«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

30 Мѣсяцъ іюль.

святой Евхаристіи. Еровъ I. Христа, ■Сына Божія, по свидѣтельству слова Божія., очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (Іоан. 1, 7). Она, какъ говоритъ нырковъ., проходитъ во вся составы человѣку, во утробу, въ сердце, очищаетъ душу и освящаетъ помышленія (молит. по причащ.).

111. Если будемъ, братія, такимъ образомъ «сохранять чистоту своей души, то и внѣшнее наше житіе будетъ добро (1 Пет. 2,12) и чисто. Ибо душа управляетъ тѣломъ и располагаетъ дѣлами. Потому какова наша душа., таково и тѣло наше; каиновы у насъ мысли, таковы и дѣла. Отъ худыхъ мыслей происходятъ худыя и дѣла, и отъ нечистыхъ похотѣніи являются студныя и дѣла; а напротивъ, добрыя мысли раждаютъ и дѣла добрыя, и святыя желанія и намѣренія сопровождаются и дѣлами: богоугодными. Будемъ же, братія, всемѣрно хранить чистоту души и непорочность сердца, безъ которыхъ не можетъ быть въ насъ жизни добродѣтельной и богоугодной, и безъ которыхъ, по слову апостола, никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Да дастъ намъ Господь по богатству главы Своея, силою утвердится духомъ Его во внутреннѣмъ человѣкѣ (Еф. 3, 16); да совершитъ ны -во всякомъ дѣлѣ блазѣ сотворити волю Его (Евр. 13, 21). Сія же есть воля Божія, святость паша (1 Оолун. 4. 3). Аминь. (Сост. съ дои. по кн. „Сѣятель ‘благочестія^, прот. В. Нордова, т. I, Спб. изд 1891 г.).

Поуч. 4-ое. Святой великомученикъ Прокопій.

(Гдѣ гі какъ является намъ I. Христосъ?)

I. Святой Прокопій (III в.), воспо- минаемый нынѣ церковью, до принятія христіанства называвшійся Несшемъ, жилъ въ Іерусалимѣ. Отецъ его былъ христіанинъ, мать язычница; послѣдняя воспитала его въ язычествѣ и опредѣлила въ службу. Въ то время царствовалъ въ римской имперіи Діоклитіанъ. Неаній получилъ отъ него порученіе преслѣдовать христіанство, •но поѣхалъ не особенно охотно; онъ видалъ многихъ христіанъ въ домѣ своего отца, самъ вглядывался въ жизнь ихъ и много слышалъ отъ другихъ о той твердости, съ какою отстаиваютъ они чівои убѣжденія. Такимъ образомъ Неаній

составилъ себѣ мнѣніе о христіанахъ, какъ о людяхъ достойныхъ, и только долгъ службы могъ понудить его къ исполненію непріятнаго порученія императора. На пути къ мѣсту назначенія ІІеанія и спутниковъ его застигла буря;затѣм;ь началось землетрясеніе. И ботъ въ шумѣ бури слы- шится Неанію голосъ, упрекающій его за то, что онъ хочетъ возстать на Самого Христа. „Кто Ты, Господи?а въ страхѣ спросилъ Неаній. „Я Іисусъ распятый, Сынъ Божій“, отвѣчалъ голосъ—и въ то же время Неаній увидѣлъ на небѣ изображеніе креста. Это видѣніе сильно повліяло на Неанія. Прибывъ въ городъ Скиѳополь, онъ заказалъ себѣ сдѣлать крестъ на подобіе видѣннаго въ небѣ; отнынѣэтотъ крестъ онъ съ благоговѣніемъ хранилъ при себѣ Съ христіанами Неаній обращался кротко. Затѣмъ онъ направился въ Константинополь. Здѣсь граждане обратились къ нему съ просьбою отразить набѣги дикихъ кочевниковъ, которые нерѣдко нападали на городъ и грабили въ немъ. Неаній съ небольшимъ числомъ воиновъ вымпелъ противъ варваровъ и разбилъ ихъ. Возвращаясь съ побѣдой, онъ встрѣтилъ свою мать;та радовалась, благодарила боговъ за побѣду и убѣждала сына совершить торжественное жертвоприношеніе идоламъ. Но Неаній сталъ говорить ей, что не ничтожнымъ языческимъ богамъ онъ обязанъ своей побѣдой, а единому истинному Богу, и въ доказательство ничтожности идоловъ вошелъ вмѣстѣ съ матерью въ молель- ню ея и началъ сокрушать идоловъ, попирая ихъ ногами ІѴІать оскорбилась и поспѣшила въ Антіохію, гдѣ жилъ императоръ, съ жалобою на сына. Діоклитіанъ немедленно поручилъ палестинскому правителю Юсту разслѣдовать дѣло и, если Неаній объявитъ себя христіаниномъ, то дѣйствовать на него убѣяеденіями, авъ случаѣ неуспѣха и мѣрами строгости. Юстъ сообщилъ Неанію о повелѣніи императора; Неаній дѣйствительно исповѣдалъ себя христіаниномъ. Тогда начался для него рядъ мученій, настолько жестокихъ, что сами язычники при видѣ страданій святого мученика содрогались, а нѣкоторые плакали. „Не обо мнѣ плачьте^, говорилъ имъ Неаній, „а о погибели душъ вашихъtc. Наконецъ онъ былъ

