«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

248 Мѣ с я ц ъ сент ябрь.

ты будь только Божій, а Богъ Своего не оставитъ, наставляетъ тотъ же святитель. Вѣруй сердечно въ Него, яко въ Бога, угождай Ему вѣрою и правдою; всю надежду свою на Него возлагай, и отъ сердца призывай Его, Онъ— близъ тебе есть, съ тобою есть, спа- саяй тя Святый Израилевъ. И гдѣ бы ты ни былъ, въ какомъ бы искушеніи или скорби ни находился—Онъ всегда съ тобою, и смотритъ на подвигъ твой, и невидимою рукою укрѣпляетъ тебя и помогаетъ тебѣ, и хотя бы всѣ злые люди возстали противъ тебя, и бѣсовскіе полки окружили тебя—ничего не успѣютъ. Господь сохранитъ тя, Господь покровъ твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжетъ тебе> ниоюе лупа нощію. Господь сохранитъ тя отъ всякаго зла, сохранитъ душу твою Господь. Господь сохранитъ вхожденіе твое и исхожденіе твое отъ нынѣ и до вѣка (Пс. 120, 5. 8).—Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи отъ мене, вонми въ помощь мою, Господи спасенія моего! (37, 22, 23). Господи силъ, съ нами буди, иного бо, развѣ Тебе, помощника въ скорбѣхъ не имамы: Господи силъ, помилуй насъ!“.. (Состав. Г. Д—ко по Ч.-М. и „Сокровищу духовно, святителя Тихона задонскаго).

Поуч. 2-ое. Св. архистратигъ Михаилъ.

(Объясненіе изображенія св. архистратига Михаила съ нравственными уроками изъ него).

I. Празднуя въ честь св. архангела Михаила, обратимся благоговѣйнымъ вниманіемъ къ образу св. архистратига небесныхъ силъ, и воспользуемся урокомъ, который св. церковь хочетъ преподать чрезъ него всѣмъ вѣрующимъ.

II. а) На иконѣ видимъ св. архангела Михаила въ воинственномъ ополченіи. Что это значитъ? Почему житель неба, гдѣ обитаетъ миръ и любовь, представленъ вооруженнымъ? Но, братія, была нѣкогда брань и тамъ—въ царствѣ мира и любви. Кто противъ кого возставалъ и ратовалъ? Одинъ изъ высшихъ духовъ, обладавшій великими совершенствами— ЛюциФеръ, съ надменіемъи гордостію возсталъ противъ своего Творца ш владыки всяческихъ*, за нимъ увлеклось

много другихъ духовъ, и они составили страшное ополченіе возмутителей небеснаго порядка. Тогда-то изъ среды ангеловъ является поборникъ славы Божіей св. архангелъ Михаилъ. Собравъ всѣ ангельскіе чины и воинства вѣрные Богу, онъ велегласно воззвалъ: „вонмемъ, станемъ добрѣ предъ сотворившимъ ны, и не помышляемъ противная Богусс. И, стоя на первомъ мѣстѣ въ сонмѣ духовъ безплотныхъ, воспѣлъ торжественную пѣснь: „святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ!“ И вскорѣ за симъ всѣ духи злобы низвержены были съ неба. Вотъ почему архангелъ Михаилъ, какъ главный поборникъ славы Божіей, побѣдитель діавола и аггеловъ его, именуется св. церковію началовождемъ ангеломъ, по- средѣ полковъ ангельскихъ старѣйшимъ, небесныхъ чиновъ архистратигомъ! Вотъ почему она изображаетъ его всегда въ воинственномъ видѣ, съ мелемъ или копіемъ въ рукѣ, имѣющимъ подъ ногами дракона, змія древняго, иже есть діаволъ и сатана (Апок. 20, 2), духъ злобы, имъ пораженный и низверженный.

Послѣ сего, братія, что внушаетъ намъ воинственный видъ архистратига небесныхъ силъ, ревнующаго по славѣ Божіей и ратоборствующаго за церковь Христову? Ту же ревность по Возѣ, всегда бодрствующую, всегда готовую стать въ ополченіи противъ нападеній діавола—древняго змія, въ началѣ сокровенныхъ, а потомъ явныхъ и страшныхъ, — внушаетъ, чтобы мы во время нападеній со стороны врага Вожія обращались къ сему ратоборцу съ молитвою о помощи и заступленіи: предводитель воинства безплотныхъ на небѣ, конечно, есть лучшій защитникъ напаствуемыхъ на землѣ со стороны исконнаго человѣкоубійцы.

б) Не рѣдко, впрочемъ, святый архангелъ Михаилъ изображается съ копіемъ, котораго верхъ украшаетъ бѣлая хоругвь съ крестомъ. Что это значитъ?

аа) Бѣлая хоругвь, украшающая верхъ копія, составляетъ особенное отличіе архангела и всего воинства его, свидѣтельство о воинственной его доблести. Она означаетъ неизмѣнную чистоту нравственную и непоколебимую вѣрность ангеловъ Царю небесному. Мужественное воинство добрыхъ ангеловъ отъ начала бытія своего сохраняетъ

Мѣ с я ц ъ сентябрь . 249

чистоту въ мысляхъ, желаніяхъ, чувствованіяхъ и дѣйствіяхъ своихъ*, отъ созданія своего доселѣ остается вѣрнымъ и неизмѣннымъ Богу, и до того утвердилось въ своей вѣрности, что яикогда уже не можетъ нарушить своего святого служенія Царю царей. Намъ, братія, земнымъ духовнымъ воинамъ,—ибо хотя мы и живемъ на землѣ, но принадлежимъ къ тому же воинству небесному, ратующему за славу Божію, отчего и наша церковь земная называется воинствующею,— намъ, говоримъ, должно подражать архистратигу и всѣмъ безплотнымъ добрымъ силамъ въ чистотѣ и вѣрности Господу силъ, намъ, такъ часто имѣющимъ нужду въ заступленіи и помощи ангеловъ, по преимуществу должно заботиться

о сохраненіи нравственной чистоты и вѣрности волѣ Божіей, для того, чтобы находиться въ постоянномъ общеніи съ небесными силами, безъ помощи коихъ мы, по своей слѣпотѣ и лѣности, по своему невниманію и слабости, не могли бы совершить ни одной побѣды надъ врагомъ нашимъ.

бб) Что означаетъ крестъ, которымъ оканчивается копье, изображаемое въ рукахъ архангела? Онъ означаетъ, что брань съ царствомъ тьмы и побѣда надъ нимъ самими силами небесными совершается во имя креста Христова, притонъ посредствомъ терпѣнія, смиренія и самоотверженія... «Кто совершитель окончательной побѣды надъ врагомъ Божіимъ? Кто можетъ сокрушить до конца главу змія? Одинъ Тотъ, въ руцѣ коего всякое начальство, всякая власть и сила надъ небомъ и землею. Сатана съ своими клевретами— воинствомъ ангеловъ, подъ начальст-