«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

в) Но нигдѣ съ такою поразительною силою не выражается родительская любовь, какъ при болѣзни дѣтей. Сколько горести слы- шится въ словахъ отца: „Господи, помилуй сына моего, онъ въ новолуніи бѣснуется, тяжко страждетъ; часто бросается въ огонь и часто въ воду. Я приводилъ его къ Твоимъ ученикамъ, но они не могли исцѣлить его“ (Мѳ. 17, 14. 15. 16). Или какой раздирающій душу вопль вырывается изъ души ха- нанеянки: „помилуй меня, Господи, Сынъ Давидовъ, дочь моя жестоко бѣснуется! “ Дочь страдаетъ*, но еще болѣе страдаетъ мать, почему и говоритъ: „помилуй меня, Господи^. Для родителей нѣтъ большаго несчастія, какъ болѣзнь дѣтей. Дѣти болятъ, и все имъ не мило, ничто не радуетъ. Не просвѣтить свѣту солнечному мрачнаго лица родителя, у котораго сынъ водитъ. Слезами онъ встрѣчаетъ день, слезами и провожаетъ. И когда милосердьѣ Богъ услышитъ молитву и воздвигнетъ болящаго, кто опишетъ радость родителей? (См Душ. чт.).

г) Тяжелы для родителей тѣлесныя болѣзни дѣтей и вѣрно родительское слово: лучше бы я болѣлъ, чѣмъ дѣти мой. Но нравственныя болѣзни дѣтей несравненно тяжелѣе. Первыя не дѣлаютъ безчестія родителю; послѣднія безчестятъ родителей. Для родителей нѣтъ болѣе по-

246 Мѣ с я ц ъ с е нт ябр ь .

зора, какъ имѣть порочныхъ дѣтей. „Студъ отцу не наказанъ сынъ11 (Сир.

22, 3). „Отрокъ заблуждшій срамляетъ родители сбоя11 (Пр. 29,15). Тѣлесныя болѣзни возбуждаютъ сочувствіе къ родителямъ, и они со всѣхъ сторонъ слышатъ слово участія. Пороками дѣтей худые люди прямо упрекаютъ родителей. Хороши, говорятъ, дѣти твой!.. А добрые, хотя и сочувствуютъ родителямъ, но этого сочувствія своего не высказываютъ; ибо въ самомъ дѣлѣ, какъ сказать родителямъ: какъ жаль, что у васъ дѣти плохи? Не будетъ ли это имъ тяжело слушать? И вотъ несчастный родитель ни откуда не встрѣчаетъ слова сочувствія-, и самъ не смѣетъ высказать свою скорбь другимъ. Онъ таитъ ее въ глубинѣ сердца своего, даетъ обѣты, зоветъ на помощь угодниковъ Божіихъ, и къ Богу вопіетъ: услыши мя, Господи! вонми гласу моленія моего. Но то бѣда: тѣлесныя болѣзни исцѣляются иногда чудесно, по молитвѣ и вѣрѣ молящихся. Опасно дитя болитъ; вотъ и врачи отказались и приговорили къ смерти; но молитва вѣры спасетъ болящаго и воздвиг-

Шеею

Поуч. 1-е. Воспоминаніе чуда ев. архистратига Михаила.

(.Надежда христіанина на Бога, говорящаго ему: „ме бойся, Я съ тобой!*)

I. Праздникъ воспоминанія чуда св. архистратига Михаила установленъ по слѣдующему случаю. Близъ Іераполя, въ Колоссахъ Фригійскихъ, надъ источникомъ, подававшимъ чудесно исцѣленія, находился храмъ св. архистратига Михаила. Храмъ былъ построенъ въ благодарность за исцѣленіе по ходатайству св. архистратига Михаила. При храмѣ поселился отрокъ Архиппъ для исполненія пономарской службы. Онъ велъ жизнь подвижническую: питался весьма скудно, носилъ одежду ветхую и спалъ на камняхъ, и при этомъ обращалъ многихъ язычниковъ ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и оскорбляли его и даже били. Наконецъ, они задумали разрушить самый храмъ и убить Архиппа. Недалеко отъ храма протекали двѣ рѣки, и они рѣшили пустить обѣ рѣки на храмъ и чудотворный ис-

нетъ его Господь отъ ложа озлобленія1. И какъ часто бываетъ это! Не то бываетъ съ душевными болѣзнями, со- страстями. Тутъ исцѣленіе зависитъ сколько отъ Божіей благодати, столько* и отъ собственной воли страждущаго,— отъ свободной воли человѣческаго существа, которую Господь, давъ однажды, не желаетъ отнять. Если не захо- четъ порочный исправиться, не помогутъ молитвы родителей. Увы, иному родителю въ горести душевной часто приходится говорить съ премудрымъ сыномъ Сираховымъ: „плачь, плачь надъ умершимъ; ибо свѣтъ исчезъ изъ него. Плачь надъ глупымъ, ибо разумъ исчезъ у него. Меныпе плачь надъ умершимъ, ибо онъ успокоился, а жизнь глупаго хуже смерти. Плачь объ умершемъ семь дней, а о глупомъ и нечестивомъ всѣ дни жизни егои (Сир. 22, 9—11).

III. Да вразумитъ Господь дѣтей цѣнить любовь родителей и да спасетъ Онъ родителей отъ несчастія имѣть непослушныхъ и испорченныхъ дѣтей! (Сост. по указ. источн. свящ. Г. Дьяченко).

й д е н ь.

точникъ. Выкопали глубокій и широкій

ёовъ и наполнили его водою изъ рѣкъ. !в. Архиппъ видѣлъ замыслы враговъ й молился въ храмѣ св. архистратигу Михаилу сохранить храмъ и источникъ. Между тѣмъ, язычники уже готовились- пустить воду на храмъ, а сами стали на возвышенности, чтобы видѣть погибель св. мѣста съ Архиппомъ. Вдругь св. Архиппъ слышитъ голосъ, внушившій ему выйти изъ храма. Онъ вы- шелъ и увидалъ архистратига Михаила, который повелѣлъ ему смотрѣть, какъ Богъ сохранитъ храмъ. Архистратигъ поднялъ свою правую руку и удержалъ стремленіе водъ, которыя уже были пущены, повелѣвъ имъ итти въ разсѣлину большого камня, находившагося близъ храма, и самъ послѣ того сдѣлался невидимъ Скончался св. Архиппъ въ глубокой старости.