«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(О благословеніи Божіемъ).

I. Въ житіи святыхъ преподобному- чениковъ Епиктета пресвитера и Легіона монаха, память коихъ совершается нынѣ, разсказанъ между прочимъ слѣдующій случай: молодой монахъ Легіонъ, бывшій въ послушаніи у пресвитера (т.-е. священника) Епиктета, по- шелъ однажды къ рѣкѣ за водой безъ благословенія Епиктетова, и его начали волновать недобрые помыслы. Это смутило невинное сердце юноши— монаха и онъ признался отцу Епик- тету, что ходилъ изъ дому безъ его благословенія. Епиктетъ кротко замѣтилъ ему: „развѣ ты не знаешь, что благословеніе начальствующаго есть необоримое огражденіе отъ діавола? Зачѣмъ же ты безъ священническаго благословенія ходишь къ рѣкѣ?00

II. У насъ въ старину былъ прекрасный обычай, что прихожане на всякое доброе дѣло просили у священника благословеніе. Не унизились бы христіане и теперь, если бы, по примѣру своихъ Отцевъ и дѣдовъ, брали у него благословеніе, которое, безъ

не по ихъ духу. Истинно смиренный потому и смиряется, что онъ смиренъ душею; потому и не возносятся его очи, что не надмевается его сердце*, у него сердце какъ невинное, покорное, простосердечное дитя. Отъто- го-то истинно смиренными бываютъ только люди съ совершенствами, люди великіе и святые; только у такихъ людей достанетъ духу говорить о себѣ: я земля и пепелъ; я червь, а не человѣкъ.

III. Итакъ, братія, смиреніе вовсе не есть признакъ слабаго и малодушнаго человѣка; ботъ гордые люди всегда слабы и малодушны., а смиренные всегда велики и святы; смиренная выя есть признакъ величія духа, а гордое чело отпечатокъ малой души. И потому не будемъ смущаться, хотя бы намъ повелось отправлять самую низкую должность раба: низкая служба никогда не унизитъ высокаго человѣка. (Сост. по поуч. прот. Р. Путятина).

й день.

сомнѣнія, на доброе дѣло всегда будетъ дано. Вѣдь благословеніе священникъ даетъ не свое, а Божіе, по благодати данной отъ Бога священническому сану.

а) Благословеніе Божіе весьма необходимо для успѣха дѣлъ человѣческихъ. Кто начинаетъ дѣло съ благословеніемъ Божіимъ, тотъ, конечно, на себя самого не надѣется, но ищетъ себѣ покровительства высшаго, потому и себя самого и свое дѣло отдаетъ во власть Божію,—что и служитъ уже вѣрнымъ залогомъ успѣха. Что можетъ остановить начатое съ благословеніемъ Божіимъ? Не должно ли все ему враждебное разсѣяться, какъ прахъ воз- метаемый вѣтромъ, и исчезнуть, какъ дымъ, предъ силою благословенія Божія? Напротивъ, какъ сомнителенъ и невѣренъ успѣхъ въ дѣлѣ, когда дѣло остается въ однихъ только нашихъ рукахъ, безъ высшаго охраненія и направленія! Сколько бываетъ случайностей, могущихъ остановить или испортить наше дѣло, случайностей, которыхъ мы ни предвидѣть, ни отвратить не въ силахъ! Сколько бываетъ ошибокъ отъ собственной нашей недальновидности, сколько препятствій со стороны другихъ людей, сколько

Мѣ с я ц ъ іюль. 25

затрудненій, отъ насъ не зависящихъ! Поэтому, не естественно ли, не необходимо ли нужно, въ нашихъ трудахъ и начинаніяхъ, искать благословенія небеснаго, — помощи и покровительства Вожія? %

б) Какой же способъ къ тому, чтобы получить благословеніе Божіе? Способъ для благословенія Вожія тотъ же самый, какой и для полученія всякой милости Божіей. Это усердная молитва, съ вѣрою совершаемая. Ибо сказано: просите и дастся вамъ (Матѳ. 7, 7). Вся >блика аще молящееся просите, вѣруйте, яко пріемлете, и будетъ вамъ (Матѳ.

11, 24). Начиная дѣло, прежде всего помолись, хотя въ душѣ только своей, чтобы Господь благословилъ твое дѣло, помолись съ твердою вѣрою, призови съ благоговѣніемъ имя Божіе, осѣни •себя крестнымъ знаменіемъ, — и благословеніе Божіе низойдетъ на тебя и на твое дѣло; оно низойдетъ конечно невидимо, но сила Его не замедлитъ обнаружиться успѣхомъ видимымъ. А чтобы успѣхъ былъ несо- мнѣннѣе и самое благословеніе Божіе очевиднѣе, прибѣгай къ помощи святой церкви и ходатайству ея пастырей. Церковь есть хранительница различныхъ благодатныхъ даровъ, въ томъ числѣ и благословеній Божіихъ, а пастыри—раздаятели сихъ даровъ и благословеній, и вмѣстѣ ходатаи за другахъ предъ Богомъ, уполномоченные на то Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ.

в) Искать благословенія Божія не значитъ отказываться отъ своего ума, отъ своихъ рукъ и силъ. У всякаго человѣка есть свой умъ, свои силы и руки, — это правда: однакоже говорятъ: умъ хорошо, а два лучше; стало быть умъ •одного человѣка не всегда для него .достаточенъ. Если каждый изъ насъ, на каждомъ почти шагу жизни, нуждается въ пособіи другихъ людей: то

В о е ь м (