«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Воспитанный отрокъ представленъ былъ матерію дочери Фараоновой, которая усыновила его себѣ и оставила при дворѣ царскомъ. Въ то время египтяне были на высокой степени просвѣщенія, а потому и Могсей, какъ царедворецъ, наученъ былъ, по свидѣтельству апостола и первомученика СтеФана, всей премудрости египетской (Дѣян. 7: 22). Несмотря на то, Могсей, пришедъ въ совершенный возрастъ и видя бѣдственное положеніе своихъ собраній, душевно скорбѣлъ о нихъ и готовъ былъ лучше раздѣлять съ ними горькую ихъ участь, нежели оставаться въ славной долѣ у царя язычника. Случилось однажды, что онъ увидѣлъ египтянина, который билъ еврея, и въ пылу ревности, заступаясь за собрата, убилъ его и скрылъ въ пескѣ. Это однакожъ сдѣлалось гласнымъ и дошло до слуха самого царя- Фараона. Могсей, сохраняя свою жизнь, долженъ былъ тайно оставить царскій домъ и бѣжать изъ Египта. Пришедъ въ землю Мадіамскую, онъ остановился у одного благочестиваго мужа іофо- ра, вступилъ въ супружество съ до-

Кругъ Поуч:. т. П.

черію его, СепФорою, и сталъ проживать у него, занимаясь паствою овецъ. Въ одно время, находясь со стадомъ своимъ близь горы Хорива, Могсей увидѣлъ купину (кустарникъ), которая казалась горящею, но не сгорала. Въ намѣреніи узнать, что это такое, онъ подходитъ къ мѣсту, но вдругъ удерживается голосомъ, повелѣвающимъ ему снять съ ногъ сапоги, потому что мѣсто, на которомъ онъ стоитъ, свято. И вслѣдъ за тѣмъ слышитъ воззваніе: „Я Богъ отца твоего, Богъ Авраамовъ, Богъ Исааковъ и Богъ Іа- ковль; вижу страданіе людей Моихъ въ Египтѣ, слышу стоны и вопль ихъ и хочу вывесть ихъ изъ земли египетской въ землю, кипящую млекомъ и медомъ. Тыже иди теперь, Я посылаю тебя въ Египетъ къ царю Фараону, чтобы онъ отпустилъ народъ Мой“. Это говорилъ Самъ Богъ Израилевъ, явившійся Могсею въ горящей купинѣ. Могсей не разъ отрекался отъ столь труднаго для него порученія-, но Богъ вооружилъ его Своимъ вѣчнымъ и всемогущимъ именемъ —Сый, сооб- щилъему Свою крѣпкую и высокую руку, и далъ въ помощь ему брата его, Аарона. Могсей, возвратясь въ домъ І0Ф0ра, взялъ жену свою и дѣтей и отправился въ Египетъ-, на пути же, по устроенію Божію, встрѣтившись съ братомъ своимъ, оба пришли къ соотечественникамъ своимъ, сынамъ Израилевымъ, въ Египетъ, и по объявленіи имъ воли и милости Божіей къ нимъ, приняты были ими съ честію и радостію. Такъ Могсей сдѣлался великимъ избранникомъ Божіимъ и вступилъ въ чрезвычайное служеніе избавленія израильтянъ отъ рабства египетскаго. Какъ совершилось это великое избавленіе, и какими сопровождалось обстоятельствами, мы не будемъ говорить объ этомъ; а теперь скажемъ нѣчто въ собственное назиданіе наше.

II. а) Первѣе и замѣчательнѣе всего здѣсь представляется намъ великій и чудный промыслъ Божій, спасающій погибающихъ. Израильтяне, конечно, и не воображали, что будетъ когда-нибудь конецъ ихъ бѣдствію, и не могли ни откуда ожидать себѣ избавителя. Но что дѣлаетъ премудрый и всеблагій Богъ? Онъ собственными Божественными очами взираетъ на тяжкіе и мучительные труды израильтянъ, собственнымъ Божествен-

242 Мѣ с я ц ъ с е нт яб рь .

