«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

христіане должны слѣдовать ихъ примѣру: ѵумоляю васъ: подражайте мнѣ, какъ я Христу^ (1 Коринѳ. 4—16), говоритъ св. ап. Павелъ*, они обязаны подражать ихъ вѣрѣ: „по минайте наставниковъ вашихъ, которые проповѣдывали вамъ слово Божіе, и взирая на кончину ихъ жизни, подражайте вѣрѣ ихъ“ (Евр. 13—7)*, они должны почитать и уважать ихъ: „достойно начальствующимъ пресвитерамъ должно оказывать сугубую честь, особенно тѣмъ, которые трудятся въ словѣ и ученіи^ (1 Тим. 5—17)*, ихъ долгъ молиться за нихъ: „умоляю васъ, братія, Господомъ нашимъ I. Христомъ и любовію Духа, подвизаться со мною въ молитвахъ за меня къ Богу (Римл. 15 — 30). Молитесь за насъ^, учитъ св. ап. Павелъ (Евр. 13—18)*, истинные христіане всегда ясно и опредѣленно

сознаютъ свою обязанность обезпечивать содержаніе своихъ духовныхъ пастырей:

„наставляемый словомъ дѣлись всякимъ добромъ съ наставляющимъ^. (Галат. 6—6).—Писаніе говоритъ: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящійся достоинъ награды своей (1 Тим. 1 — 18). —Отправляя 12 апостоловъ на проповѣдь, I. Христосъ сказалъ имъ: „не берите съ собою ни золота, ни серебра, ни мѣди въ поясы свой, ни сумы на дорогу, ни двухъ одеждъ, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящійся достоинъ про- пита,ніяа (Матѳ. 10—10).

б) Подобныя наставленія даютъ и св отцы церкви. Такъ св. Іоаннъ Златоустъ пи шетъ: „учители должны превосходить плотскихъ Отцевъ, должны быть усерднѣе ихъ. Но и дѣти должны питать любовь къ нимъ. Повинуйтеся, говоритъ св. апостолъ Павелъ, наставникомъ вашимъ и покоряйтеся, зная, что тіи бдятъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17). Скажи же мнѣ: почему, тогда какъ наставникъ твой подлежитъ такой опасной отвѣтственности, ты не хочешь даже слушать его, и притомъ — для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно, онъ безпокоится, пока все, касающееся и тебя, не будетъ исправно, и отдастъ двойной отчетъ. Представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждомъ изъ подчиненныхъ. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна такимъ опасностямъ? Не можешь предложить ничего равнаго; ты еще не положилъ за него души своей, а онъ полагаетъ за тебя душу свою. Если же онъ не положитъ ея здѣсь по требованію обстоятельствъ, то погубитъ ее тамъ, а ты не хочешь повиноваться ему даже въ словахъ!“

„Кто почитаетъ священника, учитъ тотъ же св. отецъ церкви, тотъ постепенно будетъ почитать и Бога: а кто сталъ презирать священника, тотъ постепенно дойдетъ когда-нибудь и до оскорбленія Бога. Иже васъ пріемлетъ, сказалъ Господь, Меня пріемлетъ (Матѳ. 10, 40)*, священникамъ Его, сказано въ другомъ мѣстѣ, воздавай честь (Числ. 18, 8). Іудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали въ него камнями. Кто благоговѣетъ предъ священникомъ, тотъ тѣмъ болѣе будетъ благоговѣть предъ Богомъ^.

238 Мѣ с я ц ъ с е нт яб рь .

„Хотя бы священникъ былъ нечестивъ,

учитъ тотъ же златословесный учитель., но Богъ, видя, что ты изъ благоговѣнія къ Нему почитаешь даже недостойнаго чести, Самъ воздастъ тебѣ награду. Если пріемки пророка во имя пророче, какъ говоритъ Господь, мзду пророку пріиметъ (Мѳ. 10, 41)*, то, конечно,, получитъ награду и тотъ, кто уважаетъ священника, слушается его и повинуется ему. Если въ дѣлѣ страннопріимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь къ себѣ, ты получаешь такую награду; то тѣмъ болѣе получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелѣлъ Господь^. „Развѣ ты не зна ешь, спрашиваетъ тотъ же отецъ церкви, что такое — священникъ? Онъ — ангелъ Господа. Развѣ свое говоритъ онъ? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившаго его, Бога“.

в) Весьма живой примѣръ глубокаго почтенія и признательности къ духовному наставнику представляетъ между прочимъ и св. Симеонъ столпникъ, память коего церковь праздновала два дня тому назадъ. Преп. Симеонъ былъ сынъ земледѣльца. Въ юности своей лѣтомъ онъ пасъ овецъ отца своего, а зимою помогалъ ему въ домашнемъ хозяйствѣ. При всемъ томъ онъ имѣлъ досугъ ходить къ богослуженію.

Въ одинъ изъ воскресныхъ дней юный Симеонъ пришелъ съ своими родителями къ литургіи. Съ благоговѣніемъ слушая чтеніе и пѣніе, онъ съ особеннымъ вниманіемъ остановился на словахъ евангелія, изъ которыхъ на тотъ разъ читалась нагорная проповѣдь Спасителя о девяти блаженствахъ. Но такъ какъ онъ не понималъ значенія этой проповѣди, то обратился къ стоявшему подлѣ него старцу и спросилъ: „что такое: блажени нищіи духомъ, блажени плачущіе и т. д.?“ (Матѳ. 5, 3—11). Старецъ объяснилъ ему непонятное и произвелъ такое дѣйствіе на тринадцатилѣтняго Симеона, что онъ тутъ же воспламенился желаніемъ достигнуть царства небеснаго по ученію евангельскихъ блаженствъ.

Чувствуя, сколько обязанъ старцу за вразумленіе, Симеонъ, по выходѣ изъ церкви, упалъ ему въ ноги и, принося благодарность, между прочимъ, говорилъ такъ: „ты мнѣ отецъ, ты мнѣ мать, ты учитель благочестія и вождь

моего спасенія!“ Объ этомъ происшествіи въ своей юности Симеонъ всегда хранилъ пріятное воспоминаніе, и уже въ старости, разсказывая о немъ блаженному Ѳеодориту, съ благодарностью отозвался о своемъ добромъ наставникѣ.

III. Итакъ, возлюбленные мой братія, зная, какъ велико, отвѣтственно и необходимо служеніе духовныхъ пастырей нашихъ, будемъ ихъ всемѣрно почитать, т. е. любить ихъ, повиноваться имъ въ дѣлахъ духовныхъ и оказывать возможное содѣйствіе ихъ св. служенію, помня, что не почитающій пастыря духовнаго не почитаетъ Самого I. Христа. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поуч. 2-е. Св. священномученикъ Вавила.