Мѣсяцъ іюль. 81

•обезглавленъ обративъ во время мученій ко Христу множество язычниковъ.

II. Голосъ Господа, услышанный Неаніемъ въ шумѣ бури и землетрясеніи, побуждаетъ насъ, возл. бр., -размыслить о томъ, не явлется ли и намъ Господь I. Христосъ, и гдѣ, и какъ онъ является?

Се Азьсъ вами есмь. Это божественное обѣтованіе принадлежитъ, братіе, и намъ—послѣднимъ ученикамъ Христовымъ* ибо, по слову Самого Господа, оно простирается на всѣ дни до окончанія вѣка. Какъ не оставилъ Онъ сирыми св. апостоловъ, такъ не оставляетъ и никогда не оставитъ сирыми и насъ, если мы сами не оставляемъ Его и не удаляемся отъ Него умомъ и сердцемъ своимъ. Какъ пребывалъ Онъ съ св. апостолами и являлся имъ Своею божественною помощію, Своимъ всемогущимъ содѣйствіемъ, Своимъ благодатнымъ утѣшеніемъ*, такъ является, даетъ ощущать •Свою божественною силу и какъ бы осязать Себя и намъ.

а) Гдѣжеикакъ является? Яко Господь j м Владыка всяческихъ, емуже дадегя всякая власть на небеси и на земли, какъ вѣчный Архіерей, прошедый небесами всемогущій Ходатай нашъ предъ Богомъ Отцемъ, Онъ является намъ во | всей нашей жизни—въ ея началѣ и продолженіи^ въ ея исходѣ и скончаніи:

•о Немъ бо живемъ и движемся и есмы. Сѣдя одесную Бога Отца, Онъ выну ходатайствуетъ предъ Нимъ о всемъ •мірѣ, ходатайствуетъ преимущественно ! о вѣрующихъ въ Него, ходатайствуетъ •о самыхъ грѣшникахъ, противящихся Ему. Умоляемый имъ Отецъ небесный еще милуетъ и ущедряетъ міръ Своими f богатыми дарами, продолжаетъ сіять I солнце Свое на злыя и благія, и дож- ! датъ на праведныя и неправедныя Ради | Его всемогущаго ходатайства право- ! •судіе Божіе медлитъ поражать грѣшниковъ праведнымъ судомъ Своимъ, долготерпѣливо ожидая ихъ обращенія и покаянія. Ради Его ходатайства Отецъ небесный милостиво пріемлетъ всѣ прошенія и исполняетъ во благихъ всѣ желанія вѣрныхъ чадъ Своихъ, ниспосылаетъ имъ свыше всякое даяніе благо и воякъ даръ совершенъ. Итакъ, возлюбленный собратъ мой, если, несмотря на грѣховность свою,ты наслаждаешься еще жизнію и здоровьемъ, — это

Господь Іисусъ Христосъ, Единородный Сынъ Божій, Своимъ ходатайствомъ предъ Отцемъ поддерживаетъ тебя, укрѣпляетъ тебя, животворитъ тебя. Имѣешь ли въ довольствѣ все, благопотребное для жизни, украшается^ жизненный путь твой цвѣтами радостей? Это — даръ любви Отца небеснаго, ниспосылаемый свыше ради ходатайства о тебѣ Единороднаго Сына Божія. Чувствуешь ли на себѣ удары несчастій и скорбей? Это — не жезлъ гнѣва и отверженія праведнаго Судіи, а наказаніе любви Отеческой, которая влечетъ тебя къ Единородному Своему Сыну: еюже бо любитъ Господь,наказуемъ: біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ: судими болотъ Господа наказу емся. данесъ міромъ осудимся {Евр.