нимъ слухомъ слушаетъ вопль и стенаніе ихъ—ивотъ, Самъ приготовляетъ имъ избавителя,—Самъ внушаетъ матери Могсеевой скрывать, а потомъ вынести на рѣку младенца, Самъ высылаетъ къ нему царевну, Самъ влагаетъ въ нее сердобольное чувство и намѣреніе спасти жизнь младенца, Самъ возращаетъ его на лонѣ матернемъ, и потомъ въ дому царскомъ, и наконецъ Самъ является ему въ землѣ Мадіамской при купинѣ и посылаетъ его въ Египетъ спасти людей Своихъ. Такъ, по мудрому устроенію Вожію, царь Фараонъ, погубляя младенцевъ еврейскихъ, самъже сохранялъ жизнь Богоизбраннаго младенца и, стараясь навсегда удержать израильтянъ въ порабощеніи, приготовилъ имъ собственно ихъ избавителя. Кто оісе послѣ сего будетъ не внимателенъ кз таковымъ судьбамъ Божіимъ? Кто будетъ забывать, что всегда и вовсемз есть Промыслз Божій, пекущійся о всѣхъ и устрояютъ все на пользу нашу? Ежели посему и съ нами случатся какія либо бѣды и напасти, не должны ли мы вѣровать, что все, что ни дѣлается съ нами, дѣлается по волѣ Божіей, и что Господь не оставитъ во время благопотребно посѣтить насъ Своимъ милосердіемъ и избавить насъ отъ тяготящихъ насъ бѣдъ. Не должны ли мы, слѣдовательно, благодушно переносить постигающія насъ несчастія, возверзая печаль свою на Господа (Пс. 54: 23), предавать себя въ святую волю Божію и съ упованіемъ ожидать помощи и заступленія отъ Бога?

б) А чтобы быть намъ достойными небесной помощи, будемъ всецѣло любить Бога, въ Котораго вѣруемъ, и усердно служить Ему, не уклоняясь отъ водительства матери нашей церкви и отъ спасительныхъ законоположеній ея. Пусть будетъ намъ на этотъ разъ примѣромъ избавитель евреевъ, Моѵеей. Онъ жилъ не малое время при дворѣ царскомъ, усыновленъ дочерью царя египетскаго, воспитанъ и образованъ во всѣхъ наукахъ и, какъ царедворецъ, находился на высотѣ земного величія и славы. Дорожилъ ли онъ всѣмъ этимъ? Плѣ- нялся ли онъ своимъ состояніемъ и считалъ ли себя счастливымъ въ этой блестящей по-видимому долѣ?Онъ внѣшнимъ только образомъ пребывалъ во дворѣ царя иноплеменника, а сердце

его постоянно было обращено къ Богу Отцевъ своихъ; онъ взиралъ съ болѣзнію сердца на братьевъ своихъ по вѣрѣ и на страданія ихъ, и внутренно раздѣлялъ съ ними горькую ихъ участь. Такъ именно свидѣтельствуетъ о Мот- сеѣ апостолъ: Великъ бывз, говоритъ, отвержеся нарицатися сынъ дщере фараоновы, паче же изволи страдати съ людьми Божіими, нежели имѣти временную грѣха сладость (Евр. 11: 24, 25). Такъ будемъ жить и мы въ мірѣ семъ

и, не смотря на его душевредныя правила и обычаи, служить единому нашему Богу и исполнять святую волю Его, въ славу имени Его и во спасеніе душъ нашихъ.

III. Богу нашему слава вовѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. покн. „Сѣятельбла- гочестіяа протоіер. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).

Поуч. 4 - оѳ. Празднованіе иконѣ Божіей Матери „Неопалимая купина44.

(Какз мы доло/сны чествовать Матерь Божію?)

I. Къ числу наименованій, какими св. церковь чествуетъ Пресвятую Богородицу, относится наименованіе: Купина неопалимая. Такъ оно встрѣчается въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ (Канонъ акаѳиста, пѣснь б-я, троп. 4). Есть также особый праздникъ образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина. На семъ образѣ она издревле изображается окруженною огненнымъ сіяніемъ. Помянутый праздникъ совершается (4 сентября) въ день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Эхо, безъ сомнѣнія, потому, что Моисей сподобился видѣнія, имѣвшаго преобразовательное отношеніе къ наименованію Богородицы Неопалимою купиною. Влизъ горы Синая, въ пустынѣ, Моисей, когда пасъ стадо своего тестя, увидѣлъ купину, т.-е. терновый кустъ, въ которомъ явился ему Самъ Господь въ огненномъ пламени. Купина горѣла, но не сгорала. Это чудо предъизобра- жало тайну воплощенія Сына Божія. Сей тайнѣ послужила Дѣва Марія. Она воспріяла въ чрево Свое огнь Божества, и какъ купина, объятая пламе- немъ, оставалась невредимою, такъ и |. Дѣва Марія сохранила не только жизнь

1 Свою, но и дѣвство, пребывъ невреди-