«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Будемъ же, братія мой возлюбя., и сами избѣгать порочныхъ людей и дурныхъ обществъ, и своихъ дѣтей хранить отъ нихъ, какъ зѣницу ока, да не погибнутъ они душею и тѣломъ и да не лишатся чрезъ то жизни не только временной, но и вѣчной. (Сост. свящ. Г. Д—ко по твор. св. Димитрія ростовскаго и св. I. Злат.).

Поуч. 3-ье. Св. пророкъ Моѵ- сѳй.

(Уроки изъ его оісизни: а) Промыслъ Божій въ жизни каждаго изъ насъ; б) не будемъ увлекаться блестящимъ внѣшнимъ положеніемъ, но служить единому Богу).

I. Между всѣми священными лицами Бременъ до пришествія Христова замѣчательнѣйшее есть пророкъ и Боговидецъ Могсей, память коего совершается нынѣ. Онъ избавилъ народъ еврейскій отъ рабства, чудесно извелъ его изъ Египта, далъ ему Богописанный законъ и привелъ его къ землѣ обѣтованной. Онъ первый священный и Богодухновенный бытописатель; его прославляла вся ветхозавѣтная церковь; на него почасту указывалъ Самъ Спаситель нашъ Христосъ, и съ нимъ бесѣдовалъ на Ѳаворѣ. Послушаемъ же, братіе, что повѣствуетъ о немъ святое бытописаніе.

Могсей родился въ Египтѣ въ самое злополучное время, когда именно вышло повелѣніе отъ египетскихъ царей бросать всѣхъ рождающихся еврейскихъ младенцевъ въ рѣку Нилъ. Мать Могсея, по рожденіи его, скрытно дер-

Мѣ с я ц ъ сент ябрь . 241

жала у себя три мѣсяца; наконецъ, предавшись въ волю Божій), взяла ка- мышевую корзинку, осмолила ее, положила въ нее сына-младенца и опустила въ воду въ заливѣ рѣки Нила. Между тѣмъ оставила свою дочь, сестру Могсея, и велѣла ей издали наблюдать, что случится съ младенцемъ. И вотъ, по смотрѣнію Божію, идетъ дочь царя-Фараона въ то самое время и на то самое мѣсто, гдѣ плавала корзинка съ младенцемъ. Увидѣвъ корзинку, царевна приказала служанкамъ своимъ взять ее и, вскрывъ, увидѣла въ ней младенца плачущаго, поняла, что этотъ младенецъ долженъ быть изъ дѣтей еврейскихъ, и по чувству состраданія рѣшилась сохранить ему жизнь. Смотря на это, сестра Могсе- ева подходитъ къ царевнѣ и говоритъ ей: „не угодно ли, я призову кормилицу для воспитанія этого младенца04, и, получивъ позволеніе, приводитъ къ ней свою мать. Такимъ образомъ Мог- сей избавился отъ смерти,возвратился въ лоно собственной своей матери, и уже безопасно воскормленъ ею и воспитанъ. Дивны судьбы Божій! Неизгла- голанна премудрость, благость и сила Промыслителя міра!

Воспитанный отрокъ представленъ былъ матерію дочери Фараоновой, которая усыновила его себѣ и оставила при дворѣ царскомъ. Въ то время египтяне были на высокой степени просвѣщенія, а потому и Могсей, какъ царедворецъ, наученъ былъ, по свидѣтельству апостола и первомученика СтеФана, всей премудрости египетской (Дѣян. 7: 22). Несмотря на то, Могсей, пришедъ въ совершенный возрастъ и видя бѣдственное положеніе своихъ собраній, душевно скорбѣлъ о нихъ и готовъ былъ лучше раздѣлять съ ними горькую ихъ участь, нежели оставаться въ славной долѣ у царя язычника. Случилось однажды, что онъ увидѣлъ египтянина, который билъ еврея, и въ пылу ревности, заступаясь за собрата, убилъ его и скрылъ въ пескѣ. Это однакожъ сдѣлалось гласнымъ и дошло до слуха самого царя- Фараона. Могсей, сохраняя свою жизнь, долженъ былъ тайно оставить царскій домъ и бѣжать изъ Египта. Пришедъ въ землю Мадіамскую, онъ остановился у одного благочестиваго мужа іофо- ра, вступилъ въ супружество съ до-

Кругъ Поуч:. т. П.

