудомъ для сохраненія чистоты душевной и тѣлесной00. Ботъ какъ преп. Сергій смотрѣлъ на постъ и молитвенные труды. Онъне думалъ, что постъ и бдѣнія могутъ разстрои- вать здоровье человѣка, какъ то думаютъ плотоугодники, а, напротивъ, считалъ ихъ самымъ вѣрнымъ средствомъ для обуздыванія прихотливой плоти, для предохраненія себя отъ грѣхопаденіе для соблюденія своей чистоты душевной и тѣлесной; вѣчное спасеніе души составляло для него предметъ первостепенной важности; по его убѣжденію, если внѣшній нашъ человѣкъ и тлѣетъ, то внутреній со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16).

б) Когда препод. Сергію, въ мирѣ Варѳоломею минуло семь лѣтъ, родители отдали его учиться грамотѣ, вмѣстѣ съ старшимъ братомъ его СтеФаномъ и младшимъ братомъ Петромъ Братья учились успѣшно, а Сергій далеко отставалъ отъ нихъ. Учителя наказывали его; сверстники- товарищи укоряли, родители увѣщевали- онъ самъ со слезами молился Богу, но грамота ему не давалась. Не смотря на свою непонятливость, Сергій не переставалъ просиживать ночи за книгою и въ школѣ слушать внимательно, усерднѣе и усерднѣе молиться Богу и дома и въ церкви. Одкажды пошелъ онъ въ лѣсъ и тамъ, наединѣ, упалъ на колѣни и, горько заплакавъ,, молилъ Бога о вразумленіи и долго бы,. можетъ быть промолился такъ въ лѣ~

Мѣсяцъ іюль. 17

су печальный мальчикъ, если бы не представился глазамъ его у одного дерева священникъ — старецъ. Увидѣвъ старца—священника, Сергій поспѣшно всталъ, подошелъ къ нему и сказалъ ему: „отче! помолись за меня Господу, чтобы Онъ помогъ мнѣ научиться грамотѣ*, я изо всѣхъ силъ стараюсь учиться, но ученье не дается мнѣа.— „Успокойся, дитя, сказалъ ему старецъ, Господь поможетъ тебѣ за усердную молитву твою“. Потомъ благословилъ Сергія и далъ ему часть просфоры скушать, и перемѣнился мальчикъ Сергій: возвратившись въ школу началъ все понимать, легко усвоялось имъ все преподаваемое тамъ и лучше всѣхъ товарищей сталъ онъ учиться.

Дѣти, обучающіяся въ училищахъ! Поступайте и вы такъ, какъ поступилъ препод. Сергій, когда не дается вамъ грамота, когда вы не понимаете, что толкуютъ вамъ наставники. Вы не покидайте учиться, не вдавайтесь въ лѣнь и нерадѣніе, а усердно приле- жите къ книгѣ, и со всѣмъ вниманіемъ слушайте наставниковъ, хотя бы они васъ порицали и наказывали, хотя бы надъ вашею безуспѣшностію смѣялись товарищи*, со слезами молитесь Богу и сами, и просите своего духовнаго отца помолиться за васъ, чтобы Отецъ свѣтовъ и Господь разумовъ далъ вамъ смыслъ и понятливость. И несомнѣнно усердная, неотступная молитва ваша и неусыпный вашъ трудъ наконецъ препобѣдитъ все; Богъ непремѣнно откроетъ вашъ умъ къ уразумѣнію ученія.

в) Препод. Сергій, достигнувъ совершеннолѣтія, пожелалъ вступить въ иноческое житіе, но родители говорили ему: .помедли, мы стары, немощны и скудны, братья твой обязались супружествомъ и потому заботятся о своихъ женахъ*, хорошо, что ты печешься, какъ угодить Богу*, только послужи намъ не много и проводи насъ во гробъ, тогда исполнишь свое желаніе^. Благодатный сынъ повиновался. Не оставляя родителей до смерти ихъ и сопроводивъ ихъ въ загробную жизнь молитвами и милостынями, Сергій оставилъ земное наслѣдіе родительское младшему брату своему Петру, а самъ пошелъ искать единственно наслѣдія небеснаго, поселился въ пустынѣ, въ густомъ лѣсу, въ мѣстѣ, удаленномъ не только отъ Кругъ Поучен. т. II,

жилищъ, но и отъ путей человѣческихъ; срубилъ самъ себѣ келлію и поставилъ малую деревянную церковь, которая потомъ и освящена была во имя св. Троицы, чѣмъ положено начало славной Свято-Троицкой лаврѣ.

Юноши и дѣвы, рѣшающіеся на подвигъ странничества, желающіе монастырской, уединенной жизни! поучитесь у препод. Сергія не оставлять престарѣлыхъ отца и мать на произволъ бѣдности и безпомощности и противъ воли родительской не уходить въ монастырь., или странствовать по св. мѣстамъ. Обязанность ваша—покоить и питать родителей во время ихъ бѣдности, болѣзни и старости, а по смерти ихъ похоронить и помянуть ихъ по - христіански, — есть обязанность прямая, святая и великая уже по тому одному, что внушается самою природою и потому исполнять ее вы должны прежде и паче всего; кромѣ сего, есть положительная заповѣдь Господня о почитаніи родителей. Много ли выйдетъ хорошаго изъ того, что вы, побуждаемые духовною гордостію, возмнивъ о себѣ, что вамъ не стоитъ оставаться въ мірѣ, уйдете въ монастырь или начнете странничать, а родители ваши бѣдные, престарѣлые и быть можетъ больные, будутъ нуждаться во всемъ, терпѣть холодъ и голодъ и принуждены будутъ, какъ нищіе, испрашивать себѣ у сосѣдей подаянія? Вы своею неразумною ревностію по благочестію не угодите Богу, а прогнѣвите Его и своихъ родителей огорчите. Оставляющій отца, то же, что богохульникъ, и проклятъ отъ Господа раздражающій мать свою.