«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

рующіе терпѣли отъ богоотступника, и наконецъ, предъ походомъ своимъ въ Персію, онъ грозилъ св. Василію Великому, епископу Кесаріи каппадо- кійской, разрушить Кесарію до основанія за ревность ея жителей къ истинной вѣрѣ, и въ самой Персіи, принося жертвы идоламъ, клялся всенародно, что истребитъ всѣхъ христіанъ, если счастливо кончитъ войну свою. Услышавъ объ этомъ, св. Василій Великій, оставшись однажды одинъ въ церкви, сталъ предъ иконою Божіей Матери, на которой начертанъ былъ и ликъ св. мученика Меркурія, и молился о низложеніи отступника и безбожнаго мучителя, — и здѣсь же отъ этой самой иконы получилъ откровеніе о погибели гонителя. Всѣмъ извѣстно, что богоотступникъ пораженъ былъ неизвѣстно кѣмъ пущенною стрѣлою и умеръ отъ истеченія крови (См. продолженіе 3-го слова Іоанна Дамаск.

о икон. въ Хр. чт. 1828 г. ч. XXX. стр. 10; сн. Цер. ист. Сокр. к. 3, гл.

21 и Ѳеодорита к. 3 гл. 25; сн. Григ. Бог. слово 2 е на Юліана, т. 1, стр. 186., 214, 189—190. Созом. Церк. ист. к. 6., гл. 2).

III. Да утвердятъ же эти событія, записанныя въ достовѣрныхъ источникахъ церкви, колеблющихся въ православной вѣрѣ, и да побудятъ ихъ, молитвами усердной Заступницы рода человѣческаго, нелицемѣрно всею крѣпостью души искать своего спасенія въ оградѣ православной церкви, которая есть столпъ и утвержденіе истины и вѣрный корабль, приводящій христіанъ къ вѣчному спасенію. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поуч. 2-ое. День явленія Казанской иконы Божіей Матери.

(Почешу нужно оирагцатъся съ молитвою преимущественно къ Богоматери?)

I. Праздникъ Казанской иконы Божіей Матери установленъ въ память обрѣтенія иконы Богоматери. Въ 3579 году въ Казани, взятой отъ татаръ Іоанномъ Грознымъ., Богоматерь, явившись одной дѣвицѣ Матронѣ, повелѣла возвѣстить архіепископу Іереміи, чтобы онъ взялъ икону изъ земли, на мѣстѣ, Ею указанномъ. Когда видѣніе повто рилось, дѣвица объявила объ этомъ своей матери. Мать сперва не вѣрила

и не хотѣла итти на указанное мѣсто; наконецъ, устрашенная угрозою Богоматери, пошла съ дочерью къ архіепископу и воеводамъ. Когда и тѣ не хотѣли вѣрить разсказу дѣвицы, мать сама рѣшилась искать икону. Но и она сама, и другіе напрасно рыли землю на указанномъ мѣстѣ. Наконецъ стала копать дѣвица—и икона быланай- дена. Тогда архіепископъ пошелъ съ крестнымъ ходомъ на мѣсто обрѣтенія; св. образа и съ великою честію перенесъ икону въ ближайшій храмъ, гдѣ стали совершаться великія чудеса, при видѣ коихъ татары во множествѣ обращались ко Христу. Копія съ иконы и повѣсть объ ея обрѣтеніи были посланы въ Москву, и царь Іоаннъ Васильевичъ повелѣлъ на мѣстѣ обрѣтенія иконы построить церковь и монастырь Богородицы.. Праздникъ обрѣтенія празднуется 8 го іюля, когда мать съ дочерью ходили къ архіепископу и воеводамъ объявить о видѣніи.

II. Въ день Казанской иконы Божіей Матери вся Россія возсылаетъ свои молитвы къ Царицѣ небесной.

Не думаемъ, чтобы кто-либо изъ истинно-вѣрующихъ сталъ оспаривать обязанность молитвы къБожіей Матери. Кто вѣруетъ во св. православную церковь и признаетъ ея уставы, тотъ, безъ сомнѣнія, чтитъ и праздники, ею установленные; а свят. церковь учредила весьма много празднествъ въ честь Божіей Матери, по особенному къ Ней благоговѣнію и по особенному Ея къ намъ отношенію.

Но почему должно обращаться съ молитвою преимущественно къ Пресвятой Богородицѣ^—знать это и уяснять для себя обязанъ каждый вѣрующій.

а) Св. церковь называетъ Матерь Божію* націею ходатаицею и заступницею предъ Сыномъ Своимъ и Богомъ нашимъ I. Христомъ. Для чего же нужно Ея ходатайство^ когда Христосъ Спаситель нашъ искупилъ насъ отъ грѣха и принимаетъ моленія наши Самъ непосредственно? Такъ, мы, вѣрующіе, имѣемъ дерзновеніе ко Господу,—но только въ такомъ случаѣ., аще сердце наше не завлитъ намъ (1 Іоан. 3, 21), т.-е., если совѣсть наша не обременена грѣхами. А кто похвалится чисто имѣти сердце- (Притч. 20, 9J? Кто не сознается, что не только послѣ крещенія, но и послѣ- неоднократной исповѣди, онъ весьма

-28 Мъсяцть іюль.

часто прогнѣвляетъ своего Искупителя нарушеніемъ Его заповѣдей? А если такъ.,— то., будучи преступниками своего Спасителя., мы теряемъ дерзновеніе ;къ Нему и имѣемъ нужду въ- другомъ, стороннемъ ходатайствѣ предъ Нимъ. Такое ходатайство мы обрѣтаемъ въ лицѣ Пресвятой Богоматери. Несмѣя, по грѣхамъ своимъ, сами обращаться окъ Богу, мы просимъ Ея заступничества, и Она умилостивляетъ за насъ Сына Своего Своимъ предстательствомъ, которое сильнѣе предстательства всѣхъ святыхъ, всѣхъ ангеловъ: потому что Она, какъ Матерь Божія, выше всѣхъ святыхъ^ честнѣйшая херувимовъ и славнѣйшая безъ сравненія серафимовъ. И за кого Пресвятая Богородица проситъ Сына Своего и Бога, Господь не отказываетъ Ей въ прошеніи.