«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ніи съ миромъ и любовію къ ближнимъ. Грѣховная нечистота — вотъ та грязь- и пыль, которую долженъ былъ снять Моисей съ души своей, когда снималъ обувь съ ногъ своихъ. Забота о нравственной чистотѣ есть обязанность, исполненіе которой и всѣ мы должны соединять съ чествованіемъ не только Господа Бога,, но также Богоматери. Чествованіе, которое оказываемъ Ей участіемъ въ праздникахъ въ честь Ея, въ молитвѣ и пѣснопѣніяхъ, лобызаніемъ Ея иконъ,, поклоненіемъ предъ ними, можетъ быть угодно Ей только подъ условіемъ- ревности о нравственномъ преуспѣяніи. Земная мать можетъ ли быть довольна выраженіемъ любви и почтительности къ ней сына, хотя бы они исходили отъ искренняго сердца, вели сынъ ведетъ жизнь порочную и худыми дѣлами причиняетъ скорбь ея сердцу? Равно и Богоматерь не можетъ быть довольна наружными знаками; чествованія Ея, если душа чтителя еа не стряхнула съ себя пыли и грязи,, прилипшихъ къ ней отъ грѣховныхъ искушеній со стороны плоти, міра к діавола. Не красна похвала въ устахъ грѣшника. Доколѣ онъ не покажетъ исправленія, славословія его, обращенныя къ Богоматери, только огорчатъ Ее.

III. Итакъ, если не хотимъ огорчать Ее, будемъ чествованіе Ея славослові- ями и молитвами соединять съ ревностію къ исполненію заповѣдей Божіихъ и подражаніемъ Ея совершенствамъ. Подражаніе Ея непорочности, Ея смиренію, Ея безграничной преданности волѣ Божіей — вотъ что наипаче угодно Ей. (Сост. по слов. Виссаріона^ еписк. костромск , помѣщ. въ „Душе- полез. чтен.“ за 1892 г., октябрь).

день.

не имѣли дѣтей и очень горева ли объ- этомъ, потому что у іудеевъ думали,, что кто не имѣетъ дѣтей, на томъ нѣтъ благословенія Божія. Наконецъ Господь услышалъ ихъ молитву. Ему угодно- было разрѣшить неплодство Елизаветы. По предсказанію ангела, явившагося, Захаріи во храмѣ по правую сторону жертвенника кадильнаго, Елизавета родила сына Іоанна, который былъ предтечею и крестителемъ Господнимъ. Объ-

Мѣ с я ц ъ сент ябрь. 245

этомъ подробно повѣствуется въ началѣ евангелія отъ Луки. Во время избіенія Иродомъ дѣтей въ Виѳлеемѣ и окрестностяхъ его, св. Елизавета съ младенцемъ Іоанномъ укрылись отъ убійцъ въ разсѣлинѣ горы, но Иродъ требовалъ отъ Захаріи, чтобы тотъ выдалъ ему своего сына. Такъ какъ Захарія не исполнилъ этого безумнаго т жестокаго требованія, то за это, по повелѣнію Ирода, самъ былъ умерщвленъ между церковію и алтаремъ. Скоро послѣ этого скончалась и мать Іоанна •св. Елизавета.

II. Родители для блага дѣтей своихъ готовы жертвовать не только своимъ имуществомъ, но здоровьемъ и самою жизнію, они питаютъ къ дѣтямъ столь сильную любовь, что она готова на всякія жертвы ради временнаго и вѣчнаго счастія своихъ дѣтей. Объ этой-то родительской любви мы и побесѣдуемъ въ настоящій разъ.

Любы долготерпитъ, любы милосердствуетъ, говоритъ св. апостолъ Павелъ. И если какая любы долготерпитъ, если какая милосердствуетъ, то это - любовь родительская.

а) Чего не проститъ отецъ своему сыну? Какъ тяжко оскорбилъ Авессаломъ Давида-отца своего, возставъ противъ него съ мятежниками подданными? Но послушайте, что говоритъ Давидъ своимъ военачальникамъ: „сберегите мнѣ отрока моего Авессалома“ (2 Цар. 18,

5). Поистинѣ, родительскія объятія не закрытый для блудныхъ дѣтей. Какихъ трудовъ не предприметъ, какихъ лишеній не понесетъ родитель для своихъ дѣтей?

б) Нѣтъ той жертвы, которую быне принесли родители для дѣтей своихъ; во всемъ, иногда самомъ необходимомъ, они себѣ отказываютъ, и не пьютъ, и не ѣдятъ, и все это для того, чтобы дѣти ихъ были сыты*, ходятъ разувшись и чутъ не раздѣвшись, чтобы дѣти ихъ были одѣты и обуты.

Невольно намъ припоминается здѣсь слѣдующій, заимствованный изъ исторіи, трогательный примѣръ отеческой любви къ дѣтямъ, Въ злополучный день 390 г. по Р. Хр. въ г.*Ѳессадоникѣ по приказанію императора Ѳеодосія за мятежъ было избито въ циркѣ около 7000 человѣкъ безъ различія, кто изъ нихъ былъ виновенъ, кто нѣтъ, кто гражданинъ, кто иностранецъ. Разсказы объ этомъ избіеніи

изобиловали въ высшей степени трогательными случаями. Одинъ изъ нихъ помнился особенно долго: одинъ несчастный отецъ взялъ съ собою въ циркъ двухъ своихъ юныхъ сыновей. Когда убійцы дошли до него, то ему удалось тронуть ихъ и убѣдить сохранить для него,» по крайней мѣрѣ, одного изъ двухъ мальчиковъ. Но когда ему приказано было сдѣлать свой выборъ между ними, то сердце измѣнило ему: онъ не могъ избрать одного изъ собственныхъ сыновей, для того чтобы отдать другого на умерщвленіе: они оба были одинаково дороги ему. Тогда онъ отдалъ ихъ обоихъ вмѣстѣ съ собою мечу звѣрскихъ убійцъ. (См. соч. Фаррара: „Жизнь и труды святыхъ Отцевъ и учителей церкви", изд. 1891г. стр. 556).

О! забвенна буди десница сына или дочери, если они забудутъ болѣзни и труды, заботы и любовь, безсонныя ночи, неустанные труды своихъ родителей.