«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

II. Исторія праздника Казанской иконы Божіей Матери напоминаетъ намъ, братія, о той важной и отрадной истинѣ, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истиннаго ученія православной церкви.

Исторія церкви представляетъ много

случаевъ^такого охраненія Богоматерью* православной вѣры. Представимъ изъ нихъ два.

а) Въ 3-мъ вѣкѣ, когда христіанство,, находясь въ борьбѣ съ язычествомъ, должно было бороться вмѣстѣ съ разными лжеученіями, св. Григорій чудотворецъ, епископъ неокесарійскій, желая точнѣе познать таинство вѣры, молилъ Бога объ откровеніи ему Божественной истины*,—и въ одну ночь, когда онъ бодрствовалъ, размышляя о вѣрѣ, ему явился старецъ, въ величественномъ одѣяніи, обнаруживаешь въ себѣ великую- добродѣтель. Познавши въ немъ мужа Божественнаго, посланнаго къ нему отъ Бога для разрѣшенія его недоумѣній, св. Григорій съ восхищеніемъ и радостію смотрѣлъ на него*, но старецъ, далъ ему знакъ обратить взоръ на другую сторону, и св. Григорій, по указанію его, увидѣлъ дивное явленіе въ образѣ благолѣпной Жены, превосходящей всякій человѣческій образъ, на. которую, при разливающемся необыкновенномъ свѣтѣ, отъ изумленія и страха, онъ не могъ смотрѣть. Явившіеся были Матерь Божія и св. евангелистъ Іоаннъ. Матерь Божія просила Іоанна- открыть св. Григорію тайну благочестія, и св. Іоаннъ, преподавъ ему въ краткихъ и опредѣленныхъ словахъ нужное наставленіе, скрылся отъ очей его. Святый же Григорій, немедленно записавъ слышанное, согласно сънимъ стадъ проповѣдывать въ церкви, и Божественное наставленіе, какъ великое, нѣкое наслѣдіе, оставилъ своимъ преемникамъ въ рукописи.

Жизнеописатель сего св Григорія чудотворца, св. Григорій нисскій свидѣтельствуетъ, что живущій въ той странѣ народъ постоянно научался согласно съ симъ наставленіемъ, и не былъ зараженъ никакою ересью и заблужденіемъ. Наставленіе это есть то самое, которое постоянно исповѣдуетъ православная церковь, и которое лежитъ въ основаніи всего христіанскаго вѣроученія. Это ученіе о таинствѣ св. Троицы (См. повѣствованіе о семъ въ концѣ „Прав. испов.^ пер. съ греч. изд. 4, 1831 г.).

б) Съ прекращеніемъ жестокихъ гоненій язычниковъ на христіанъ, христіанству не' меньшая предлежала опасность отъ богоотступника Юліана, мечтавшаго возстановить упадавшее язычество. Много вѣ-

Мѣсяцъ іюль. 27

рующіе терпѣли отъ богоотступника, и наконецъ, предъ походомъ своимъ въ Персію, онъ грозилъ св. Василію Великому, епископу Кесаріи каппадо- кійской, разрушить Кесарію до основанія за ревность ея жителей къ истинной вѣрѣ, и въ самой Персіи, принося жертвы идоламъ, клялся всенародно, что истребитъ всѣхъ христіанъ, если счастливо кончитъ войну свою. Услышавъ объ этомъ, св. Василій Великій, оставшись однажды одинъ въ церкви, сталъ предъ иконою Божіей Матери, на которой начертанъ былъ и ликъ св. мученика Меркурія, и молился о низложеніи отступника и безбожнаго мучителя, — и здѣсь же отъ этой самой иконы получилъ откровеніе о погибели гонителя. Всѣмъ извѣстно, что богоотступникъ пораженъ былъ неизвѣстно кѣмъ пущенною стрѣлою и умеръ отъ истеченія крови (См. продолженіе 3-го слова Іоанна Дамаск.

о икон. въ Хр. чт. 1828 г. ч. XXX. стр. 10; сн. Цер. ист. Сокр. к. 3, гл.

21 и Ѳеодорита к. 3 гл. 25; сн. Григ. Бог. слово 2 е на Юліана, т. 1, стр. 186., 214, 189—190. Созом. Церк. ист. к. 6., гл. 2).

III. Да утвердятъ же эти событія, записанныя въ достовѣрныхъ источникахъ церкви, колеблющихся въ православной вѣрѣ, и да побудятъ ихъ, молитвами усердной Заступницы рода человѣческаго, нелицемѣрно всею крѣпостью души искать своего спасенія въ оградѣ православной церкви, которая есть столпъ и утвержденіе истины и вѣрный корабль, приводящій христіанъ къ вѣчному спасенію. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поуч. 2-ое. День явленія Казанской иконы Божіей Матери.

(Почешу нужно оирагцатъся съ молитвою преимущественно къ Богоматери?)

I. Праздникъ Казанской иконы Божіей Матери установленъ въ память обрѣтенія иконы Богоматери. Въ 3579 году въ Казани, взятой отъ татаръ Іоанномъ Грознымъ., Богоматерь, явившись одной дѣвицѣ Матронѣ, повелѣла возвѣстить архіепископу Іереміи, чтобы онъ взялъ икону изъ земли, на мѣстѣ, Ею указанномъ. Когда видѣніе повто рилось, дѣвица объявила объ этомъ своей матери. Мать сперва не вѣрила