«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

244 Мѣ с я ц ъ с е нт ябр ь .

предъ нею слова праздности, легкомыслія, ропота на нее и т. п.? Можетъ ли же что-нибудь подобное быть угодно нашей Матери-Царидѣ небесной? Будь къ Ней близокъ сердцемъ и устами, но не забывайся предъ Нею.

б) Мысль о благовѣйномъ отношеніи къ Ней еще яснѣе выражается въ другомъ словѣ повелѣнія Господа Моисею. Сказавъ: не приближайся сѣмо, Онъ присовокупилъ: иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ. Предъ святынею купины над- лежало стоять съ необувенными ногами, чтобы не оставить на святомъ мѣстѣ слѣдовъ пыли и грязи, прилипающихъ къ сандаліямъ. Внѣшняя чистота и опрятность, заповѣданная Моисею на время стоянія его предъ купиною, было однимъ изъ видовъ внѣшняго чествованія Божества. Это внѣшнее чествованіе необходимо, ибо Богу над- лежитъ служить не только духомъ, но и тѣломъ. Прославите Бога вз тѣле- сѣхъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20). Но внѣшнее богопочтеніе угодно Господу только въ соединеніи съ внутреннимъ. Чистота ногъ должна была напоминать Моисею о чистотѣ нравственной. Онъ долженъ былъ позаботиться объ очищеніи своего сердца отъ грѣховной нечистоты. Онъ долженъ былъ знать, что стоитъ предъ лицемъ Святѣйшаго существа, Которому мерзокъ помыслѣ неправедный (Причт. 15, 26), предъ Всевѣдущимъ, отъ Котораго нельзя скрыть непримѣтныхъ людямъ гнѣздящихся въ глубинѣ сердца грѣховъ гордости, зависти, вражды, нецѣлому- дрія, — предъ Богомъ всеправеднымъ, Котораго нельзя оскорблять безнаказанно коснѣніемъ во грѣхахъ,-предъ Богомъ благости и любви, Которому наши молитвы и подвиги покаянія могутъ быть угодны только въ соедине-

П я т ы

Свв. праведные Захарія и Елизавета.

(О силѣ любви родителей къ дѣтямъ).

I. Святые праведные Захарія и Елизавета, память коихъ совершается нынѣ, были родителями Іоанна Предтечи. Захарія былъ священникъ іудейскій, Елизавета была сестра Анны, матери Пресвятой Дѣвы Маріи. Они были праведны предъ Богомъ, но до старости

ніи съ миромъ и любовію къ ближнимъ. Грѣховная нечистота — вотъ та грязь- и пыль, которую долженъ былъ снять Моисей съ души своей, когда снималъ обувь съ ногъ своихъ. Забота о нравственной чистотѣ есть обязанность, исполненіе которой и всѣ мы должны соединять съ чествованіемъ не только Господа Бога,, но также Богоматери. Чествованіе, которое оказываемъ Ей участіемъ въ праздникахъ въ честь Ея, въ молитвѣ и пѣснопѣніяхъ, лобызаніемъ Ея иконъ,, поклоненіемъ предъ ними, можетъ быть угодно Ей только подъ условіемъ- ревности о нравственномъ преуспѣяніи. Земная мать можетъ ли быть довольна выраженіемъ любви и почтительности къ ней сына, хотя бы они исходили отъ искренняго сердца, вели сынъ ведетъ жизнь порочную и худыми дѣлами причиняетъ скорбь ея сердцу? Равно и Богоматерь не можетъ быть довольна наружными знаками; чествованія Ея, если душа чтителя еа не стряхнула съ себя пыли и грязи,, прилипшихъ къ ней отъ грѣховныхъ искушеній со стороны плоти, міра к діавола. Не красна похвала въ устахъ грѣшника. Доколѣ онъ не покажетъ исправленія, славословія его, обращенныя къ Богоматери, только огорчатъ Ее.

III. Итакъ, если не хотимъ огорчать Ее, будемъ чествованіе Ея славослові- ями и молитвами соединять съ ревностію къ исполненію заповѣдей Божіихъ и подражаніемъ Ея совершенствамъ. Подражаніе Ея непорочности, Ея смиренію, Ея безграничной преданности волѣ Божіей — вотъ что наипаче угодно Ей. (Сост. по слов. Виссаріона^ еписк. костромск , помѣщ. въ „Душе- полез. чтен.“ за 1892 г., октябрь).

день.

не имѣли дѣтей и очень горева ли объ- этомъ, потому что у іудеевъ думали,, что кто не имѣетъ дѣтей, на томъ нѣтъ благословенія Божія. Наконецъ Господь услышалъ ихъ молитву. Ему угодно- было разрѣшить неплодство Елизаветы. По предсказанію ангела, явившагося, Захаріи во храмѣ по правую сторону жертвенника кадильнаго, Елизавета родила сына Іоанна, который былъ предтечею и крестителемъ Господнимъ. Объ-

Мѣ с я ц ъ сент ябрь. 245

этомъ подробно повѣствуется въ началѣ евангелія отъ Луки. Во время избіенія Иродомъ дѣтей въ Виѳлеемѣ и окрестностяхъ его, св. Елизавета съ младенцемъ Іоанномъ укрылись отъ убійцъ въ разсѣлинѣ горы, но Иродъ требовалъ отъ Захаріи, чтобы тотъ выдалъ ему своего сына. Такъ какъ Захарія не исполнилъ этого безумнаго т жестокаго требованія, то за это, по повелѣнію Ирода, самъ былъ умерщвленъ между церковію и алтаремъ. Скоро послѣ этого скончалась и мать Іоанна •св. Елизавета.

II. Родители для блага дѣтей своихъ готовы жертвовать не только своимъ имуществомъ, но здоровьемъ и самою жизнію, они питаютъ къ дѣтямъ столь сильную любовь, что она готова на всякія жертвы ради временнаго и вѣчнаго счастія своихъ дѣтей. Объ этой-то родительской любви мы и побесѣдуемъ въ настоящій разъ.