«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

II. Измыйтеся и чисти будите, отъ- имите лукавства отъ душъ вашихъ (Исаія 1, 16). Такъ говоритъ Господь чрезъ пророка Своего Исаію. Ясно, братія, чего здѣсь требуетъ Господь. Онъ повелѣваетъ каждому измывать скверны сердца своего, и пріобрѣтать чистоту души. Измыйтеся, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ, и чисти будите. А развѣ есть какая нечистота въ нашей душѣ? Развѣ скверны грѣховныя имѣютъ мѣсто въ нашемъ сердцѣ? Точно такъ. Всякій грѣхъ получаетъ начало

Мъсяц^ь іюль. 29

свое въ нашей душѣ- всякое беззаконіе исходитъ изъ нашего сердца. Воякъ помышляетъ вз сердцѣ своемъ прилеоісно назлая по вся дни (Быт. 6,5). Йзвнутрь отъ сердца человѣческаго помышленія злая исходятъ (Марк. 7,21). Посему-то апостолъ Павелъ увѣщеваетъ насъ очищать себя отъ всякія скверны не только плоти, но и духа (2 Кор. 7, 8). И въ церковной молитвѣ мы взываемъ къ Богу: очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, Влаже, яко Человѣколюбецъ (послѣд. ко причащ.).

а) Какая же это нечистота души? Что за скверна грѣха въ нашемъ сердцѣ? Нечистота души и скверна сердца суть худыя, богопротивныя; мысли. Мерзость Господеви помыслъ неправедный (Притч.

15, 26), говоритъ премудрый Соломонъ. Нечистота души и скверна сердца суть суетные, мірскіе помыслы. Посему мы молимся Господу Спасителю: Іисусе, очисти мой умъ отъ помысловъ сует- ныхъ (Акаѳ. Спасит.). Нечистота души и скверна сердца суть всѣ грѣховныя движенія души, гордость, тщеславіе, ненависть, злоба, гнѣвъ, ярость. Отъ сердца исходятз помышленія злая, лу- кавствія, лесть, хула> гордыня (Марк. 7, 22), говоритъ Спаситель. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивыя желанія и сладострастныя похотѣнія. Посему-то Богъ въ законѣ повелѣваетъ намъ не желать жены искренняго своею, ни дому ближняго своего, ни села его, нираба его, ни скота его, ни всего елика суть ближняго своего (Исх. 20,17). И святая церковь поучаетъ насъ молиться Спасителю: Іисусе, сохрани сердце мое отъ похотей лука- выхз (Акаѳ. Іис.). Нечистота души и скверна сердца суть чрезмѣрныя заботы житейскія, которыхъ удаляться поучаетъ насъ Спаситель. Не пецытеся, говоритъ, душею вашею, что ясте или что піете, всѣхъ бо сихз языцы ищутъ (Матѳ. 6, 25, 32). Нечистота души и скверна сердца суть тайныя, по большей части нами непримѣчаемыя, грѣхо- любивыя мысли и желанія. Такъ говоритъ псалмопѣвецъ: грѣхопаденія кто разумѣете? Отъ тайныхз моихъ очисти мя; аще не обладаютъ мною, тогда не- пороченз буду, и очищуся отз грѣха велика (Пс. 18. 13,14). При таковой нечистотѣ души, человѣкъ пребываетъ грѣшникомъ, хотя бы онъ не дѣлалъ никакихъ открытыхъ преступленій и

грѣховъ, хотя бы внѣшняя жизнь его была даже непорочная. Таковы и были Фарисеи, которыхъ обличая,Христосъ говоритъ: вы выѣ—уду являетеся чело- вгькомъ праведни, внутрь — уду же есте полни беззаконія (Матѳ. 23, 28). Ибо Богъ не на лица зритъ (Дѣян. 10, 34), но испытаетъ сердца и утробы (Пс. '7, 10).

б) Какъ же, спросите, сохранить чистоту души? Что должно дѣлать, чтобы душу и сердце соблюсти непорочными? Должно всемѣрно избѣгать всѣхъ обольщеній и соблазновъ, отъ которыхъ пораждаются въ душѣ нечистыя мысли и желанія и. возбуждаются страсти. Ежели соблазны дѣйствуютъ и обольщенія видимо искушаютъ, должно отвращать очи, еоюе не видѣти суеты (Пс. 118,37), и ограждать всѣ чувства, чтобы отразить обольщенія и соблазнъ. Ежели прелесть и суета уже прокрались въ душу, ежели возродилась въ душѣ или гордая и тщеславная мысль, или корыстолюбивое желаніе, или сладострастное похотѣніе, должно немедленно воспротивиться имъ, подавить и умертвить ихъ — чѣмъ? Здравымъ разсужденіемъ, а паче всего сердечнымъ призываніемъ имени Спасителя нашего Іисуса и силою побѣдительнаго креста Его. Аесли случится не устоятъ противъ обольщенія и пасть;, если душа омрачится скверною грѣха: что тогда дѣлать? Омывать скверну и очищать душу. Измыйтеся и чисти будите, говоритъ Богъ. Чѣмъ омывать, скверну души? Слезами покаянія. Такъ омылся Петръ, послѣ своего паденія-, такъ омылась и блудница отъ сквернъ грѣховныхъ. Къ слезамъ покаянія должно присоединить и слезы теплой молитвы къ Богу. Слушайте, какъ спѣшилъ омыться въ этихъ слезахъ Давидъ: обратися, Господи, взывалъ онъ къ Богу, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. Мзмыю на вояку нощь- ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6. 5, 7). II святая церковь руководствуетъ насъ къ очищенію души молитвами. Очисти, Господи, скверну души моея (троп.)-, душу мою просвѣти омраченную, Христе (ирм.); души наша освяти, помышленія исправиг мысли очисти (молит. на час.). Есть и еще спасительнѣйшее средство къ измовенію и очищенію сквернъ душевныхъ. Это пречистая кровь Спасителя- нашего, преподаемая намъ въ таинствѣ

30 Мѣсяцъ іюль.

