«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

2, 40); спасайтесь, говоритъ, какъ отъ неминуемой погибели, ибо по истинѣ было бы чудомъ, если бы кто, живя между строптивыми и развращенными, не погибъ совершенно. Мы удивляемся праведнымъ мужамъ: Ною, Аврааму, Лоту, Іову, Товиту, которые спаслись, обитая среди беззаконныхъ народовъ*, мы прославляемъ ихъ жизнь какъ чудное явленіе въ мірѣ. Хорошо сказалъ одинъ изъ греческихъ мудрецовъ, когда его спросили: что въ жизни достойно удивленія?—„Человѣкъ добрый между злымиа, отвѣчалъ онъ. Если встрѣтишь, говоритъ, одного добраго чело- кѣка среди множества людей развратныхъ, то удивляйся ему, какъ бычуду какому, потому что такіе люди не часто встрѣчаются,—не часто, ибо вси уклонишася, вкупѣ непотребпи быша, какъ говоритъ псалмопѣвецъ*, нѣсть творяй благостыню, шьетъ до единаго (Пс. 52, 4).

Что же за причина такого всеобщаго между людьми развращенія? Да та и причина, что люди соблазняютъ другъ друга и вредятся дурными примѣрами грѣховной жизни своей. Каждый видитъ дурную жизнь другого и соблазняется, и самъ начинаетъ дѣлать то же зло, ита- кимъ-то образомъ умножается число людей злыхъ и уменьшается число людей добрыхъ. Посему и Господь говоритъ въ евангеліи: горе міру отъ соблазнъ (Мѳ. 18. 7),—горе, ибо міръ полонъ соблазновъ, какъ полонъ и грѣховъ! Соблазняется зрѣніе, ибо сколько видится въ мірѣ совершающихъ беззаконія! Соблазняется слухъ, ибо сколько слышится въ мірѣ рѣчей льстивыхъ, хульныхъ, лживыхъ, нечестивыхъ!.. И кто можетъ избѣжать всѣхъ этихъ соблазновъ? Посему — горе міру отъ со- блазнъ\

б) Многіе, желая сохранить себя отъ соблазна, который въ міру встрѣчается на каждомъ шагу, убѣгали въ пустыни, укрывались въ горахъ и пещерахъ, лишь бы не видѣть, не слышать мірскихъ соблазновъ, среди которыхъ трудно спастись. И если противу живущихъ въ пустыняхъ, далекихъ отъ міра, воюютъ многія страсти и нѣкоторыхъ изъ нихъ даже совсѣмъ останавливаютъ на пути къ спасенію: то тѣмъ легче сіи страсти побѣждаютъ и совсѣмъ погубляютъ лю-

240 Мѣ с я ц ъ с ент яб р ь .

дей, живущихъ среди рода строптиваго и развращеннаго. Одинъ старецъ, обитавшій въ скиту, въ египетскихъ пустыняхъ, однажды пришелъ въ Александрію продать свое рукодѣліе, и, увидѣвъ тутъ юнаго монаха, который во- шелъ въ корчемницу, весьма опечалился; онъ дождался, пока монахъ вышелъ изъ корчемниды, отвелъ его въ сторону и сказалъ ему: „братъ! ужели ты не знаешь, какъ много сѣтей у діавола? Развѣ не знаешь ты, какъ мы, монахи, повреждаемся и отъ зрѣнія, и отъ слуха, когда бываемъ въ городѣ? А ты, молодой монахъ, ходишь въ корчемницу; вѣдь ты тамъ по неволѣ и слышишь и видишь все только грѣхъ; умоляю тебя, сынъ мой, бѣги въ пустыню, тамъ для монаха легче спасеніе при помощи Божіей11. Юный инокъ дерзко ему отвѣчалъ: „ступай прочь, старикъ! Богъ ничего отъ насъ не взыскиваетъ, было бы только сердце чи- стоа. Тогда старецъ воздѣлъ руки къ небу и сказалъ: „слава Тебѣ Воже! вотъ уже пятьдесятъ пять лѣтъ живу въ скиту пустынномъ, а сердца чистаго еще не стяжалъ; а этотъ братъ, и пребывая въ корчемницѣ, уже имѣетъ сердце чистое11. Сказалъ же это старецъ, чтобы только выразить свое удивленіе; на самомъ же дѣлѣ онъвовсе не вѣрилъ, чтобы кто-нибудь могъ, живя среди соблазновъ мірскихъ, стяжать сердце чистое. (Изъ твор. св. Димитрія ростовскаго).

