«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 243

тѵіоіо отъ вселившагося въ Нее Божества.

II. Наименованіе Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное въ вѣроучитель- номъ отношеніи, научаетъ насъ вмѣстѣ тому, лакъ мы должны чествовать Ее. Мы чествуемъ Ее многочисленными пѣснопѣніями, празднествами, посвященіемъ Ей храмовъ, похвальными наименованіями. Каждый изъ сихъ способовъ чествованія представляетъ сбои особенности. Указаніе на одну изъ такихъ •особенностей мы увидимъ въ наименованіи Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнемъ въ повѣствованіе Моисея о явленіи Бога въ купинѣ, служащей прообразомъ Богоматери.

а) Когда Моисей, увидѣвъ горящую, то несгораемую купину, сталъ подходить къ ней, чтобы удостовѣриться въ дѣйствительности того, что онъ видѣлъ, то услышалъ изъ среды купины голосъ Господа: не приближайся сѣмо, ■иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ: мѣсто fio, на немъ же ты сточили, земля свята есть (Исх. 3, 5). Какое чувство должно было возбудиться въ душѣ Моисея, когда ему возбранено было приближаться /къ купинѣ? Чувство благоговѣнія. Запрещеніемъ близко подходить къ купинѣ Моисею дано внушеніе, что между нимъ «и Господомъ Богомъ существуетъ безконечное разстояніе. Онъ, Моисей,— тварь, во всемъ зависящая отъ Бога, а Богъ есть творецъ и Владыка всего сущаго. Онъ—земля и пепелъ, а Богъ— •самосущая жизнь и источникъ жизни. Онъ грѣшникъ, а Богъ—всесовершенная святость и источникъ святости. Предъ Его величіемъ ничтожны безчисленные міры небесные, по манію Иго явившіеся на тверди небесной и Его силою и премудростію содержимые. Они погибнутъ, Ты же, Господи, пребываеши. И вся якоже риза обступаютъ^ и яко одежду свгеши ихъ и измѣнятся: Ты же тойжде есщ и лѣта Твоя не оскудѣютъ (Пс. 101, 26. 28). Предъ Царемъ неба и земли со страхомъ и трепетомъ предстоятъ безгрѣшные ангелы, сознавая смиренно безмѣрное разстояніе по природѣ и совершенствамъ между ними и Имъ. Все это надлежало имѣть въ виду Моисею, когда ему повелѣно было не приближаться къ купинѣ. Цѣль повелѣнія состояла въ томъ, чтобы возбудить въ

немъ благоговѣніе къ Явившемуся въ купинѣ. И, безъ сомнѣнія, онъ во всей силѣ проникнулся при этомъ благоговѣніемъ, ибо мѣсто, на которомъ Онъ находился въ сіе время, была земля святая, освященная чудеснымъ явленіемъ близъ него славы Божіей.

Примѣръ благоговѣнія Моисея, не дерзнувшаго приблизиться къ мѣсту богоявленія, располагаетъ и насъ къ подобному благоговѣнію не только предъ Господомъ, освятившимъ утробу Дѣвы Своимъ обитаніемъ, но и передъ Нею Самою, послужившею орудіемъ воплощенія Сына Божія, вмѣстившей въ себѣ огнь Божества и чрезъ то сподобившеюся такой великой чести, какой никогда и никто на землѣ не удостоивался и не удостоится. Не приближайся сѣмо, къ сей неопалимой купинѣ, съ дерзостію и легкомысліемъ нечестиваго, не признающаго богоматерняго достоинства въ лицѣ Пресвятой Дѣвы Маріи. Ей подобаетъ честь радиЕя Сына и Бога. Отказать Ей въ благоговѣйномъ чествованіи значило бы оскорблять Ея Сына и Бога. Правда, Она близка къ намъ какъ единокровная намъ, какъ происшедшая отъ однихъ съ нами прародителей, какъ благодатная Матерь наша, всегда готовая съ материнскимъ участіемъ ходатайствовать за всѣхъ притекающихъ къ Ней за помощію въ нуждахъ духовныхъ и тѣлесныхъ. Эта близость Ея къ намъ должна располагать насъ къ дерзновенію предъ Нею. Но въ то же время мы не должны забывать, что эта Матерь наша есть вмѣстѣ Царица неба и ззмли, яко Матерь Царя небеснаго и Бога, что по сему достоинству Она досточтимѣе херувимовъ и безъ сравненія славнѣе серафимовъ, поклоняющихся Ей, какъ своей Царицѣ. Какъ Она имѣетъ ма- тернее дерзновеніе къ Сыну Своему и Богу, такъ и мы съ сыновнимъ дерзновеніемъ должны приступать къ Ней*, но сіе дерзновеніе должно быть умѣ- ряемо и управляемо благоговѣніемъ предъ Нею, опасеніемъ—не оскорбить бы Ее пренебреженіемъ къЕя достоинству въ мысляхъ и словахъ. Подобное опасеніе или осторожность должно соблюдать и въ отношеніи къ земнымъ матерямъ. Можетъ ли быть пріятно земной матери, если дѣти ея, пользуясь свободой своихъ отношеній къ ней, позволяютъ себѣ произносить

16*

244 Мѣ с я ц ъ с е нт ябр ь .

предъ нею слова праздности, легкомыслія, ропота на нее и т. п.? Можетъ ли же что-нибудь подобное быть угодно нашей Матери-Царидѣ небесной? Будь къ Ней близокъ сердцемъ и устами, но не забывайся предъ Нею.

б) Мысль о благовѣйномъ отношеніи къ Ней еще яснѣе выражается въ другомъ словѣ повелѣнія Господа Моисею. Сказавъ: не приближайся сѣмо, Онъ присовокупилъ: иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ. Предъ святынею купины над- лежало стоять съ необувенными ногами, чтобы не оставить на святомъ мѣстѣ слѣдовъ пыли и грязи, прилипающихъ къ сандаліямъ. Внѣшняя чистота и опрятность, заповѣданная Моисею на время стоянія его предъ купиною, было однимъ изъ видовъ внѣшняго чествованія Божества. Это внѣшнее чествованіе необходимо, ибо Богу над- лежитъ служить не только духомъ, но и тѣломъ. Прославите Бога вз тѣле- сѣхъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20). Но внѣшнее богопочтеніе угодно Господу только въ соединеніи съ внутреннимъ. Чистота ногъ должна была напоминать Моисею о чистотѣ нравственной. Онъ долженъ былъ позаботиться объ очищеніи своего сердца отъ грѣховной нечистоты. Онъ долженъ былъ знать, что стоитъ предъ лицемъ Святѣйшаго существа, Которому мерзокъ помыслѣ неправедный (Причт. 15, 26), предъ Всевѣдущимъ, отъ Котораго нельзя скрыть непримѣтныхъ людямъ гнѣздящихся въ глубинѣ сердца грѣховъ гордости, зависти, вражды, нецѣлому- дрія, — предъ Богомъ всеправеднымъ, Котораго нельзя оскорблять безнаказанно коснѣніемъ во грѣхахъ,-предъ Богомъ благости и любви, Которому наши молитвы и подвиги покаянія могутъ быть угодны только въ соедине-

П я т ы

Свв. праведные Захарія и Елизавета.

(О силѣ любви родителей къ дѣтямъ).

I. Святые праведные Захарія и Елизавета, память коихъ совершается нынѣ, были родителями Іоанна Предтечи. Захарія былъ священникъ іудейскій, Елизавета была сестра Анны, матери Пресвятой Дѣвы Маріи. Они были праведны предъ Богомъ, но до старости