«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Послѣ сего, братія, что внушаетъ намъ воинственный видъ архистратига небесныхъ силъ, ревнующаго по славѣ Божіей и ратоборствующаго за церковь Христову? Ту же ревность по Возѣ, всегда бодрствующую, всегда готовую стать въ ополченіи противъ нападеній діавола—древняго змія, въ началѣ сокровенныхъ, а потомъ явныхъ и страшныхъ, — внушаетъ, чтобы мы во время нападеній со стороны врага Вожія обращались къ сему ратоборцу съ молитвою о помощи и заступленіи: предводитель воинства безплотныхъ на небѣ, конечно, есть лучшій защитникъ напаствуемыхъ на землѣ со стороны исконнаго человѣкоубійцы.

б) Не рѣдко, впрочемъ, святый архангелъ Михаилъ изображается съ копіемъ, котораго верхъ украшаетъ бѣлая хоругвь съ крестомъ. Что это значитъ?

аа) Бѣлая хоругвь, украшающая верхъ копія, составляетъ особенное отличіе архангела и всего воинства его, свидѣтельство о воинственной его доблести. Она означаетъ неизмѣнную чистоту нравственную и непоколебимую вѣрность ангеловъ Царю небесному. Мужественное воинство добрыхъ ангеловъ отъ начала бытія своего сохраняетъ

Мѣ с я ц ъ сентябрь . 249

чистоту въ мысляхъ, желаніяхъ, чувствованіяхъ и дѣйствіяхъ своихъ*, отъ созданія своего доселѣ остается вѣрнымъ и неизмѣннымъ Богу, и до того утвердилось въ своей вѣрности, что яикогда уже не можетъ нарушить своего святого служенія Царю царей. Намъ, братія, земнымъ духовнымъ воинамъ,—ибо хотя мы и живемъ на землѣ, но принадлежимъ къ тому же воинству небесному, ратующему за славу Божію, отчего и наша церковь земная называется воинствующею,— намъ, говоримъ, должно подражать архистратигу и всѣмъ безплотнымъ добрымъ силамъ въ чистотѣ и вѣрности Господу силъ, намъ, такъ часто имѣющимъ нужду въ заступленіи и помощи ангеловъ, по преимуществу должно заботиться

о сохраненіи нравственной чистоты и вѣрности волѣ Божіей, для того, чтобы находиться въ постоянномъ общеніи съ небесными силами, безъ помощи коихъ мы, по своей слѣпотѣ и лѣности, по своему невниманію и слабости, не могли бы совершить ни одной побѣды надъ врагомъ нашимъ.

бб) Что означаетъ крестъ, которымъ оканчивается копье, изображаемое въ рукахъ архангела? Онъ означаетъ, что брань съ царствомъ тьмы и побѣда надъ нимъ самими силами небесными совершается во имя креста Христова, притонъ посредствомъ терпѣнія, смиренія и самоотверженія... «Кто совершитель окончательной побѣды надъ врагомъ Божіимъ? Кто можетъ сокрушить до конца главу змія? Одинъ Тотъ, въ руцѣ коего всякое начальство, всякая власть и сила надъ небомъ и землею. Сатана съ своими клевретами— воинствомъ ангеловъ, подъ начальст-

Седьмі Поуч.І-Qe. Св. муч. Созонтъ.

(Почему грѣшники часто благоденствуютъ^ а праведники бѣдствуютъ на землѣѵ)

I. Св. мученикъ Созонтъ, память коего совершается нынѣ, жилъ въ Киликіи и былъ пастухомъ. Но и занятія пастуха не препятствовали ему упражняться въ чтеніи священнаго писанія и днемъ и ночью. Онъ любилъ просвѣщать свѣтомъ богопознанія и другихъ, особенно юношей, своихъ сотоварищей

вомъ св. архистратига, низверженъ съ неба, но не сокрушенъ совершенно: низверженный, онъ на землѣ образовалъ ополченіе противъ неба, несокрушимое, можно сказать, никакимъ ангеломъ, но сокрушенное Богочеловѣкомъ I. Христомъ, чрезъ крестную смерть Его. Съ того времени это воинство небесное ратоборствуетъ противъ духовъ злобы подъ знаменемъ Побѣдителя ада и смерти, заимствуя въ крестѣ силу и мужество.

Итакъ, изображеніе св. архистратига Михаила естественно обращаетъ нашу мысль къ тому великому Крестоносцу, Который есть начальникъ и совершитель нашего спасенія. Если и небесныя силы совершаютъ побѣду надъ древнимъ врагомъ Бога, ангеловъ и человѣковъ подъ знаменемъ Господа нашего I. Христа, то намъ, слабымъ и немощнымъ, какъ можно ближе над- лежитъ подходить подъ сѣнь креста, всѣми мѣрами стараться, чтобы никогда не выходить изъ-подъ его спасительнаго осѣненія

III. Вотъ что знаменуетъ, братія, изображеніе св. архистратига Михаила! Вотъ какія мысли внушаетъ намъ его святой образъ! Будемъ внимательнѣе всматриваться въ сей образъ, чтобы самихъ себя преобразовать въ подобіе воиновъ небесныхъ, чтобы чрезъ содружество съ изображаемымъ пріобрѣсти въ немъ защитника, помощника и поборника противъ нашихъ враговъ.

Святый Архистратиже Божій, съ ликомъ безплотныхъ! Молимъ тя, спасай насъ отъ враговъ нашихъ. Аминъ. (Сост. по „Словамъ и рѣч.“ Леонтія, митр. моск. т. II).