«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Съ порочнымъ не дружись).

I. Изъ жизни св. священномученика Вавилы извѣстно, что трое учениковъ его: Прилидіанъ, Урванъ и Епполоній возлюбили своего св. наставника больше своихъ родителей и вмѣстѣ съ нимъ пострадали за Христа, наслѣдовавъ, благодаря руководительству св. Вавилы, жизнь вѣчную въ царствѣ небесномъ. Ихъ примѣръ учитъ и всѣхъ юношей искать дружбы не съ порочными, а съ людьми благочестивыми. Дружба съ порочнымъ рано или поздно можетъ подвергнуть и душу и тѣло наше величайшей опасности. Въ этомъ убѣждаетъ насъ и слово Божіе и жизнь человѣческая.

II. а) Слово Боэісіе говоритъ, что потомки Сиѳа, сына Адамова, жили добродѣтельно и богоугодно во все время, пока былъ живъ Адамъ, за что священное писаніе и называетъ ілъъ сынами Божіими; они не смѣшивались съ беззаконными потомками Каина,которыхъ слово Божіе называетъ сынами человѣческимгі. Но по смерти праотца Адама благочестіе сыновъ Божіихъ стало ослабѣвать; по смерти Сиѳа они и совсѣмъ развратились, а причиною сего развращенія было то, что они сблизились съ нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тѣсное знакомство и дружба съ людьми порочными кого не развратитъ? Хорошо сказано въ псалмахъ: съ преподобнымъ преподобенъ будеши, и со строптивымъ развратишися (Пс. 17, 26— 27). А Іисусъ, сынъ Сираховъ, душе-

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 239

вредную дружбу съ людьми порочными уподобляетъ смолѣ* онъ говоритъ: касалися смолѣ очернится, и пріобщалися гордому точенъ ему будетъ (13,1). Такъ же точно слѣдуетъ разсуждать не объ одной гордости, но и о всякомъ другомъ грѣхѣ, и особенно о нечистотѣ плотскаго грѣха: всякій кто заводитъ дружбу съ порочнымъ человѣкомъ, отъ него же научится и пороку его, и очернитъ себя, какъ очерняется человѣкъ, прикасающійся смолѣ. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратныхъ смолѣ: какъ смола черна и прилипчива, какъ она легко пристаетъ ко всякой вещи, а когда загорится, то издаетъ смрадный дымъ, и пламень ея бываетъ трудно погасить: такъ и гнусныя дѣла беззаконныхъ мрачны, отвратительны и черны, какъ эѳіопы. И говоритъ таковымъ Самъ Богъ въ книгѣ пророка Амоса: не якоже ли сы- нове эѳіопстіы. вы есте Мнѣ, сынове израилевы (9; 7)? Когда, говоритъ, вы развратились, не стали ли въ очахъ Моихъ такими же темнообразными, какъ эѳіопляне? Всякій грѣшникъ есть черный эѳіопъ, онъ ненавидитъ свѣта и не приходитъ къ свѣту, да не обличатся дѣла его, яко лукава суть (Іоан.

3, 20). И тому, кто водитъ дружбу съ такими эѳіопами, очерненными, какъ смолою, своими гнусными дѣлами, нельзя не очерниться: вѣдь зло прилипчи во, оно легко пристаетъ къ человѣку, который по самой природѣ своей больше склоненъ къ злому, чѣмъ къ доброму, какъ сказано въ писаніи: прилетитъ помышленіе человѣку прилежно на злая отъ юности его (Выт. 8, 21). А какъ скоро человѣкъ, подружившись съ порочными людьми, начинаетъ и самъ развращаться, и подобно смолѣ возжигаться огнемъ грѣховнымъ, то онъ уже начинаетъ испускать и злосмрадный дымъ соблазна, злословія, безстыдства*, повсюду, точно дымъ по вѣтру, распространяется о немъ худая молва, и всѣ люди добрые сторонятся отъ него... Когда же грѣхъ обратится для него въ привычку, то уже трудно исправить его, подобно тому, какъ нелегко бываетъ загасить загорѣвшуюся смолу. Вотъ почему Богъ повелѣваетъ: изыдите отъ среды ихъ, и отлучитеся, и нечистотѣ ихъ не прикасайтеся: и Азъ пріиму вы, и буду вамъ во Отца (2 Кор. 6, 17, '18). А

св. ап. Петръ такъ умоляетъ: спасай- теся отъ рода сего строптиваго (Дѣян.

2, 40); спасайтесь, говоритъ, какъ отъ неминуемой погибели, ибо по истинѣ было бы чудомъ, если бы кто, живя между строптивыми и развращенными, не погибъ совершенно. Мы удивляемся праведнымъ мужамъ: Ною, Аврааму, Лоту, Іову, Товиту, которые спаслись, обитая среди беззаконныхъ народовъ*, мы прославляемъ ихъ жизнь какъ чудное явленіе въ мірѣ. Хорошо сказалъ одинъ изъ греческихъ мудрецовъ, когда его спросили: что въ жизни достойно удивленія?—„Человѣкъ добрый между злымиа, отвѣчалъ онъ. Если встрѣтишь, говоритъ, одного добраго чело- кѣка среди множества людей развратныхъ, то удивляйся ему, какъ бычуду какому, потому что такіе люди не часто встрѣчаются,—не часто, ибо вси уклонишася, вкупѣ непотребпи быша, какъ говоритъ псалмопѣвецъ*, нѣсть творяй благостыню, шьетъ до единаго (Пс. 52, 4).

