«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

чивши милость, впредь не отлучаться отъ Него11.

III. Братіе христіане, сохранимъ эти наставленія ^увѣщанія богомуд- раго нашего святителя Тихона задон- скаго въ глубинѣ нашихъ сердецъ и будемъ всегда помнить, что грѣхъ есть величайшее зло, отъ котораго нужно всѣми мѣрами стараться уклоняться,

ибо для заглажденія его потребовалась столь великая жертва и столь тяжкія страданія, какъ страданія на крестѣ Голгоѳскомъ, Господа и Бога и Спаса нашего I. Христа, Которому купно со Отцемъ и Св. Духомъ слава и благодареніе во вѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. по твор. св. Тихона задонскаго).

Одиннадцатый день.

Св. благовѣрная княгиня Ольга.

(Въ христіанской вѣрѣ великое и неоцѣненное благо).

I. Св. благовѣрная великая княгиня Ольга, память коей совершается нынѣ, по преданію, была родомъ изъ псковской области. Случайно сдѣлалась она «упругой великаго князя кіевскаго Игоря и по смерти его, въ 946 г., была правительницею государства, за малолѣтствомъ сына ея Святослава. Въ началѣ управленія своего, она прежде всего старалась отмстить сосѣднему племени — древлянамъ, которые были враждебны русскимъ и особенно возбуждали гнѣвъ Ольги тѣмъ, что коварно умертвили мужа ея Игоря. Эту месть Ольга исполнила съ такою хитростію и жестокостію, которыя въ тѣ времена были обычнымъ явленіемъ •среди язычниковъ, коихъ сердце не было смягчаемо любовію Христовою. О мести и хитростяхъ Ольги лѣтописецъ разсказываетъ, что когда дре- влянскій князь Малкъ прислалъ просить руки ея, Ольга обманула пословъ, заманила ихъ къ себѣ и приказала живыхъ закопать въ яму; еще присланныхъ отъ древлянъ пословъ изъ знаменитыхъ гражданъ она сожгла въ банѣ,—а другихъ умертвила на могилѣ мужа, хитростію заманивъ ихъ для его помина. Самый городъ древлянскій Ко- ростенъ она взяла другою хитростію: положивъ вмѣсто дани на жителей по три голубя и по три воробья съ каждаго двора, велѣла привязать къ этимъ птицамъ зажженный трутъ съ сѣрою и пустить на волю: они возвратились съ огнемъ въ гнѣзда и произвели пожаръ. Овладѣвъ такимъ образомъ городомъ, Ольга осудила на смерть старѣйшихъ гражданъ, а прочихъ обложила

тяжелою данью. Одаренная великимъ умомъ, она не могла не замѣтить превосходства христіанской вѣры предъ языческой. Скоро сердце ея измѣнилось евангельскою чистотою и христіанскою любовію, совершенно чуждою языческой мстительности и совершенно возродилось. По принятіи крещенія въ Константинополѣ, Ольга сдѣлалась совершенно иною. Вмѣсто мстительности и жестокости, она всюду проявляла смиреніе и любовь христіанскую. Путешествуя по разнымъ областямъ и городамъ Россіи, она всюду являлась милосердною и благоприклонною къ исполненію справедливыхъ просьбъ, строила храмы и украшала ихъ; словомъ заботилась о томъ, чтобы свѣтъ истиннаго богопознанія озарилъ всю землю русскую. Вотъ какіе благіе плоды принесла христіанская вѣра, какъ самой благовѣрнойвеликойкнягинѣ Ольгѣ, такъ и ея подданнымъ!

II. Братія христіане! Только въ христіанской вѣрѣ великое и притомъ неоцѣненное благо.

а) Безъ твердой вѣры во Христа мы бы остались чадами гнѣва Божія и насъ неминуемо ожидало .бы вѣчное осужденіе. Но слава и благодареніе Господу Богу, воззвавшему насъ изъ тьмы въ чудный свѣтъ Свой и давшему намъ право быть сынами и наслѣдниками Его небеснаго царствія!

Вѣдь мы не испытали страшнаго состоянія быть внѣ свѣта евангельскаго, въ тьмѣ душевной, въ томленіяхъ и мученіяхъ совѣсти, въ страхѣ гнѣва небеснаго, безъ надежды прощенія и помилованія. Со дня рожденія нашего св. церковь приняла насъ подъ свой кровъ, возродила насъ купелію крещенія въ жизнь вѣчную и соединила насъ въ таинствѣ св. причащенія со Христомъ. Посему будемъ дорожить своею православною христіанскою вѣрою, въ

42 Мѣ с я ц ъ іюль.

которой родились и безъ свѣта которой не жили.

б) Вѣра устрояетъ благоденствіе ,людей.