святой Евхаристіи. Еровъ I. Христа, ■Сына Божія, по свидѣтельству слова Божія., очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (Іоан. 1, 7). Она, какъ говоритъ нырковъ., проходитъ во вся составы человѣку, во утробу, въ сердце, очищаетъ душу и освящаетъ помышленія (молит. по причащ.).

111. Если будемъ, братія, такимъ образомъ «сохранять чистоту своей души, то и внѣшнее наше житіе будетъ добро (1 Пет. 2,12) и чисто. Ибо душа управляетъ тѣломъ и располагаетъ дѣлами. Потому какова наша душа., таково и тѣло наше; каиновы у насъ мысли, таковы и дѣла. Отъ худыхъ мыслей происходятъ худыя и дѣла, и отъ нечистыхъ похотѣніи являются студныя и дѣла; а напротивъ, добрыя мысли раждаютъ и дѣла добрыя, и святыя желанія и намѣренія сопровождаются и дѣлами: богоугодными. Будемъ же, братія, всемѣрно хранить чистоту души и непорочность сердца, безъ которыхъ не можетъ быть въ насъ жизни добродѣтельной и богоугодной, и безъ которыхъ, по слову апостола, никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Да дастъ намъ Господь по богатству главы Своея, силою утвердится духомъ Его во внутреннѣмъ человѣкѣ (Еф. 3, 16); да совершитъ ны -во всякомъ дѣлѣ блазѣ сотворити волю Его (Евр. 13, 21). Сія же есть воля Божія, святость паша (1 Оолун. 4. 3). Аминь. (Сост. съ дои. по кн. „Сѣятель ‘благочестія^, прот. В. Нордова, т. I, Спб. изд 1891 г.).

Поуч. 4-ое. Святой великомученикъ Прокопій.

(Гдѣ гі какъ является намъ I. Христосъ?)

I. Святой Прокопій (III в.), воспо- минаемый нынѣ церковью, до принятія христіанства называвшійся Несшемъ, жилъ въ Іерусалимѣ. Отецъ его былъ христіанинъ, мать язычница; послѣдняя воспитала его въ язычествѣ и опредѣлила въ службу. Въ то время царствовалъ въ римской имперіи Діоклитіанъ. Неаній получилъ отъ него порученіе преслѣдовать христіанство, •но поѣхалъ не особенно охотно; онъ видалъ многихъ христіанъ въ домѣ своего отца, самъ вглядывался въ жизнь ихъ и много слышалъ отъ другихъ о той твердости, съ какою отстаиваютъ они чівои убѣжденія. Такимъ образомъ Неаній

составилъ себѣ мнѣніе о христіанахъ, какъ о людяхъ достойныхъ, и только долгъ службы могъ понудить его къ исполненію непріятнаго порученія императора. На пути къ мѣсту назначенія ІІеанія и спутниковъ его застигла буря;затѣм;ь началось землетрясеніе. И ботъ въ шумѣ бури слы- шится Неанію голосъ, упрекающій его за то, что онъ хочетъ возстать на Самого Христа. „Кто Ты, Господи?а въ страхѣ спросилъ Неаній. „Я Іисусъ распятый, Сынъ Божій“, отвѣчалъ голосъ—и въ то же время Неаній увидѣлъ на небѣ изображеніе креста. Это видѣніе сильно повліяло на Неанія. Прибывъ въ городъ Скиѳополь, онъ заказалъ себѣ сдѣлать крестъ на подобіе видѣннаго въ небѣ; отнынѣэтотъ крестъ онъ съ благоговѣніемъ хранилъ при себѣ Съ христіанами Неаній обращался кротко. Затѣмъ онъ направился въ Константинополь. Здѣсь граждане обратились къ нему съ просьбою отразить набѣги дикихъ кочевниковъ, которые нерѣдко нападали на городъ и грабили въ немъ. Неаній съ небольшимъ числомъ воиновъ вымпелъ противъ варваровъ и разбилъ ихъ. Возвращаясь съ побѣдой, онъ встрѣтилъ свою мать;та радовалась, благодарила боговъ за побѣду и убѣждала сына совершить торжественное жертвоприношеніе идоламъ. Но Неаній сталъ говорить ей, что не ничтожнымъ языческимъ богамъ онъ обязанъ своей побѣдой, а единому истинному Богу, и въ доказательство ничтожности идоловъ вошелъ вмѣстѣ съ матерью въ молель- ню ея и началъ сокрушать идоловъ, попирая ихъ ногами ІѴІать оскорбилась и поспѣшила въ Антіохію, гдѣ жилъ императоръ, съ жалобою на сына. Діоклитіанъ немедленно поручилъ палестинскому правителю Юсту разслѣдовать дѣло и, если Неаній объявитъ себя христіаниномъ, то дѣйствовать на него убѣяеденіями, авъ случаѣ неуспѣха и мѣрами строгости. Юстъ сообщилъ Неанію о повелѣніи императора; Неаній дѣйствительно исповѣдалъ себя христіаниномъ. Тогда начался для него рядъ мученій, настолько жестокихъ, что сами язычники при видѣ страданій святого мученика содрогались, а нѣкоторые плакали. „Не обо мнѣ плачьте^, говорилъ имъ Неаній, „а о погибели душъ вашихъtc. Наконецъ онъ былъ