«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

228 Мѣ с я ц ъ с е нт яб рь .

жизнь преподобнаго Сѵмеона столпника, что безъ труда ни въ чемъ не успѣешь,—не успѣешь и въ спасеніи души. А что для насъ дороже нашей души? jКая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщепитъ (сдѣлаетъ ее пустою), или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою т. е. чѣмъ человѣкъ вознаградитъ потерю души своей? напоминаетъ Господь каждому изъ насъ, побуждая тѣмъ трудиться всѣми силами для спасенія своей души. Припомнимъ и другое изреченіе Спасителя: царство небесное силою берется. И только употребляющіе усиліе достигаютъ его (Мѳ. 11, 12). Аминъ. ч(Сост. по проп. прилож. къ „Рук. для с. пастырѣ за 1885 г.).

Поуч. 2-е. Препод. Сѵмеонъ етолпниыь.

(Урока изъ его оюизни а) наше жительство на небѣ; б) должно у приманятъ: я въ молитвѣ и в) путь въ царствіе небесное—путь скорбей).

I. Преподобный Сѵмеонъ, нынѣ прославляемый, будучи тринадцати лѣтъ, усердно молился Богу, да покажетъ ему путь спасенія. Однажды Господь вразумилъ его слѣдующимъ видѣніемъ: Сѵмеону приснилось, что онъ копаетъ землю, чтобы положить основаніе для зданія, и слышитъ голосъ: „копай глубжеи. Потрудившись нѣсколько времени, онъ остановился, думая, что достаточно глубины для твердаго основанія, но опять услышалъ голосъ: „копай глубже“. То же повторилось и въ третій разъ, и тогда Сѵмеонъ продолжалъ трудиться безостановочно, пока не услышалъ голоса, который сказалъ ему: „перестань, основаніе твердой Изъ этого видѣнія Сѵмеонъ позналъ, что для полученія спасенія необходимъ трудъ, и при томъ трудъ непрерывный и неослабный. Преп. Сѵмеонъ, дѣйствительно, началъ трудиться необыкновеннымъ образомъ, обуздывая грѣховныя страсти. Онъ началъ съ того, что взошелъ на высокій холмъ и приковалъ себя къ камню. Ыо когда увидѣлъ его въ такомъ положеніи св. Мелетій антіохійскій, онъ не похвалилъ его вещественныхъ оковъ, сказавши, что человѣкъ можетъ владѣть собою и безъ оковъ, силою воли.

Услышавъ такія слова, Сѵмеонъ немедленно снялъ съ себя оковы и предпринялъ другой подвигъ, дотолѣ еще- неслыханный: онъ соорудилъ столпъ сначала въ 6 локтей (локоть равняется 14вершкамъ), но потомъ, съ помощію благочестивыхъ посѣтителей, столпъ возвышенъ былъ до 40 локтей. Подвизаясь на столпѣ, преподобный терпѣлъ и зной и холодъ. Одна только ветхая мантія и монашескій куколь защищали его отъ вѣтра, дождя и всякой непогоды. Но ничто не могло заставить преподобнаго измѣнить образъ своего подвижничества. До конца своей жизни онъ устоялъ въ своемъ подвигѣ, не сходя со столпа внизъ. Необыкновенный подвигъ преподобнаго- и слава его чудотвореній привлекли къ нему многихъ посѣтителей изъ разныхъ странъ. Нѣкоторые изъ нихъ устроили для себя тутъ постоянныя жилища и такимъ образомъ у подножія столпа образовался какъ бы шумный городъ. Преподобный желалъ паче всего уединенія и безмолвія, но такова была воля Божія, что сей свѣтильникъ, стоявщій на свѣщницѣ, не могъ укрыться отъ взоровъ людскихъ, на долженъ былъ свѣтить людямъ, чтобы они, видя добрыя дѣла преподобнаго,, прославляли Отца небеснаго (Мѳ. 5,

15, 16). Не въ одномъ молитвенномъ подвигѣ состояло служеніе преп. Сѵмеона* нѣтъ, преподобный принималъ живое участіе и въ дѣлахъ общественныхъ. Ночь проводилъ онъ на молитвѣ, а днемъ поучалъ онъ окружавшій; его народъ, проповѣдывалъ евангеліе, подавалъ совѣты требующимъ, примирялъ враждующихъ и исцѣлялъ больныхъ. Стоя на одномъ мѣстѣ, преподобный также былъ полезенъ церкви,, какъ еслибы проходилъ съ своею проповѣдію разныя страны. Отрѣшаясь постепенно отъ пристрастія къ землѣ и всему земному и постоянно устремляясь къ небу, преподобный Сѵмеонъ достигъ такого благодатнаго состоянія, какого сподобился ап. Павелъ (2 Кор. 12, 4). Преподобный, находясь однажды въ духовномъ восторгѣ, былъ возведенъ на седьмое небо и тамъ видѣлъ предивныя вещи: видѣлъ рай, сады, палаты, видѣлъ Адама и благоразумнаго разбойника; въ другой разъ. онъ видѣлъ I. Христа на высокомъ престолѣ*, одесную его былъ рай и.

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 229

души праведныхъ, а ошуюю—адъ. Преподобный скончался въ молитвенномъ предстояніи предъ Господомъ, будучи 103 лѣтъ. Когда императоръ хотѣлъ нетлѣнные останки преподобнаго имѣть въ своей столицѣ, то жители Антіохіи воспротивились сему и •сказали: „градъ нашъ не имѣетъ каменныхъ стѣнъ, для сего да почиваетъ у насъ святое Сѵмеоново тѣло; оно Антіохіи будетъ стѣною и защищеніемъ

II. Изумителенъ подвигъ преподобнаго Сѵмеона! Конечно, мы, слабые, не можемъ быть подражателями ему. Но все же мы можемъ извлечь изъ него нѣкоторое назиданіе.

а) Преподобный своимъ подвигомъ на высокомъ столпѣ учитъ насъ, что наше жительство не внизу—на землѣ, но наверху— на небѣ и что туда мы и должны стремиться всѣмъ своимъ существомъ. Горѣ имѣемъ ■сердца, такъ взываетъ кънамъсв. церковь, требуя, чтобы мы на молитвѣ отложили всякое житейское попеченіе и думали только о небесномъ.Моргая ..мудрствуйте, а не земная, учитъ св. апостолъ Павелъ. Вѣдь на землѣ мы гости; наше вѣчное отечество, нашъ родной домъ —на небѣ; но въ гостяхъ хорошо, а дома лучше; къ родному дому естественно и стремиться душею. Блаженный Августинъ говоритъ: „какое воспоминаніе должно быть для тебя, вѣрующій христіанинъ, странствующій на сей землѣ, слаще воспоминанія о томъ небесномъ градѣ, въ который ты путешествуешь? Если ты не имѣешь желанія достигнуть этого града, тоты никогда не будешь гражданиномъ его. Научись отъ полеваго цвѣтка: хотя

В т о р О

Поуч. 1-е. Св. мученикъ Мамашъ.

{Уроки изъ его о/сизни: а) промыслъ Божій въ жизни сиротъ; б) добрыя стороны сиротства и в) увѣщаніе заботиться о сиротахъ).