черію его, СепФорою, и сталъ проживать у него, занимаясь паствою овецъ. Въ одно время, находясь со стадомъ своимъ близь горы Хорива, Могсей увидѣлъ купину (кустарникъ), которая казалась горящею, но не сгорала. Въ намѣреніи узнать, что это такое, онъ подходитъ къ мѣсту, но вдругъ удерживается голосомъ, повелѣвающимъ ему снять съ ногъ сапоги, потому что мѣсто, на которомъ онъ стоитъ, свято. И вслѣдъ за тѣмъ слышитъ воззваніе: „Я Богъ отца твоего, Богъ Авраамовъ, Богъ Исааковъ и Богъ Іа- ковль; вижу страданіе людей Моихъ въ Египтѣ, слышу стоны и вопль ихъ и хочу вывесть ихъ изъ земли египетской въ землю, кипящую млекомъ и медомъ. Тыже иди теперь, Я посылаю тебя въ Египетъ къ царю Фараону, чтобы онъ отпустилъ народъ Мой“. Это говорилъ Самъ Богъ Израилевъ, явившійся Могсею въ горящей купинѣ. Могсей не разъ отрекался отъ столь труднаго для него порученія-, но Богъ вооружилъ его Своимъ вѣчнымъ и всемогущимъ именемъ —Сый, сооб- щилъему Свою крѣпкую и высокую руку, и далъ въ помощь ему брата его, Аарона. Могсей, возвратясь въ домъ І0Ф0ра, взялъ жену свою и дѣтей и отправился въ Египетъ-, на пути же, по устроенію Божію, встрѣтившись съ братомъ своимъ, оба пришли къ соотечественникамъ своимъ, сынамъ Израилевымъ, въ Египетъ, и по объявленіи имъ воли и милости Божіей къ нимъ, приняты были ими съ честію и радостію. Такъ Могсей сдѣлался великимъ избранникомъ Божіимъ и вступилъ въ чрезвычайное служеніе избавленія израильтянъ отъ рабства египетскаго. Какъ совершилось это великое избавленіе, и какими сопровождалось обстоятельствами, мы не будемъ говорить объ этомъ; а теперь скажемъ нѣчто въ собственное назиданіе наше.

II. а) Первѣе и замѣчательнѣе всего здѣсь представляется намъ великій и чудный промыслъ Божій, спасающій погибающихъ. Израильтяне, конечно, и не воображали, что будетъ когда-нибудь конецъ ихъ бѣдствію, и не могли ни откуда ожидать себѣ избавителя. Но что дѣлаетъ премудрый и всеблагій Богъ? Онъ собственными Божественными очами взираетъ на тяжкіе и мучительные труды израильтянъ, собственнымъ Божествен-

242 Мѣ с я ц ъ с е нт яб рь .

нимъ слухомъ слушаетъ вопль и стенаніе ихъ—ивотъ, Самъ приготовляетъ имъ избавителя,—Самъ внушаетъ матери Могсеевой скрывать, а потомъ вынести на рѣку младенца, Самъ высылаетъ къ нему царевну, Самъ влагаетъ въ нее сердобольное чувство и намѣреніе спасти жизнь младенца, Самъ возращаетъ его на лонѣ матернемъ, и потомъ въ дому царскомъ, и наконецъ Самъ является ему въ землѣ Мадіамской при купинѣ и посылаетъ его въ Египетъ спасти людей Своихъ. Такъ, по мудрому устроенію Вожію, царь Фараонъ, погубляя младенцевъ еврейскихъ, самъже сохранялъ жизнь Богоизбраннаго младенца и, стараясь навсегда удержать израильтянъ въ порабощеніи, приготовилъ имъ собственно ихъ избавителя. Кто оісе послѣ сего будетъ не внимателенъ кз таковымъ судьбамъ Божіимъ? Кто будетъ забывать, что всегда и вовсемз есть Промыслз Божій, пекущійся о всѣхъ и устрояютъ все на пользу нашу? Ежели посему и съ нами случатся какія либо бѣды и напасти, не должны ли мы вѣровать, что все, что ни дѣлается съ нами, дѣлается по волѣ Божіей, и что Господь не оставитъ во время благопотребно посѣтить насъ Своимъ милосердіемъ и избавить насъ отъ тяготящихъ насъ бѣдъ. Не должны ли мы, слѣдовательно, благодушно переносить постигающія насъ несчастія, возверзая печаль свою на Господа (Пс. 54: 23), предавать себя въ святую волю Божію и съ упованіемъ ожидать помощи и заступленія отъ Бога?

б) А чтобы быть намъ достойными небесной помощи, будемъ всецѣло любить Бога, въ Котораго вѣруемъ, и усердно служить Ему, не уклоняясь отъ водительства матери нашей церкви и отъ спасительныхъ законоположеній ея. Пусть будетъ намъ на этотъ разъ примѣромъ избавитель евреевъ, Моѵеей. Онъ жилъ не малое время при дворѣ царскомъ, усыновленъ дочерью царя египетскаго, воспитанъ и образованъ во всѣхъ наукахъ и, какъ царедворецъ, находился на высотѣ земного величія и славы. Дорожилъ ли онъ всѣмъ этимъ? Плѣ- нялся ли онъ своимъ состояніемъ и считалъ ли себя счастливымъ въ этой блестящей по-видимому долѣ?Онъ внѣшнимъ только образомъ пребывалъ во дворѣ царя иноплеменника, а сердце