«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

его постоянно было обращено къ Богу Отцевъ своихъ; онъ взиралъ съ болѣзнію сердца на братьевъ своихъ по вѣрѣ и на страданія ихъ, и внутренно раздѣлялъ съ ними горькую ихъ участь. Такъ именно свидѣтельствуетъ о Мот- сеѣ апостолъ: Великъ бывз, говоритъ, отвержеся нарицатися сынъ дщере фараоновы, паче же изволи страдати съ людьми Божіими, нежели имѣти временную грѣха сладость (Евр. 11: 24, 25). Такъ будемъ жить и мы въ мірѣ семъ

и, не смотря на его душевредныя правила и обычаи, служить единому нашему Богу и исполнять святую волю Его, въ славу имени Его и во спасеніе душъ нашихъ.

III. Богу нашему слава вовѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. покн. „Сѣятельбла- гочестіяа протоіер. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).

Поуч. 4 - оѳ. Празднованіе иконѣ Божіей Матери „Неопалимая купина44.

(Какз мы доло/сны чествовать Матерь Божію?)

I. Къ числу наименованій, какими св. церковь чествуетъ Пресвятую Богородицу, относится наименованіе: Купина неопалимая. Такъ оно встрѣчается въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ (Канонъ акаѳиста, пѣснь б-я, троп. 4). Есть также особый праздникъ образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина. На семъ образѣ она издревле изображается окруженною огненнымъ сіяніемъ. Помянутый праздникъ совершается (4 сентября) въ день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Эхо, безъ сомнѣнія, потому, что Моисей сподобился видѣнія, имѣвшаго преобразовательное отношеніе къ наименованію Богородицы Неопалимою купиною. Влизъ горы Синая, въ пустынѣ, Моисей, когда пасъ стадо своего тестя, увидѣлъ купину, т.-е. терновый кустъ, въ которомъ явился ему Самъ Господь въ огненномъ пламени. Купина горѣла, но не сгорала. Это чудо предъизобра- жало тайну воплощенія Сына Божія. Сей тайнѣ послужила Дѣва Марія. Она воспріяла въ чрево Свое огнь Божества, и какъ купина, объятая пламе- немъ, оставалась невредимою, такъ и |. Дѣва Марія сохранила не только жизнь

1 Свою, но и дѣвство, пребывъ невреди-

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 243

тѵіоіо отъ вселившагося въ Нее Божества.

II. Наименованіе Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное въ вѣроучитель- номъ отношеніи, научаетъ насъ вмѣстѣ тому, лакъ мы должны чествовать Ее. Мы чествуемъ Ее многочисленными пѣснопѣніями, празднествами, посвященіемъ Ей храмовъ, похвальными наименованіями. Каждый изъ сихъ способовъ чествованія представляетъ сбои особенности. Указаніе на одну изъ такихъ •особенностей мы увидимъ въ наименованіи Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнемъ въ повѣствованіе Моисея о явленіи Бога въ купинѣ, служащей прообразомъ Богоматери.

а) Когда Моисей, увидѣвъ горящую, то несгораемую купину, сталъ подходить къ ней, чтобы удостовѣриться въ дѣйствительности того, что онъ видѣлъ, то услышалъ изъ среды купины голосъ Господа: не приближайся сѣмо, ■иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ: мѣсто fio, на немъ же ты сточили, земля свята есть (Исх. 3, 5). Какое чувство должно было возбудиться въ душѣ Моисея, когда ему возбранено было приближаться /къ купинѣ? Чувство благоговѣнія. Запрещеніемъ близко подходить къ купинѣ Моисею дано внушеніе, что между нимъ «и Господомъ Богомъ существуетъ безконечное разстояніе. Онъ, Моисей,— тварь, во всемъ зависящая отъ Бога, а Богъ есть творецъ и Владыка всего сущаго. Онъ—земля и пепелъ, а Богъ— •самосущая жизнь и источникъ жизни. Онъ грѣшникъ, а Богъ—всесовершенная святость и источникъ святости. Предъ Его величіемъ ничтожны безчисленные міры небесные, по манію Иго явившіеся на тверди небесной и Его силою и премудростію содержимые. Они погибнутъ, Ты же, Господи, пребываеши. И вся якоже риза обступаютъ^ и яко одежду свгеши ихъ и измѣнятся: Ты же тойжде есщ и лѣта Твоя не оскудѣютъ (Пс. 101, 26. 28). Предъ Царемъ неба и земли со страхомъ и трепетомъ предстоятъ безгрѣшные ангелы, сознавая смиренно безмѣрное разстояніе по природѣ и совершенствамъ между ними и Имъ. Все это надлежало имѣть въ виду Моисею, когда ему повелѣно было не приближаться къ купинѣ. Цѣль повелѣнія состояла въ томъ, чтобы возбудить въ

немъ благоговѣніе къ Явившемуся въ купинѣ. И, безъ сомнѣнія, онъ во всей силѣ проникнулся при этомъ благоговѣніемъ, ибо мѣсто, на которомъ Онъ находился въ сіе время, была земля святая, освященная чудеснымъ явленіемъ близъ него славы Божіей.

Примѣръ благоговѣнія Моисея, не дерзнувшаго приблизиться къ мѣсту богоявленія, располагаетъ и насъ къ подобному благоговѣнію не только предъ Господомъ, освятившимъ утробу Дѣвы Своимъ обитаніемъ, но и передъ Нею Самою, послужившею орудіемъ воплощенія Сына Божія, вмѣстившей въ себѣ огнь Божества и чрезъ то сподобившеюся такой великой чести, какой никогда и никто на землѣ не удостоивался и не удостоится. Не приближайся сѣмо, къ сей неопалимой купинѣ, съ дерзостію и легкомысліемъ нечестиваго, не признающаго богоматерняго достоинства въ лицѣ Пресвятой Дѣвы Маріи. Ей подобаетъ честь радиЕя Сына и Бога. Отказать Ей въ благоговѣйномъ чествованіи значило бы оскорблять Ея Сына и Бога. Правда, Она близка къ намъ какъ единокровная намъ, какъ происшедшая отъ однихъ съ нами прародителей, какъ благодатная Матерь наша, всегда готовая съ материнскимъ участіемъ ходатайствовать за всѣхъ притекающихъ къ Ней за помощію въ нуждахъ духовныхъ и тѣлесныхъ. Эта близость Ея къ намъ должна располагать насъ къ дерзновенію предъ Нею. Но въ то же время мы не должны забывать, что эта Матерь наша есть вмѣстѣ Царица неба и ззмли, яко Матерь Царя небеснаго и Бога, что по сему достоинству Она досточтимѣе херувимовъ и безъ сравненія славнѣе серафимовъ, поклоняющихся Ей, какъ своей Царицѣ. Какъ Она имѣетъ ма- тернее дерзновеніе къ Сыну Своему и Богу, такъ и мы съ сыновнимъ дерзновеніемъ должны приступать къ Ней*, но сіе дерзновеніе должно быть умѣ- ряемо и управляемо благоговѣніемъ предъ Нею, опасеніемъ—не оскорбить бы Ее пренебреженіемъ къЕя достоинству въ мысляхъ и словахъ. Подобное опасеніе или осторожность должно соблюдать и въ отношеніи къ земнымъ матерямъ. Можетъ ли быть пріятно земной матери, если дѣти ея, пользуясь свободой своихъ отношеній къ ней, позволяютъ себѣ произносить

16*