III. „Какъ тѣло, скажемъ въ заключеніе словами св. Іоанна Златоустаго, часто погибаетъ отъ заразы испорченнаго воздуха, такъ точно и душа часто терпитъ вредъ отъ общенія съ людьми порочными; и какъ страждущій чесоткою сообщаетъ свою болѣзнь и здоровымъ, такъ точно случается часто и съ душею отъ общенія съ людьми порочными. Посему и Христосъ заповѣдалъ не только избѣгать такихъ людей, но и отвергать ихъ: аще же, говоритъ Онъ, око твое десное соблазняетъ тя, изми е и верзи oms себе (Матѳ. 5, 29), разумѣя въ этой заповѣди не глазъ,-ибо что худого можетъ сдѣлать глазъ, когда душа находится въ здоровомъ состояніи:—но друзей, близкихъ къ намъ и сдѣлавшихся какъ бы нашими членами, повелѣвая не дорожить нихъ дружбою, чтобы безопаснѣе содѣлывать собственное спасеніе. Посему

и пророкъ говоритъ: не сѣдохъсъ сонмомъ суетнымъ, и съ законопреступными не вниду (Пс. 25, 4). Влаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (Пс. 1, 1) Обыкновенно, не столько причиняютъ вреда дикіе звѣри, сколько порочные люди; тѣ явно производятъ свои ядовитыя дѣйствія, а эти нечувствительно и неслышно каждый день распространяютъ заразу, мало-по малу ослабляя силу добродѣтели. А ты, когда намѣреваешься поселиться въ городѣ, то много стараешься узнать все о тамошнемъ климатѣ, не вреденъ ли, не сыръ ли, не сухъ ли онъ; когда же дѣло касается души, то нисколько не стараешься узнать тѣхъ людей, съ которыми тебѣ приходится жить"...

Будемъ же, братія мой возлюбя., и сами избѣгать порочныхъ людей и дурныхъ обществъ, и своихъ дѣтей хранить отъ нихъ, какъ зѣницу ока, да не погибнутъ они душею и тѣломъ и да не лишатся чрезъ то жизни не только временной, но и вѣчной. (Сост. свящ. Г. Д—ко по твор. св. Димитрія ростовскаго и св. I. Злат.).

Поуч. 3-ье. Св. пророкъ Моѵ- сѳй.

(Уроки изъ его оісизни: а) Промыслъ Божій въ жизни каждаго изъ насъ; б) не будемъ увлекаться блестящимъ внѣшнимъ положеніемъ, но служить единому Богу).

I. Между всѣми священными лицами Бременъ до пришествія Христова замѣчательнѣйшее есть пророкъ и Боговидецъ Могсей, память коего совершается нынѣ. Онъ избавилъ народъ еврейскій отъ рабства, чудесно извелъ его изъ Египта, далъ ему Богописанный законъ и привелъ его къ землѣ обѣтованной. Онъ первый священный и Богодухновенный бытописатель; его прославляла вся ветхозавѣтная церковь; на него почасту указывалъ Самъ Спаситель нашъ Христосъ, и съ нимъ бесѣдовалъ на Ѳаворѣ. Послушаемъ же, братіе, что повѣствуетъ о немъ святое бытописаніе.

Могсей родился въ Египтѣ въ самое злополучное время, когда именно вышло повелѣніе отъ египетскихъ царей бросать всѣхъ рождающихся еврейскихъ младенцевъ въ рѣку Нилъ. Мать Могсея, по рожденіи его, скрытно дер-

Мѣ с я ц ъ сент ябрь . 241

жала у себя три мѣсяца; наконецъ, предавшись въ волю Божій), взяла ка- мышевую корзинку, осмолила ее, положила въ нее сына-младенца и опустила въ воду въ заливѣ рѣки Нила. Между тѣмъ оставила свою дочь, сестру Могсея, и велѣла ей издали наблюдать, что случится съ младенцемъ. И вотъ, по смотрѣнію Божію, идетъ дочь царя-Фараона въ то самое время и на то самое мѣсто, гдѣ плавала корзинка съ младенцемъ. Увидѣвъ корзинку, царевна приказала служанкамъ своимъ взять ее и, вскрывъ, увидѣла въ ней младенца плачущаго, поняла, что этотъ младенецъ долженъ быть изъ дѣтей еврейскихъ, и по чувству состраданія рѣшилась сохранить ему жизнь. Смотря на это, сестра Могсе- ева подходитъ къ царевнѣ и говоритъ ей: „не угодно ли, я призову кормилицу для воспитанія этого младенца04, и, получивъ позволеніе, приводитъ къ ней свою мать. Такимъ образомъ Мог- сей избавился отъ смерти,возвратился въ лоно собственной своей матери, и уже безопасно воскормленъ ею и воспитанъ. Дивны судьбы Божій! Неизгла- голанна премудрость, благость и сила Промыслителя міра!