«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

12, 6* 1 Кор. 11, 32.). Ухмѣй же, воз- любленный, срѣтать всюду благоговѣйно мыслію и благодарнымъ сердцемъ всегда и во всемъ присущаго и всегда | благодѣющаго намъ Господа! Ые при- ! писываю, подобно древнимъ язычни- ! камъ, какому то безумному случаю того, что совершается въ насъ и для насъ благодатію и силою Господнею.

І Не спрашивай, подобно исцѣленному ! Господомъ слѣпцу: кто есть Сынъ Божій, да вѣрую въ Него?

б) Но особенно видимо и, такъ сказать, осязаемо присутствуетъ съ нами и является намъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ ' церкви Своей, которая есть тѣло Его, которая живетъ Его божественною жизнію, священнодѣйствуетъ Его божественною благодатію, все творитъ Его божественною силою и властію. Здѣсь- то, братіе мой, въ св. храмѣ, какъ въ собственномъ благодатномъ дому Своемъ, пребываетъ выну Господь нашъ не только вездѣприсущимъ Божествомъ, но и самою пречистою плотію и кровію Своею*, здѣсь то преимущественно мы и можемъ приближаться къ Нему вѣрою, любовію и упованіемъ, можемъ даже видѣть Его и слышать Его. Ибо ! здѣсь мы видимъ божественный ликъ*

I Его, который Онъ Самъ завѣщалъ церкви Своей, чудодѣйственно отпечат- лѣвъ его на у брусѣ, —ликъ, исполненный благости и милосердія, любви и состраданія, кротости и долготерпѣнія, но вмѣстѣ сіяющій божественнымъ величіемъ и святостію, нелицепріятнымъ судомъ и правдою. Здѣсь, въ храмѣ Божіемъ, Господь оставилъ намъ жи-

32 Мѣсяца іюль.

животворящій крестъ Сбой, на которомъ Онъ былъ распятъ, пострадалъ и умеръ для спасенія наеъ отъ проклятія и вѣчной смерти, которымъ упразднилъ имущаго державу смерти, сирѣчь діавола, который Онъ оставилъ намъ во свидѣтельство удовлетворенія правдѣ Вожіей за грѣхи всего міра и примиренія нашего съ Богомъ, въ залогъ Своей побѣдоносной силы, ограждающей вѣрныхъ отъ всѣхъ козней и навѣтовъ вражіихъ. Здѣсь св. евангеліе—этотъ божественный завѣтъ Его, въ которомъ Онъ завѣщалъ намъ, яко- оюе завѣща ему Отецъ, царство, который скрѣпленъ и запечатлѣнъ Его святѣйшею кровію, изліянною за грѣхи міра, въ которомъ благовѣствуется то же божественное слово Его, которое Онъ Самъ, Своими пречистыми устами, проповѣдывалъ во Іудеѣ.

Но сего мало. Въ храмѣ Божіемъ священ- нодѣйствуется самое таинство искупленія нашего, совершившееся на Голгоѳѣ въ крестной смерти Христовой. Здѣсь видимъ самое пречистое тѣло Его, за насъ ломимое во оставленіе грѣховъ, и самую пречистую кровь Его, за насъ изливаемую во оставленіе грѣховъ*, слышимъ Его Самого, призывающаго насъ къ Своей божественной трапезѣ: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое; пійте отъ нея вси, сія есть кровь Моя.

III. Такъ, премилосердный Господь нашъ, и вознесшись на небо плотію, не оставилъ насъ, но пребываетъ съ нами неотступно. Надобно и намъ, братіе мой, не оставлять Его всѣмъ умомъ и сердцемъ своимъ, не отпадать отъ Него малодушною измѣною завѣту Его, не удаляться отъ Него грѣхами и беззаконіями, пребывать въ Немъ вѣрою живою и неотступною, любовію крѣпкою и николиже отпадающею, упованіемъ живымъ и непо- срамляющимъ. Будите во Мнѣ, и Азъ въ васъ, говоритъ Онъ намъ: аще кто во Мнѣ не пребудетъ, изверэюется вонъ якоже розга, и изсъшетъ (Іоан. 15,

4, 6). Аминъ. (Сост. по Ч. М. и про- повѣд. Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1889 г.).

