«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мѣсяцъ іюль. 81

•обезглавленъ обративъ во время мученій ко Христу множество язычниковъ.

II. Голосъ Господа, услышанный Неаніемъ въ шумѣ бури и землетрясеніи, побуждаетъ насъ, возл. бр., -размыслить о томъ, не явлется ли и намъ Господь I. Христосъ, и гдѣ, и какъ онъ является?

Се Азьсъ вами есмь. Это божественное обѣтованіе принадлежитъ, братіе, и намъ—послѣднимъ ученикамъ Христовымъ* ибо, по слову Самого Господа, оно простирается на всѣ дни до окончанія вѣка. Какъ не оставилъ Онъ сирыми св. апостоловъ, такъ не оставляетъ и никогда не оставитъ сирыми и насъ, если мы сами не оставляемъ Его и не удаляемся отъ Него умомъ и сердцемъ своимъ. Какъ пребывалъ Онъ съ св. апостолами и являлся имъ Своею божественною помощію, Своимъ всемогущимъ содѣйствіемъ, Своимъ благодатнымъ утѣшеніемъ*, такъ является, даетъ ощущать •Свою божественною силу и какъ бы осязать Себя и намъ.

а) Гдѣжеикакъ является? Яко Господь j м Владыка всяческихъ, емуже дадегя всякая власть на небеси и на земли, какъ вѣчный Архіерей, прошедый небесами всемогущій Ходатай нашъ предъ Богомъ Отцемъ, Онъ является намъ во | всей нашей жизни—въ ея началѣ и продолженіи^ въ ея исходѣ и скончаніи:

•о Немъ бо живемъ и движемся и есмы. Сѣдя одесную Бога Отца, Онъ выну ходатайствуетъ предъ Нимъ о всемъ •мірѣ, ходатайствуетъ преимущественно ! о вѣрующихъ въ Него, ходатайствуетъ •о самыхъ грѣшникахъ, противящихся Ему. Умоляемый имъ Отецъ небесный еще милуетъ и ущедряетъ міръ Своими f богатыми дарами, продолжаетъ сіять I солнце Свое на злыя и благія, и дож- ! датъ на праведныя и неправедныя Ради | Его всемогущаго ходатайства право- ! •судіе Божіе медлитъ поражать грѣшниковъ праведнымъ судомъ Своимъ, долготерпѣливо ожидая ихъ обращенія и покаянія. Ради Его ходатайства Отецъ небесный милостиво пріемлетъ всѣ прошенія и исполняетъ во благихъ всѣ желанія вѣрныхъ чадъ Своихъ, ниспосылаетъ имъ свыше всякое даяніе благо и воякъ даръ совершенъ. Итакъ, возлюбленный собратъ мой, если, несмотря на грѣховность свою,ты наслаждаешься еще жизнію и здоровьемъ, — это

Господь Іисусъ Христосъ, Единородный Сынъ Божій, Своимъ ходатайствомъ предъ Отцемъ поддерживаетъ тебя, укрѣпляетъ тебя, животворитъ тебя. Имѣешь ли въ довольствѣ все, благопотребное для жизни, украшается^ жизненный путь твой цвѣтами радостей? Это — даръ любви Отца небеснаго, ниспосылаемый свыше ради ходатайства о тебѣ Единороднаго Сына Божія. Чувствуешь ли на себѣ удары несчастій и скорбей? Это — не жезлъ гнѣва и отверженія праведнаго Судіи, а наказаніе любви Отеческой, которая влечетъ тебя къ Единородному Своему Сыну: еюже бо любитъ Господь,наказуемъ: біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ: судими болотъ Господа наказу емся. данесъ міромъ осудимся {Евр.

12, 6* 1 Кор. 11, 32.). Ухмѣй же, воз- любленный, срѣтать всюду благоговѣйно мыслію и благодарнымъ сердцемъ всегда и во всемъ присущаго и всегда | благодѣющаго намъ Господа! Ые при- ! писываю, подобно древнимъ язычни- ! камъ, какому то безумному случаю того, что совершается въ насъ и для насъ благодатію и силою Господнею.

І Не спрашивай, подобно исцѣленному ! Господомъ слѣпцу: кто есть Сынъ Божій, да вѣрую въ Него?

б) Но особенно видимо и, такъ сказать, осязаемо присутствуетъ съ нами и является намъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ ' церкви Своей, которая есть тѣло Его, которая живетъ Его божественною жизнію, священнодѣйствуетъ Его божественною благодатію, все творитъ Его божественною силою и властію. Здѣсь- то, братіе мой, въ св. храмѣ, какъ въ собственномъ благодатномъ дому Своемъ, пребываетъ выну Господь нашъ не только вездѣприсущимъ Божествомъ, но и самою пречистою плотію и кровію Своею*, здѣсь то преимущественно мы и можемъ приближаться къ Нему вѣрою, любовію и упованіемъ, можемъ даже видѣть Его и слышать Его. Ибо ! здѣсь мы видимъ божественный ликъ*

I Его, который Онъ Самъ завѣщалъ церкви Своей, чудодѣйственно отпечат- лѣвъ его на у брусѣ, —ликъ, исполненный благости и милосердія, любви и состраданія, кротости и долготерпѣнія, но вмѣстѣ сіяющій божественнымъ величіемъ и святостію, нелицепріятнымъ судомъ и правдою. Здѣсь, въ храмѣ Божіемъ, Господь оставилъ намъ жи-

32 Мѣсяца іюль.

животворящій крестъ Сбой, на которомъ Онъ былъ распятъ, пострадалъ и умеръ для спасенія наеъ отъ проклятія и вѣчной смерти, которымъ упразднилъ имущаго державу смерти, сирѣчь діавола, который Онъ оставилъ намъ во свидѣтельство удовлетворенія правдѣ Вожіей за грѣхи всего міра и примиренія нашего съ Богомъ, въ залогъ Своей побѣдоносной силы, ограждающей вѣрныхъ отъ всѣхъ козней и навѣтовъ вражіихъ. Здѣсь св. евангеліе—этотъ божественный завѣтъ Его, въ которомъ Онъ завѣщалъ намъ, яко- оюе завѣща ему Отецъ, царство, который скрѣпленъ и запечатлѣнъ Его святѣйшею кровію, изліянною за грѣхи міра, въ которомъ благовѣствуется то же божественное слово Его, которое Онъ Самъ, Своими пречистыми устами, проповѣдывалъ во Іудеѣ.

Но сего мало. Въ храмѣ Божіемъ священ- нодѣйствуется самое таинство искупленія нашего, совершившееся на Голгоѳѣ въ крестной смерти Христовой. Здѣсь видимъ самое пречистое тѣло Его, за насъ ломимое во оставленіе грѣховъ, и самую пречистую кровь Его, за насъ изливаемую во оставленіе грѣховъ*, слышимъ Его Самого, призывающаго насъ къ Своей божественной трапезѣ: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое; пійте отъ нея вси, сія есть кровь Моя.