Что же за причина такого всеобщаго между людьми развращенія? Да та и причина, что люди соблазняютъ другъ друга и вредятся дурными примѣрами грѣховной жизни своей. Каждый видитъ дурную жизнь другого и соблазняется, и самъ начинаетъ дѣлать то же зло, ита- кимъ-то образомъ умножается число людей злыхъ и уменьшается число людей добрыхъ. Посему и Господь говоритъ въ евангеліи: горе міру отъ соблазнъ (Мѳ. 18. 7),—горе, ибо міръ полонъ соблазновъ, какъ полонъ и грѣховъ! Соблазняется зрѣніе, ибо сколько видится въ мірѣ совершающихъ беззаконія! Соблазняется слухъ, ибо сколько слышится въ мірѣ рѣчей льстивыхъ, хульныхъ, лживыхъ, нечестивыхъ!.. И кто можетъ избѣжать всѣхъ этихъ соблазновъ? Посему — горе міру отъ со- блазнъ\

б) Многіе, желая сохранить себя отъ соблазна, который въ міру встрѣчается на каждомъ шагу, убѣгали въ пустыни, укрывались въ горахъ и пещерахъ, лишь бы не видѣть, не слышать мірскихъ соблазновъ, среди которыхъ трудно спастись. И если противу живущихъ въ пустыняхъ, далекихъ отъ міра, воюютъ многія страсти и нѣкоторыхъ изъ нихъ даже совсѣмъ останавливаютъ на пути къ спасенію: то тѣмъ легче сіи страсти побѣждаютъ и совсѣмъ погубляютъ лю-

240 Мѣ с я ц ъ с ент яб р ь .

дей, живущихъ среди рода строптиваго и развращеннаго. Одинъ старецъ, обитавшій въ скиту, въ египетскихъ пустыняхъ, однажды пришелъ въ Александрію продать свое рукодѣліе, и, увидѣвъ тутъ юнаго монаха, который во- шелъ въ корчемницу, весьма опечалился; онъ дождался, пока монахъ вышелъ изъ корчемниды, отвелъ его въ сторону и сказалъ ему: „братъ! ужели ты не знаешь, какъ много сѣтей у діавола? Развѣ не знаешь ты, какъ мы, монахи, повреждаемся и отъ зрѣнія, и отъ слуха, когда бываемъ въ городѣ? А ты, молодой монахъ, ходишь въ корчемницу; вѣдь ты тамъ по неволѣ и слышишь и видишь все только грѣхъ; умоляю тебя, сынъ мой, бѣги въ пустыню, тамъ для монаха легче спасеніе при помощи Божіей11. Юный инокъ дерзко ему отвѣчалъ: „ступай прочь, старикъ! Богъ ничего отъ насъ не взыскиваетъ, было бы только сердце чи- стоа. Тогда старецъ воздѣлъ руки къ небу и сказалъ: „слава Тебѣ Воже! вотъ уже пятьдесятъ пять лѣтъ живу въ скиту пустынномъ, а сердца чистаго еще не стяжалъ; а этотъ братъ, и пребывая въ корчемницѣ, уже имѣетъ сердце чистое11. Сказалъ же это старецъ, чтобы только выразить свое удивленіе; на самомъ же дѣлѣ онъвовсе не вѣрилъ, чтобы кто-нибудь могъ, живя среди соблазновъ мірскихъ, стяжать сердце чистое. (Изъ твор. св. Димитрія ростовскаго).

III. „Какъ тѣло, скажемъ въ заключеніе словами св. Іоанна Златоустаго, часто погибаетъ отъ заразы испорченнаго воздуха, такъ точно и душа часто терпитъ вредъ отъ общенія съ людьми порочными; и какъ страждущій чесоткою сообщаетъ свою болѣзнь и здоровымъ, такъ точно случается часто и съ душею отъ общенія съ людьми порочными. Посему и Христосъ заповѣдалъ не только избѣгать такихъ людей, но и отвергать ихъ: аще же, говоритъ Онъ, око твое десное соблазняетъ тя, изми е и верзи oms себе (Матѳ. 5, 29), разумѣя въ этой заповѣди не глазъ,-ибо что худого можетъ сдѣлать глазъ, когда душа находится въ здоровомъ состояніи:—но друзей, близкихъ къ намъ и сдѣлавшихся какъ бы нашими членами, повелѣвая не дорожить нихъ дружбою, чтобы безопаснѣе содѣлывать собственное спасеніе. Посему

и пророкъ говоритъ: не сѣдохъсъ сонмомъ суетнымъ, и съ законопреступными не вниду (Пс. 25, 4). Влаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (Пс. 1, 1) Обыкновенно, не столько причиняютъ вреда дикіе звѣри, сколько порочные люди; тѣ явно производятъ свои ядовитыя дѣйствія, а эти нечувствительно и неслышно каждый день распространяютъ заразу, мало-по малу ослабляя силу добродѣтели. А ты, когда намѣреваешься поселиться въ городѣ, то много стараешься узнать все о тамошнемъ климатѣ, не вреденъ ли, не сыръ ли, не сухъ ли онъ; когда же дѣло касается души, то нисколько не стараешься узнать тѣхъ людей, съ которыми тебѣ приходится жить"...