Поуч. 5-ое. Блаженный Прокопій Устюжскій.

(Общественныя бѣдствія отвращаются покаяніемъ и молитвою).

Блаженный Прокопій (XIII в.), память коего нынѣ, былъ не русскій родомъ, изъ Германіи. Сначала онъ былъ человѣкъ торговый и по своимъ дѣламъ прибылъ въ Новгородъ, находившійся въ то время въ постоянныхъ сношеніяхъ съ нѣмецкими городами*, въ Новгородѣ Прокопій принялъ православіе и затѣмъ постригся инокомъ въ Хутынской обители, раздавъ свое имѣніе неимущимъ. Этотъ поступокъ Прокопія, его глубокое смиреніе, строгое воздержаніе и истинно христіанская жизнь внушали уваженіе къ нему сначала монастырской братіи, а потомъ и посѣтителей Хутынскаго монастыря. Общія похвалы смущали смиреннаго инока, и онъ удалился въ городъ Устюгъ (нынѣ Вологодской губерніи). Здѣсь онъ добровольно принялъ на себя рядъ тяжелыхъ подвиговъ:: поселился сперва въ ветхой хижинѣ, потомъ на паперти соборнаго храма,, жилъ въ крайней бѣдности, молился днемъ и ночью. Такъ проводилъ онъ зиму и лѣто, едва защищенный отъ холода и зноя ветхой одеждой, спя на землѣ, и жилъ подаяніемъ. Много обидъ пришлось вытерпѣть подвижнику отъ устюжанъ*, его бранили и издѣвались надъ нимъ и взрослые, и дѣти, подражая примѣру взрослыхъ. Прокопій не оскорблялся и все переносилъ съ великимъ терпѣніемъ, молясь за обижавшихъ его. Прокопій обладалъ въ высокой степени даромъ предвѣдѣнія. Такъ въ одинъ воскресный день (въ 1249 году) Прокопій послѣ утрени, когда священнослужители стали пѣть молебенъ Богоматери, въ присутствіи множества народа сказалъ предстоящимъ слѣдующее: „покайтесь, братія, въ грѣхахъ вашихъ; если же не оставите прежнихъ злыхъ дѣлъ, не очистите себя постомъ и не умолите Господа и Пресвятую Богородицу, то за беззаконія ваши погибнете вмѣстѣ съ городомъ отъ огненнаго града“. Народъ сначала ужаснулся грознымъ словамъ Прокопія, но потомъ многіе усумнились и стали говорить: „это — юродивый, онъ не въ умѣ и не знаетъ, что говоритъ^. По окончаніи обѣдни Про-

Мѣ с я ц а іюль. 88

копій вышелъ на паперть и началъ плакать, и плакалъ долго. Проходившіе мимо спрашивали его: „что съ тобою Прокопій? что за скорбь у тебя на сердцѣ?11—„Бдите и молитесь11, отвѣчалъ подвижникъ словами евангелія, „да не внидите .ръ напасть*. Прошло три дня; Прокопій ходилъ по городу и говорилъ всѣмъ: „плачьте други о грѣхахъ вашихъ; молитесь, чтобы не погибнуть вамъ, какъ погибли нѣкогда Содомъ и Гоморра за ихъ беззаконія*. Но никто не слушалъ Прокопія. Въ слѣдующій воскресный день, при ясномъ небѣ, появилось на небосклонѣ небольшое черное облако; оно все увеличивалось и приближалось къ городу. Наступила тьма, и разразилась страшная гроза. Тогда перепуганные жители вспомнили слова Прокопія, и въ ужасѣ устремились въ храмы. Всѣ молились со слезами, предчувствуя бѣдствіе-, молился и Прокопій. И ботъ буря стала утихать, и небо прояснилось; туча прошла надъ городомъ безъ вреда, но за двадцать верстъ отъ города, въ такъ называемой Котольской пустынѣ, разразилась страшнымъ каменнымъ градомъ, отъ котораго былъ поломанъ огромный лѣсъ.