«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

10). Самъ антихристъ, человѣкъ беззаконія, сь'нъ погибели, придетъ, какъ открываетъ апостолъ, въ знаменахъ и чудесѣхъ ложныхъ, и во всякой льсти неправды; и Господь Іисусъ убіетъ ею Духомъ устъ Своихъ (2 Сол. 2—4, 8—10). Лжецы и обманщики часто думаютъ про себя въ ослѣпленіи: мы заключили союзъ съ смертію, и съ пре- исподнею сдѣлали договоръ; когда все- поражающій бичъ будетъ проходить, онъ не дойдетъ до насъ, потому что ложь мы сдѣлали убѣжищемъ для себя, и обманомъ прикроемъ себя (Ис. 28, 15). Но Господь такъ разрушаетъ ихъ замыслы: напрасны надежды ваши на ложь! Союзъ вашъ со смертію рушится, и договоръ вашъ съ преисподнею не устоитъ. Когда пойдетъ всепора- жающій бичъ, вы будете попраны! (17—18). И это — еще въ настоящей жизни.

г) А что грозитъ лжецамъ въ будущей жизни, — послушайте вотъ слово Самого Господа, сѣдящаго на престолѣ: невѣрнымъ и сквернымъ, и убійцамъ, и блудъ гь чары творягцимъ, идоложерцемъ, и всѣмъ лживымъ (слышите: лживыхъ Онъ полагаетъ такъ сказать на однихъ вѣсахъ съ невѣрными и другими беззаконниками, и присуждаетъ имъ одно и то же наказаніе) — часть имъ въ езерѣ горящемъ огнемъ и оюупеломъ! (Апок. 21, 8).—Итакъ, ложь и обманъ, по ученію Христову, происходятъ отъ діавола, и онъ-то, овладѣвъ устами и сердцемъ людей, сплетаетъ въ нихъ

236 Мѣ с я ц ъ с е нт ябр ь .

ложъ; поэтому лжецы — дѣти діавола, который есть отецъ лжи; ложь не меныпе другихъ тяжкихъ грѣховъ, потому что большею частію произносится безъ нужды, добровольно и съ намѣреніемъ; а за это и наказывается наравнѣ съ другими тяжкими беззаконіями.

III. Ужели послѣ всего этого мы осмѣлимся еще играть этимъ адскимъ огнемъ, то - есть языкомъ лживымъ, опаляющимся, по слову апостола, отъ самой геенны? Ужели не будемъ въ сокрушеніи сердца взывать съ Давидомъ: положи, Господа, храненіе у атомъ моимъ и дверь огражденія о устахъ моихъ! Не уклони сердце мое вь словеса лукавости! (Пс. 140, 3, 4). За одно слово лживое Ананія и Сапфира были поражены судомъ Божіимъ. А наши лжи и обманы развѣ простительнѣе? развѣ не подлежатъ тому же суду Божію?.. Ахъ, какъ мы обманываемся,

Ч е т в е р т

Поуч. 1-ое. Св. священномученикъ Вавила.

( О почитаніи духовныхъ наставниковъ).

I. Св. священномученикъ Вавила, память коего совершается нынѣ, былъ епископомъ въ Антіохіи, во времена гоненія отъ Декія. Декій, устроивъ праздникъ въ честь идоловъ и принести въ жертву, бывшаго у него заложникомъ, персидскаго царевича, захотѣлъ войти въ храмъ христіанскій, чтобы оскве]Энить его. Въ это время отправлялъ службу въ храмѣ св. Вавила. Онъ не пустилъ царя въ храмъ. Царь побоялся настаивать, потому что въ храмѣ было много христіанъ. На другой девь онъ приказалъ сжечь храмъ и представить къ себѣ св. Вавилу. „Знаешь ли, какое зло сдѣлалъ и какой казни заслуживаешь ты, оскорбивъ царскую личность?11 сказалъ царь Вавилѣ. Вавила отвѣчалъ: „Царскую личность я не оскорблялъ,а только удержалъ того, кто хотѣлъ осквернить святыню Божію! Мнѣ Сэмъ Царь небесный повелѣлъ оберегать отъ волковъ данное мнѣ стадо11. — „Ты получишь прощенье, если поклонишься богамъ вашимъ11, продолжалъ царь. — „Я готовъ принять казнь, но отъ Бога не отступлю. Я желалъ бы и тебя внесли

такъ думаемъ! Мы также, какъ они, лжемъ предъ Духомъ Божіимъ, Который и обличаетъ насъ въ нашей совѣсти; и если не погибаемъ, какъ они, то потому только, что долготерпѣніе Божіе ждетъ нашего покаянія. Или вы думаете, говоритъ намъ Господь нашъ, что они были грѣшнѣе васъ, когда такъ строго наказаны? Ни, глаголю вамъ, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете! (Лук.13,3).

Итакъ, братія, отвергнувъ ложь, будемъ говорить истину каждый ближнему своему, прогонимъ изъ сердца нашего и отъ устъ нашихъ духа лжи, и дадимъ мѣсто Духу истины, чтобы не быть намъ чадами діавола, но чадами Божіими и наслѣдниками того града пресвѣтлаго, Іерусалима небеснаго, въ который не войдетъ ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи! (Апок. 21,27). Аминъ. (Сост. по пропов. Георгія Конуснаго, архіеп. бѣлорусскаго).

ы й день.

вести изъ мрака и избавить отъ геенны, которую ты самъ себѣ готовишь и къ которой призываешь другихъ11. Услышавъ о взятіи на судъ Вавилы, пришли въ судилище трое братьевъ, учениковъ его: Урванъ, ІІрилидіанъ и Еп- полоній, отроки. „Чьи эти дѣти?11 спросилъ царь. „Мой по духу11, отвѣчалъ Вавила. „Есть ли у васъ мать?11 спросилъ царь отроковъ. „Есть, отвѣчали они, но мы любимъ Вавилу больше матери, потому что онъ заботится о спасеніи душъ нашихъ". Отыскали матъ Христодулу. Та сказала, что отроки — ея дѣти, но она отдала ихъ Вавилѣ, чтобы онъ привелъ ихъ въ царство небесное. Царь приказалъ бить мать, дѣтей же началъ ласкать, а потомъ бить за непослушаніе, наконецъ, вмѣстѣ съ Вавилою, привязавъ къ дереву, жечь огнемъ. „Что пользы, что ты отдаешь себя и дѣтей на смерть? сказалъ царь Вавилѣ Ты позаботился бы, чтобы они не погибли въ цвѣтѣ юности11. Святой мученикъ отвѣчалъ: „тебѣ, царь, слѣдовало бы заботиться

о пользѣ своего государства и бороться со врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь насъ неповинныхъ ни въ чемъ". Царь разгнѣвался и приказалъ отсѣчь головы всѣмъ четверымъ мученикамъ. Это было въ 251 г. Ио