«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

учитъ тотъ же златословесный учитель., но Богъ, видя, что ты изъ благоговѣнія къ Нему почитаешь даже недостойнаго чести, Самъ воздастъ тебѣ награду. Если пріемки пророка во имя пророче, какъ говоритъ Господь, мзду пророку пріиметъ (Мѳ. 10, 41)*, то, конечно,, получитъ награду и тотъ, кто уважаетъ священника, слушается его и повинуется ему. Если въ дѣлѣ страннопріимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь къ себѣ, ты получаешь такую награду; то тѣмъ болѣе получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелѣлъ Господь^. „Развѣ ты не зна ешь, спрашиваетъ тотъ же отецъ церкви, что такое — священникъ? Онъ — ангелъ Господа. Развѣ свое говоритъ онъ? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившаго его, Бога“.

в) Весьма живой примѣръ глубокаго почтенія и признательности къ духовному наставнику представляетъ между прочимъ и св. Симеонъ столпникъ, память коего церковь праздновала два дня тому назадъ. Преп. Симеонъ былъ сынъ земледѣльца. Въ юности своей лѣтомъ онъ пасъ овецъ отца своего, а зимою помогалъ ему въ домашнемъ хозяйствѣ. При всемъ томъ онъ имѣлъ досугъ ходить къ богослуженію.

Въ одинъ изъ воскресныхъ дней юный Симеонъ пришелъ съ своими родителями къ литургіи. Съ благоговѣніемъ слушая чтеніе и пѣніе, онъ съ особеннымъ вниманіемъ остановился на словахъ евангелія, изъ которыхъ на тотъ разъ читалась нагорная проповѣдь Спасителя о девяти блаженствахъ. Но такъ какъ онъ не понималъ значенія этой проповѣди, то обратился къ стоявшему подлѣ него старцу и спросилъ: „что такое: блажени нищіи духомъ, блажени плачущіе и т. д.?“ (Матѳ. 5, 3—11). Старецъ объяснилъ ему непонятное и произвелъ такое дѣйствіе на тринадцатилѣтняго Симеона, что онъ тутъ же воспламенился желаніемъ достигнуть царства небеснаго по ученію евангельскихъ блаженствъ.

Чувствуя, сколько обязанъ старцу за вразумленіе, Симеонъ, по выходѣ изъ церкви, упалъ ему въ ноги и, принося благодарность, между прочимъ, говорилъ такъ: „ты мнѣ отецъ, ты мнѣ мать, ты учитель благочестія и вождь

моего спасенія!“ Объ этомъ происшествіи въ своей юности Симеонъ всегда хранилъ пріятное воспоминаніе, и уже въ старости, разсказывая о немъ блаженному Ѳеодориту, съ благодарностью отозвался о своемъ добромъ наставникѣ.

III. Итакъ, возлюбленные мой братія, зная, какъ велико, отвѣтственно и необходимо служеніе духовныхъ пастырей нашихъ, будемъ ихъ всемѣрно почитать, т. е. любить ихъ, повиноваться имъ въ дѣлахъ духовныхъ и оказывать возможное содѣйствіе ихъ св. служенію, помня, что не почитающій пастыря духовнаго не почитаетъ Самого I. Христа. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поуч. 2-е. Св. священномученикъ Вавила.

(Съ порочнымъ не дружись).

I. Изъ жизни св. священномученика Вавилы извѣстно, что трое учениковъ его: Прилидіанъ, Урванъ и Епполоній возлюбили своего св. наставника больше своихъ родителей и вмѣстѣ съ нимъ пострадали за Христа, наслѣдовавъ, благодаря руководительству св. Вавилы, жизнь вѣчную въ царствѣ небесномъ. Ихъ примѣръ учитъ и всѣхъ юношей искать дружбы не съ порочными, а съ людьми благочестивыми. Дружба съ порочнымъ рано или поздно можетъ подвергнуть и душу и тѣло наше величайшей опасности. Въ этомъ убѣждаетъ насъ и слово Божіе и жизнь человѣческая.

II. а) Слово Боэісіе говоритъ, что потомки Сиѳа, сына Адамова, жили добродѣтельно и богоугодно во все время, пока былъ живъ Адамъ, за что священное писаніе и называетъ ілъъ сынами Божіими; они не смѣшивались съ беззаконными потомками Каина,которыхъ слово Божіе называетъ сынами человѣческимгі. Но по смерти праотца Адама благочестіе сыновъ Божіихъ стало ослабѣвать; по смерти Сиѳа они и совсѣмъ развратились, а причиною сего развращенія было то, что они сблизились съ нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тѣсное знакомство и дружба съ людьми порочными кого не развратитъ? Хорошо сказано въ псалмахъ: съ преподобнымъ преподобенъ будеши, и со строптивымъ развратишися (Пс. 17, 26— 27). А Іисусъ, сынъ Сираховъ, душе-

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 239

вредную дружбу съ людьми порочными уподобляетъ смолѣ* онъ говоритъ: касалися смолѣ очернится, и пріобщалися гордому точенъ ему будетъ (13,1). Такъ же точно слѣдуетъ разсуждать не объ одной гордости, но и о всякомъ другомъ грѣхѣ, и особенно о нечистотѣ плотскаго грѣха: всякій кто заводитъ дружбу съ порочнымъ человѣкомъ, отъ него же научится и пороку его, и очернитъ себя, какъ очерняется человѣкъ, прикасающійся смолѣ. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратныхъ смолѣ: какъ смола черна и прилипчива, какъ она легко пристаетъ ко всякой вещи, а когда загорится, то издаетъ смрадный дымъ, и пламень ея бываетъ трудно погасить: такъ и гнусныя дѣла беззаконныхъ мрачны, отвратительны и черны, какъ эѳіопы. И говоритъ таковымъ Самъ Богъ въ книгѣ пророка Амоса: не якоже ли сы- нове эѳіопстіы. вы есте Мнѣ, сынове израилевы (9; 7)? Когда, говоритъ, вы развратились, не стали ли въ очахъ Моихъ такими же темнообразными, какъ эѳіопляне? Всякій грѣшникъ есть черный эѳіопъ, онъ ненавидитъ свѣта и не приходитъ къ свѣту, да не обличатся дѣла его, яко лукава суть (Іоан.

3, 20). И тому, кто водитъ дружбу съ такими эѳіопами, очерненными, какъ смолою, своими гнусными дѣлами, нельзя не очерниться: вѣдь зло прилипчи во, оно легко пристаетъ къ человѣку, который по самой природѣ своей больше склоненъ къ злому, чѣмъ къ доброму, какъ сказано въ писаніи: прилетитъ помышленіе человѣку прилежно на злая отъ юности его (Выт. 8, 21). А какъ скоро человѣкъ, подружившись съ порочными людьми, начинаетъ и самъ развращаться, и подобно смолѣ возжигаться огнемъ грѣховнымъ, то онъ уже начинаетъ испускать и злосмрадный дымъ соблазна, злословія, безстыдства*, повсюду, точно дымъ по вѣтру, распространяется о немъ худая молва, и всѣ люди добрые сторонятся отъ него... Когда же грѣхъ обратится для него въ привычку, то уже трудно исправить его, подобно тому, какъ нелегко бываетъ загасить загорѣвшуюся смолу. Вотъ почему Богъ повелѣваетъ: изыдите отъ среды ихъ, и отлучитеся, и нечистотѣ ихъ не прикасайтеся: и Азъ пріиму вы, и буду вамъ во Отца (2 Кор. 6, 17, '18). А

св. ап. Петръ такъ умоляетъ: спасай- теся отъ рода сего строптиваго (Дѣян.